Работа из дома или в офисе: где люди халтурят больше? Примеры из опыта

Удаленка — безусловно, удобный формат. Но когда все работают из разных мест, часто теряется чувство сплочения и взаимной поддержки. В статье расскажу на примерах, как наладить коммуникацию с удаленными сотрудниками, сдружить команду и нужно ли следить за работой сотрудников.

Меня зовут Владимир Давыдов, я один из основателей StickPeek — производим мерч со сменными стикерами. Также я совладелец маркетингового агентства Комплето. Во всех компаниях, к созданию которых я причастен, был и есть удаленный или гибридный формат работы еще до пандемии. Я “за” свободное посещение офиса и не вижу в этом сложностей или проблем.

Я уже писал о компании БФТ-Холдинг, которой удалось классно выстроить взаимодействие с удалёнщиками и создать для них эффективную систему поощрений.

О том, как удается контролировать сотрудников в разных городах и часовых поясах, как сдружить команду и наладить коммуникацию, расскажу на примерах своих компаний.

Практически все мои сотрудники работают удаленно. А вот у наших друзей и партнеров performance-агентства Медиа 108 из команды в 150 человек на полной удаленке всего около 15% сотрудников. И в этом основная проблема — сложнее уделять всем одинаковое внимание. Директор по персоналу Екатерина Кобзарь добавила в статью, как устроены процессы у них в агентстве.

Содержание:

По данным исследования сервиса Работа.ру 13% россиян уже работают в удаленном формате, 33% предпочли бы работать из дома, а еще 30% хотели бы работать в гибридном формате. Удаленка в 2024 году далеко не новость и большинство компаний не испытывают с этим сложностей.

На удаленке нет проблем — есть недостаток организации рабочих процессов

Потеря мотивации, выгорание, нехватка общения с коллегами — с этими проблемами люди сталкиваются одинаково и на удаленке, и в офисе.

Кажется, что в оффлайн проще подружиться — перерывы на кофе, совместные обеды, разговоры о личном помогают найти общие темы. Но, к примеру, в крупных компаниях можно проработать год и впервые встретиться с коллегами из соседнего отдела на новогоднем корпоративе. При удаленной работе возможности для встреч создают специально, задействовав различные инструменты онлайн-коммуникации — тимбилдинги, онлайн-игры, квесты, геймификация, чаты для неформального общения и пр.

Так одни из наших клиентов, компания Озон, превратили мерч и стикеры в веселый инструмент для общения членов команды. В Ozon Tech почти 4 000 инженеров, сотня команд, офисы в Москве, Питере, Иннополисе, многие работают удаленно или в гибридном формате. Перезнакомить всех обычным способом в такой ситуации нереально. Но с появлением мерча сотрудники стали прекрасно справляться с этой задачей сами.

Изначально все получили только по пять стикеров из 100+ вариантов. Чтобы заполучить понравившуюся фразу, сотрудники начали меняться. Образовался даже отдельный чат, где сотрудники из разных городов ищут прикольные патчи и заодно знакомятся друг с другом.

Выгоранию подвержены в равной степени и в стенах кабинета, и в собственной квартире. Причинами могут быть личные проблемы, нездоровая атмосфера в коллективе, увеличение нагрузки на работе, обесценивание результатов его работы. Видите в этом перечне что-то, связанное с удаленным форматом работы? Вот и я не вижу, потому что в выгорании нет такой зависимости.

Для многих сотрудников удаленная работа становится просто набором материальных условий. Поэтому при появлении более выгодных предложений они легко переходят на другое место, не испытывая особой привязанности к текущему работодателю.

Екатерина Кобзарь, директор по персоналу Медиа 108.

Контроль — это иллюзия

Когда вся команда работает из офиса, можно просто посмотреть на коллег и понять, кто чем занят. С удалённой работой всё иначе. Один из самых больших вызовов — как убедиться, что работа идёт по плану, а сотрудники не отвлекаются.

В некоторых компаниях устанавливают жёсткий контроль. Есть куча программ, например Kickidler или BitCop, которые отслеживают, на что тратится время сотрудников. С их помощью можно получить полную картину продуктивности.

Но такой навязчивый контроль может подорвать доверие в команде. Слежка не добавляет мотивации, а скорее провоцирует на придумывание способов обойти систему.

Работа из дома или в офисе: где люди халтурят больше? Примеры из опыта

Давайте начистоту: производительность сотрудника зависит не от места работы, а от личных качеств. Если человек халтурит на удаленке, то и в офисе будет то же самое.

Не менее важна и организация процессов. Во всех моих компаниях всегда были системы управления проектами, в них прописаны задачи, есть время, оценка результата, план/факт. Записывать экраны сотрудников, следить кто во сколько приступил к задаче, сколько времени двигал мышкой — это точно не про меня.

Конечно, тип контроля зависит от компании — условия службы безопасности, собственников крупного холдинга и прочее. Я оцениваю сотрудников по их результатам, а не по тому, сколько времени они провели за компьютером.

В нашем агентстве Медиа 108 нет контроля рабочего времени. Мы не логируем задачи, а ориентируемся на сроки и качество их выполнения. Рабочих задач много, мы используем Битрикс24 в качестве таск-трекера. Но внутри каждого отдела ребята пользуются своими инструментами для организации рабочего времени.

Екатерина Кобзарь, директор по персоналу Медиа 108.

Как наладить коммуникацию

Качественное общение — это не только про задачи, но и про создание атмосферы, где люди чувствуют себя частью единого целого. Здесь важны и формальные встречи, где обсуждаются рабочие вопросы, и неформальные, которые помогают поддерживать связь между сотрудниками на личном уровне.

Рабочие встречи

На фоне встреч по проектам внутри команды или с клиентами, различных оперативных созвонов у нас есть еженедельные командные встречи, где обсуждаем задачи и планы на ближайшие дни. Это помогает всем оставаться в курсе происходящего и видеть, чем занимается вся команда.

Там, где это возможно, вместо созвона используем скринкасты — рекомендую, удобная штука. Он экономит время всех участников, запись можно посмотреть в любой момент и на удобной скорости.

Вопрос, включать ли камеру на внутренних созвонах, последнее время вызывает много споров. С одной стороны, с включенной камерой меньше соблазнов и поводов отвлечься от темы разговора, больше визуального контакта. У нас в компаниях созвоны проходят коротко и по делу, на встречах присутствуют только те участники, которые нужны для обсуждения повестки, так что отвлечься не получится в любом случае). Поэтому абсолютно все равно, включил сотрудник камеру или нет, каждый работает так как ему удобно. С видео или без — главное результаты работы.

Работа из дома или в офисе: где люди халтурят больше? Примеры из опыта

Самое важное в любой встрече — это цель, что мы хотим достичь: решение конкретной проблемы, обсуждение новых идей, планирование проекта или просто синхронизация действий команды. Участники должны понимать свою роль на этой встрече, что от них требуется — нужно ли подготовить какие-то данные или просто подумать над идеями. Без понятной всем повестки созвон превратится в бессмысленную и бесполезную встречу. Все участники выйдут из разговора с ощущением потраченного времени и без ясного понимания, что делать дальше.

Мы разделяем встречи на рабочие и культурные. Рабочие встречи включают встречи с клиентами — ежемесячные и еженедельные, проектные — минимум два раза в месяц, а также ежемесячные собрания отделов и индивидуальные 1-on-1 встречи каждые две недели. Включение камер у нас остается гибким: обычно все подключаются по видео в начале встречи для приветствия, а затем камеры остаются у модератора и спикеров, остальные могут их отключать.

Екатерина Кобзарь, директор по персоналу Медиа 108

Таск-менеджеры

Такие программы, как Jira или Битрикс, позволяют распределять задачи между сотрудниками, создавать проекты и доски для каждого направления. В любой момент можно увидеть, что находится в работе, что уже сделано, а что требует внимания. Это убирает лишние вопросы о нагрузке отдельного сотрудника и помогает команде работать слаженно, ведь каждый знает, кто чем занимается.

Почему важна обратная связь

Регулярная обратная связь помогает нам оставаться на связи с командой и оперативно решать возникающие вопросы. Это касается не только рабочих моментов, но и неформальных бесед. Я всегда поощряю открытое общение, потому что это снижает риск недопонимания и повышает доверие.

Я убежден, что обратная связь — это ключ к успеху любого проекта, особенно когда команда работает удалённо. В офисе её легко давать через короткие разговоры в коридоре или за рабочим столом, но в работе из дома такого нет. Без регулярного общения можно быстро потерять контакт с командой и упустить важные детали, которые влияют на производительность. Вот несколько проверенных мою способов, как сделать обратную связь полезной и мотивирующей:

  • Проводить регулярные встречи один на один с каждым. Такие встречи у нас проходят с HR и руководителем, где обсуждаются успехи и области для улучшения. Это помогает поддерживать открытый диалог и давать сотрудникам точные ориентиры для роста.
  • Открыто делиться идеями и предложениями в режиме реального времени. Важно наладить удобную платформу для обмена идеями. Мы активно используем чат-каналы в корпоративной системе и регулярные проектные встречи. Так сотрудники могут предлагать решения или делиться мнением в процессе работы.
  • Оценка производительности через KPI и грейды. Важно также создавать чёткую систему карьерного роста для сотрудников. У нас в компании есть «карты роста» — специальный документ, где прописано, что нужно освоить сотруднику, чтобы подняться на новый уровень. Это могут быть тесты, задачи и знания, которые нужно освоить.
  • Проводить регулярные анкетирования. Это помогает выявить проблемные зоны и лучше понимать, как чувствуют себя сотрудники на удалёнке.
  • Говорить не только о проблемах, но и хвалить. У меня в компании есть формат «успехов и факапов» — ежемесячные встречи, где сотрудники могут обсуждать как свои ошибки, так и достижения. Это помогает замечать и не обесценивать свои успехи.

Мы используем два формата встреч: общие собрания отдела, где обсуждаются цели, проекты и нововведения, и регулярные 1-on-1 встречи, где уделяется внимание каждому сотруднику лично.

Также у нас приняты анонимные опросы формата «360 градусов», где все, кто взаимодействует с сотрудником, оценивают его работу.

Стараемся использовать позитивный подход: начинаем с похвалы, затем указываем на проблемные моменты и завершаем предложениями для улучшения. Этот подход помогает создать атмосферу поддержки, а не критики.

К тому же, многие наши руководители сами начинали как линейные сотрудники в компании и прекрасно понимают, через какие трудности проходят их подчиненные. Это делает нашу обратную связь более человечной и ценной для сотрудников.

Екатерина Кобзарь, директор по персоналу Медиа 108.

Как сдружить команду на удаленке

Когда команда работает удалённо, важно не только выполнять задачи, но и создавать атмосферу единства. Ведь сотрудники, сидящие по разные стороны экрана, могут чувствовать себя оторванными от компании, что снижает их мотивацию. Чтобы этого не произошло, нужно активно работать над поддержанием корпоративной культуры. Вот несколько эффективных инструментов, которые помогут вашим сотрудникам чувствовать себя частью команды, даже если они работают удалённо:

✅ Виртуальные встречи

Отличный способ поддерживать связь между сотрудниками, которые ранее собирались вместе на обед или после работы. Теперь это легко перенести в онлайн-формат: виртуальные кофебрейки или пятничные вечеринки в Zoom помогут не только обсуждать проекты, но и делиться новостями, шутками, что помогает сохранить живое общение и поддержать командный дух.

Для развития корпоративной культуры мы проводим шеринги — это регулярные встречи, где сотрудники рассказывают о своих хобби или опыте. У нас делились историями о киберспорте, армрестлинге, релокации. Участие принимают все: и офисные, и удалённые сотрудники. Это помогает увидеть в коллегах не только профессионалов, но и людей с увлечениями и интересами.

Мы также приглашаем внешних спикеров, например, косметолога или фотографа, и все с удовольствием подключаются онлайн.

Еще один проект — Random coffee, где коллеги случайным образом выбираются для неформальной встречи за чашкой кофе. Это помогает установить теплые связи между сотрудниками из разных отделов. Часто такие встречи проходят онлайн, и участие возможно только с включенной камерой — важно видеть лицо собеседника и почувствовать живой контакт.

Проводим онлайн-игры, например «Мафия», и удалённые сотрудники с удовольствием присоединяются.

Екатерина Кобзарь, директор по персоналу Медиа 108

✅ Геймификация

Конкурсы на лучшее выполнение задач, внутренняя валюта за достижения и корпоративные магазины — подобные инструменты помогут повысить мотивацию и сделать работу менее рутинной.

Сменные стикеры позволяют менять фразы на мерче в зависимости от ситуации
Сменные стикеры позволяют менять фразы на мерче в зависимости от ситуации

Внутренняя валюта в Комплето называется CompletoCoin, начисляется за разные активности, а потратить ее можно на товары в корпоративном магазине, например худи со сменными стикерами.

В компании Медиа 108 активно используется внутренняя валюта, основанная на системе благодарности, которая делает признание заслуг сотрудника публичным — все переводы отображаются в общем чате, что усиливает чувство вовлеченности. В результате более 96% сотрудников принимают участие в проекте.

В корпоративном магазине, доступном и для удаленщиков, можно приобрести разные полезные вещи — от оплаты сервисов и сертификатов на Ozon до фирменного мерча, который доставляется по почте.

Также популярны спортивные челленджи, где для подтверждения физической активности достаточно отправить скрин из приложения.

Книжный клуб позволяет участвовать в обсуждениях и писать рецензии, делая процесс интересным для всех.

Недавно были запущены ачивки (достижения), которые также активно поддерживаются удалёнными сотрудниками, расширяя возможности для участия и вовлечения в корпоративную культуру.

Екатерина Кобзарь, директор по персоналу Медиа 108
Работа из дома или в офисе: где люди халтурят больше? Примеры из опыта

✅ Регулярные опросы

Периодические анкеты помогают узнать, как сотрудники чувствуют себя на удаленке, что им нравится или чего не хватает. Анонимные опросы позволяют получить честные ответы и вовремя выявить возможные проблемы, чтобы принять меры. Чтобы получать достоверные ответы и превратить рутину в увлекательное действие можно геймифицировать опросы.

✅ Обучение

Обучение остаётся важной частью удалённой работы, так как сотрудники должны видеть возможности для своего развития. Онлайн-тренинги, вебинары и курсы помогают расти, повышая лояльность к компании. Например, у нас в компании все знают, что нужно делать для перехода на следующий грейд и как от стажера дорасти до ведущего специалиста, четко прописаны все знания, задачи и тесты, которые нужно освоить. При этом мы не носимся с мотивацией, подбадриванием, не нянчимся с каждым. Наши сотрудники полностью самостоятельные. Если у человека возникают вопросы — он их задает и обязательно получает ответы. Но за ним никто не будет бегать и интересоваться, как дела, не нужно ли чего и прочее.

✅ Корпоративы и тимбилдинги

Помимо корпоративных встреч всего коллектива пару раз в год в Комплето есть отдельные поездки для топ-менеджмента, к которым может присоединиться любой из сотрудников. Для этого достаточно набрать наибольшее количество «спасибо» от коллег. В Битрикс есть подобный функционал — можно выразить благодарность сотруднику.

✅ Информирование

В конце каждой недели один из топ-менеджеров записывает видео для всей команды, в котором рассказывает про успехи и трудности компании, про прибыль, что интересного произошло в разных департаментах, поздравляет с днем рождения именинников. Видеозапись выкладывается в общий доступ, и сотрудники могут посмотреть новости в удобное время. Это держит всех в едином информационном поле.

Советы для создания сплоченной команды

  1. Выбирайте сотрудников, основываясь на их ценностях и soft-skills — это помогает создать благоприятную рабочую атмосферу, в которой каждый чувствует себя частью единого коллектива.
  2. Создайте возможности для карьерного роста — когда сотрудники видят пути для развития, они с большим энтузиазмом относятся к своим задачам.
  3. Заботьтесь о каждом — будьте открыты для общения и дайте людям возможность свободно выражать свои мысли и идеи.
  4. Инвестируйте в развитие корпоративной культуры — регулярно проводите совместные мероприятия, чтобы укрепить связи между членами команды.
  5. Обсуждайте общие цели и задачи — это поможет каждому понимать свою роль в развитии компании.
2626
11
118 комментариев

Работала в офисе – как-то в течение недели были то праздники, то собрания, то просто болтали подолгу, параллельно работая, то что-то ещё 🥹 Сближает! Но не продуктивно. А на удаленке оно само как-то работается. И не отвлекает ничего (почти). И планерки в тему: освежаешь задачи в голове (только если они не каждый час, конечно). Уважаю людей, которым нравится офис и ездить туда, но сама после того, как научилась дисциплине на удаленке, больше ни за что и никогда туда не ступлю 🙄

11
Ответить

Полностью согласен. Удаленка - это кайф))) Это огромный плюс для продуктивности.

4
Ответить

как удается не отвлекаться дома на посторонние дела?

2
Ответить

Если есть желание работать, а не штаны просиживать , то неважно где-ты в офисе или на удаленке. У меня знакомая и в родильной работала за час до....😂

3
Ответить

А я люблю офис, очень тяжело дома сосредоточиться, да и домашние как-будто не до конца верят, что я на работе. Постоянно отвлекают!

1
Ответить

А я люблю совмещать и офис, и удаленку… по настроению

1
Ответить

На моей предыдущей работе обязательно нужно было включать камеры на созвонах и еще нам ставили программу Time Doctor. И руководитель контролировал какие вкладки открывает сотрудник, сколько раз кликает мышкой и т.д. Т.к. я работаю на личном ноутбуке, а не на корпоративном, естественно в процессе рабочего дня возникала необходимость открыть нерабочие вкладки. Тот же самый дневник.ру, чтобы посмотреть, что задали сыну в школе. И это было ужасно. Мне кажется, что люди отбывающие наказание в местах не столь отдаленных чувствовали себя свободнее, чем мы. Самое обидное, что руководитель видел, что количество поставленных задач не соответствует рабочему времени - сотрудники перерабатывали. Но этот факт никому не был интересен, что сотрудники сидят вместо 9 часового рабочего дня в активном рабочем режиме все 10 часов, а то и 11 часов. Самый главной вопрос был: "ты заходила в дневник.ру три раза за рабочий день"? 😭 Спасибо тем компаниям, которые заботятся о своих сотрудниках. Статья супер! Много эмоций нахлынуло при прочтении.

7
1
1
Ответить