Как выбрать направление бизнеса начинающему предпринимателю? Учитывая личные особенности и образ жизни

Бизнес – это умение выстраивать процессы и управлять ими. Это очень обширное понятие, включающее набор действий, которые выполняются для определенной цели. Есть несколько аспектов, описанных ниже, о которых я, Ксения Подхватиловская, предлагаю серьезно задуматься, чтобы предпринимательство не было в тягость и уж тем более, не сомневаться в правильности выбора.

Начало начал

10 лет назад начался мой путь в предпринимательской деятельности. Я вернулась в Россию после получения диплома Бакалавра по бизнесу в австралийском университете Чарльза Стюарта. Я была молода, амбициозна и еще даже не подозревала сколько всего хорошего и не очень меня ждет будучи предпринимателем.

Как выбрать направление бизнеса начинающему предпринимателю? Учитывая личные особенности и образ жизни

Теперь, имея за спиной колоссальный опыт, я понимаю разницу между заходом в бизнес на одной идее и анализом, планированием, стратегией и пониманием рисков. В 22 года мне казалось, что моя идея настолько крута и востребована, что каждому человеку это обязательно будет нужно. Вдобавок ко всему я была не на шутку вдохновлена многими историями успеха, где говорили: «Я просто верил в то, что делаю». На деле оказалось, что далеко не все мечтают купить мой товар, некоторые вообще не понимали зачем он им нужен, другие говорили, что это слишком дорого. Мои ожидания и реальность не совпали, но тем не менее я попробовала еще раз, но уже с более обдуманным и приземленным подходом. Искренне восхищаюсь теми, кто сейчас только начинает свой путь в бизнесе и выбирает направление. Рада поделиться своими наработками по данному вопросу.

С чего начать?

В первую очередь, необходимо обозначить для себя, что такое бизнес конкретно для вас и, что подразумевается под ведением предпринимательской деятельности.

Как выбрать направление бизнеса начинающему предпринимателю? Учитывая личные особенности и образ жизни

Бизнес – это очень обширное понятие, включающее набор действий, которые выполняются для определенной цели. Когда я слышу: «Ой подумаешь, что тут сложного, закупаешь товар и продаешь его.» – понимаю, что человек совсем не представляет сколько людей, инстанций, программ, усилий, нюансов за этим может стоять.

Начинающему предпринимателю нужно как можно больше качественной информации о бизнесе и его составляющих. По своим клиентам могу сразу заметить, если они были ранее на базовом курсе по ведению предпринимательской деятельности и имеют даже небольшое понимание о цели, составляющих и основных понятиях в бизнесе. Конечно, с такими клиентами быстрее происходит синергия и достижение поставленных целей. В то же время отмечу, что сразу заметно, когда клиент прошел курс блогера по успешному успеху в бизнесе, так как в течение консультации приходится его периодически возвращать к тому, что бизнес подразумевает структуру, тестирование и постоянные действия. И если в начале пути вы вдохновлены чьей-то историей успеха и хотите ее повторить, то правильным будет узнать сколько людей, сколько средств, сколько времени и сквозь сколько неудачных попыток это сделали. Ведь бизнес всегда про детали, анализ и тестирование.

Если начинающий предприниматель мечтает о бизнесе, не требующем участия, то я сразу предложу не тратить деньги и время понапрасну.

У меня есть отличный пример на эту тему: у моего клиента был один миллион рублей и он очень хотел бизнес, но не готов был строить его с нуля. Он купил пункт выдачи заказов одного из маркетплейсов с еле заметной прибылью, грязный, со спящими сотрудниками, странными отзывами, но с потенциалом. Пункт находился в доме возле автобусной остановки в большом спальном районе. Бывший владелец радостно убеждал покупателя, что этот бизнес совсем не требует участия и можно зарабатывать, лежа на пляже. Но новый владелец не хотел лежать на пляже, он хотел хорошей прибыли и был готов приложить усилия. Он провел генеральную уборку, перестановку, навел красоту, встречал клиентов, решал спорные ситуации, сменил сотрудников, прописал для них четкие инструкции на каждое действие, привлек помощников в пиковые часы. Спустя месяц участия собственника, количество заказов в данный пункт увеличилось до новогодних объемов, но и это был еще не предел данного пункта и после нового года были внедрены инструменты, расширился штат сотрудников, снова активно участвовал собственник и обороты снова увеличились и в летний сезон, который считается «слабым», оборот не рухнул.

Для сравнения: в один из июльских дней 2023 года на пункт привозились 9 коробок с товаром, а в июльский день 2024 года – 40. Люди говорили: «Здесь хорошо, поэтому мы все заказываем сюда.»

Бизнес всегда про участие руководителя, про отдачу энергии, про вовлеченность в процессы и про готовность реагировать.

При этом, я не люблю, когда к делу относятся, как к ребенку, называют бизнес «своим детищем». Считаю, что у родителя особенное отношение к ребенку и из-за сильной эмоциональной вовлеченности, реальное положение дел в бизнесе может быть упущено из поля зрения собственника. Когда меня пригласили навести порядок в структуре работы детской танцевальной студии, сначала я не могла понять, что может не давать развиваться этому бизнесу: большое помещение в спальном районе, авторитетный руководитель-мастер спорта, администратор с опытом работы, реклама и ведение соцсетей, но возвращаемость клиентов почему-то была мала.

Как выбрать направление бизнеса начинающему предпринимателю? Учитывая личные особенности и образ жизни

Я начала понимать в чем дело, когда на предложенный мною список изменений, собственница бизнеса ответила: «Я не готова это менять, эта студия мне, как ребенок и без этого всего пропадет его изюминка.» Спустя 2 месяца танцевальная студия с большим потенциалом и перспективами была закрыта.

Сейчас есть много информации о личных границах. Так вот я рекомендую начинающим предпринимателям сразу разграничивать себя от своего бизнеса, чтобы избежать дорогостоящих ошибок в будущем.

Так мы подошли к одному из ключевых осознаний для начинающего предпринимателя – это четко обозначить для чего ему нужен бизнес?

Для чего нужен бизнес?

Я слышала много различных ответов от своих клиентов из серии «чтобы ни от кого не зависеть», «чтобы чем-то заниматься», «чтобы мной гордились родные». Но больше всего меня радует, когда начинающий предприниматель четко говорит: «Ну как для чего? Для прибыли конечно.» Про себя я думаю: «Да, с этим можно работать.» Это говорит мне о том, что собственник готов смотреть шире, применять стратегии и вести бизнес.

Также при выборе направления начинающему предпринимателю необходимо понимание своих сильных и слабых сторон, которые могут быть важны в предпринимательстве. И тут как раз на помощь приходит большое количество информации о типах личности, которые есть в свободном доступе для каждого.

Моими сильными сторонами являются креативность и умение брать на себя сложные задачи. Благодаря этому, своим клиентам и их бизнесам, которые оказались в нелегком положении, я могу предложить не самые классические стратегии, достаточно, за короткий срок их «реанимировать» и помочь прекрасно выделиться среди конкурентов. В то же самое время, моя слабая сторона – обесценивание значимости ежедневных рутинных задач в расписании. Иногда это очень напоминает лень и прокрастинацию. При этом дедлайны я соблюдаю всегда, но какой ценой мне дается это соблюдение, я сейчас даже не смогу передать.

Зная эту свою «особенность» на протяжении 7-и лет в предпринимательстве я перепробовала всевозможные способы планирования и мотивации. И 3 года назад, мне в голову пришел свой собственный способ планирования с творческим подходом. Результат был поразительный, и я смогла проследить, как сильно мне удалось продвинуться к поставленным целям и при этом выполнять задачи каждый день.

Вот так на пересечении сильной и слабой стороны я нашла для себя инструмент для эффективности. Для своих клиентов сейчас я делаю то же самое, изобретая специально под них их собственные инструменты, с учетом сильных и слабых сторон, для эффективного продвижения на предпринимательском поприще. Зная себя, уже намного легче идти в анализ ниши и формирование будущего бизнеса. Тут очень хочется похвалить тех начинающих предпринимателей, которые делают это непосредственно до запуска бизнеса, подписания договора об аренде или закупа продукции. Это более осознанный подход к бизнесу, а значит у этого есть больше шансов на успех. Намного сложнее и затратнее разбираться почему дело буксует или стагнирует, а потом переделывать готовое, чем продумано и грамотно начинать с нуля.

Своим клиентам, которые приводят примеры ошеломительных историй успеха западных компаний, по которым они строили свои бизнесы, но почему-то не добились аналогичных результатов, я всегда говорю о том, что за полными солдаутами и миллионами стоит большая и долгая подготовительная работа аналитиков и исследователей. А уже на этой базе выстраиваются продукт или услуга, реклама и продвижение.

Как подобрать нишу для начинающего предпринимателя?

Процесс подбора ниши для начинающего предпринимателя я считаю особенным, потому что в нем сочетаются как неизмеримые данные, так и вполне измеримые.

Я предлагаю разделить лист бумаги на 4 столбика.

В первый столбик выписать все, что у вас уже есть на данный момент:

– опыт работы;

– знания;

– образование;

– сильные личные качества;

– отложенная сумма денег.

Важным будет все. Это ваши ресурсы и они могут быть осязаемыми и неосязаемыми.

Во второй столбик необходимо выписать все, что вам нравится и чем вы увлекаетесь: –Любите вкусно и красиво поесть? Пишите.

– Есть любимое хобби? Это тоже обязательно должно быть в списке.

Третий столбик должен включать названия бизнесов, которыми вы чаще всего пользуетесь и компании, за которыми следите в соцсетях или которые вам нравятся.

Ну и для того, чтобы заполнить четвертый столбик необходимо будет поискать информацию на просторах интернета и, желательно, на официальных ресурсах. Я предлагаю посмотреть:

– какие виды бизнесов и какое количество были открыты в Вашем регионе в прошлом и этом году;

– какие бизнесы наоборот закрылись.

Если удастся найти информацию про тенденции на следующий год и информацию о тех бизнесах, на которые спрос превышает предложение, то это тоже необходимо записать.

Далее нужно проанализировать данные во всех столбиках и найти схожее между собой. Получившийся результат уже делить на составляющие и оценивать уровень владения информацией по каждой составляющей этого вида бизнеса, искать как можно больше материалов по данной нише в разных источниках.

Для своих клиентов я делаю качественный анализ по подбору бизнеса, который по всем показателям подходит именно для него. Всегда на выбор предоставляю несколько вариантов и показываю перспективы развития по каждому. Я уверена, что есть просто успешный бизнес, а есть успешный бизнес для конкретного собственника, с учетом его личности и возможностей.

Используя такой метод, мой клиент с большим опытом работы с машинами, обозначил для себя, что его тянет к работе с грузовиками или к производству чего-либо, а смотрит он в сторону логистической компании или производству арматуры. При этом клиент поделился, что не может понять, что мешает ему до сих пор принять решение. В ходе консультации было обнаружено, что мужчина хочет работать в чистоте и чтобы каждый процесс можно было максимально отследить и проконтролировать. Я предложила клиенту посмотреть в сторону станции самомойки автомобилей либо своей типографии.

Как выбрать направление бизнеса начинающему предпринимателю? Учитывая личные особенности и образ жизни

Совершенно неожиданно мужчина вдохновился печатным производством и в течение месяца собрал все необходимые составляющие для запуска данного бизнеса, а с моей стороны были прописаны стратегия развития и пошаговый план.

Также мне очень помогает общение с коллегами в бизнес сообществах, где я могу получить уникальную информацию о трендах и перспективах для бизнесов. Я сама пришла к консультированию по бизнесу, когда провела большой анализ того, что у меня уже есть и того, что мне интересно, что будет пользоваться спросом и обрадовалась, когда решила, что мой бизнес будет связан с тем, чтобы увеличивать прибыль других бизнесов, тем самым помогая развитию экономики России. И я желаю каждому начинающему предпринимателю, найти свое дело. Пусть это будет кофейня у дома, ювелирный бутик, музыкальная студия, свечной завод, магазин игрушек, студия танцев.

Пусть это будет дело, которое будет приносить вам прибыль и пользоваться спросом у ваших клиентов.

На заметку будущему предпринимателю

Позволю себе предостеречь начинающих предпринимателей во избежании одной из самых распространенных ошибок в бизнесе: даже если вашими сильными сторонами являются ум, трудолюбие и высокая работоспособность, то никогда не стоит забывать о распределении обязанностей среди сотрудников и привлечение специалистов под определенные задачи.

4 из 5 моих клиентов, которые являются начинающими предпринимателями, пытаются сделать самостоятельно задачи трех, а иногда и пяти отдельных сотрудников. В результате это приводит к выгоранию, разочарованию в бизнесе, некачественному выполнению задач (хотя руководителям как раз и кажется, что только они могут сделать качественно) и непонимании куда движется дело.

Во все времена считалось, что бизнес расширялся, когда был готов предоставлять рабочие места, а руководитель мог грамотно использовать способности специалиста во благо компании. История российской компании Глория Джинс, которая уже 36 лет на рынке, является хорошим примером развития в нестабильное время.

Неумение делегировать и управлять может быть слабой стороной начинающего предпринимателя, даже если он сам по себе невероятный трудоголик. Но гонясь за тем, чтобы быть везде, можно оказаться нигде.

Таким образом, начинающему предпринимателю при выборе направления бизнеса необходимо четко понимать что такое бизнес в целом, сколько процессов вовлечено и главную цель бизнеса. Также важно знать свои сильные стороны и обладать качественной информацией, отражающей тенденции в бизнесе.

Не нужно повторять чей-то успех в предпринимательстве, можно иметь свой собственный, построенный на анализе, имеющихся ресурсах, понимании процессов и желании развиваться.

Больше интересного у меня на канале в Телеграм «Мне светло» – о бизнесе простым языком.

55
1 комментарий

Здравствуйте. Как можно попасть к вам на консультацию/стать вашим клиентом?