Ошибки мышления - в чем они проявляются и что с ними делать - ч.1

Недавно прочитал книгу Рольфа Добелли "Мысли иначе". В ней 52 главы, каждой описана ошибка, примеры ее проявления и как ее побороть.

Мне понравилась книга тем, что она легко читается. Примеры самые разнообразные: есть из жизни автора, научные эксперименты, притчи и статьи из газет.

Мне не понравилось отсутствие структуры. Главы идут без какого-либо порядка. Я ловил себя на мысли, что вот эта ошибка связана с другой, и мне было бы лучше рассматривать их вместе. Тем более, что способы борьбы с ними одинаковые.

Уже давно я конспектирую все, что читаю. Книги превращается в заметки в Obsidian. Заметки из разных книг пересекаются, дополняют друг друга, показывают разный взгляд на мир. Они перерастают в статью.

В основу этой статьи я взял ментальные ошибки и их описания из книги. Добавил свои примеры, комментарии и размышления из других заметок.

Я так же сгруппировал ментальные ошибки по схожести. Группировка решает 2 задачи.

  • Читателю проще рассуждать об ошибках. Схожие ошибки проявляются в одинаковых ситуациях. У схожих ошибок схожие методы противодействия.
  • Мне проще писать и выкладывать статью по частям. Я в первую очередь делаю так, как удобно мне.

Хочу отдельно отметить, что это моя субъективная группировка:
1. Базовые ошибки и эффекты
2. Покупка и продажа
3. Прогнозирование
4. Принятие решений в процессе
5. Оценка результатов
6. Социальные взаимодействия

Ментальные ошибки и эффекты в этой категории являются базовыми для других ошибок. Читая описания других ошибок, вы поймете, что "этот X как Y, только в такой ситуации".

Базовые ошибки и эффекты

Предвзятость подтверждения - склонность интерпретировать новую информацию так, чтобы она совмещалась с нашими устоявшимися мировоззрением, теориями и убеждением, а противоречащую информацию (доказательства, опровергающие наши ожидания) - отфильтровывать.

Человек видит и слышит то, что ожидает увидеть и услышать. Ира убеждена, что все мужчины - козлы, и она раз за разом терпит неудачи в отношениях. Беда Иры в том, что она не увидит порядочного мужчину, даже если будет смотреть на него в упор.

Предвзятость подтверждения является базой, из которой растут практически все ментальные ошибки. Чаще всего проявляется в прогнозировании будущего и анализе прошлого.

Эффект фрейминга - неизбежное субъективное восприятие мира. При этом форма подачи информации влияет на ее восприятие.

Мы не физически не способны воспринимать мир в истинном, реальном, настоящем виде. Мы ограничены своими органами чувств, которые даже у здорового человека несовершенны. Воспринимаемая через органы чувств информация далее попадает мозг. Мозг, как мы уже знаем, предвзят. Он отфильтровывает то, что ему не нравится или не нужно, упрощает мир до модели мира. Объекты и ситуации могут быть упрощены до одного критерия, по которому мы уже решаем, что делать дальше.

Покупая машину, Артем решил, что самое главное - это пробег. Цвет, марка, модель, пригодность для его задач - все это уже неважно. Машина хорошая, если у нее пробег маленький. Произошел фрейминг - в голове Артема сложный технический аппарат скукожился до одного числа на одометре. Зная это, продавец может убедить Артема, что именно этот автомобиль лучше или хуже, чем другие, объективно более выгодные для Артема.

Эффект фрейминга накладывает отпечаток на рассуждения человека.

Когнитивный диссонанс - когда результат не совпадает с ожиданиями, человек смягчает свой дискомфорт через другую интерпретацию события.

Сильная личность признается себе и окружающим в том, что совершила ошибку. Это неприятно, это бьет по эго. Слабая личность придумает историю и поверит в нее, чтобы спасти свою самооценку.

Борису снова отказали после собеседования. Если Борис сильный, то он примет, что недостаточно компетентен для позиции. Он запросит обратную связь, подтянет проседающие навыки и через полгода прособеседуется еще раз. Принятие ситуации поможет Борису вырасти как специалисту.

Если Борис слабый, то он придумает, что его завалили. Или что он не очень то и хотел там работать. Или что сейчас он просто ходит по собеседованиям, смотрит рынок. Его эго будет спасено историей, но в долгосрочной перспективе Борис рискует остаться на обочине жизни.

Когнитивный диссонанс подпитывает иллюзию мира, в которой живет человек.

Эффект контраста - вещи кажутся лучше или хуже, когда есть с чем сравнивать

Сами по себе ситуации нейтральны. Сами по себе объекты самодостаточны. Загвоздка в том, что нашему уму обязательна нужна окраска. Не новости, а хорошие новости. Не машина, а дорогая машина. Не работа, а престижная работа. Или плохие новости, старая машина, тяжелая работа. Чтобы понимать, что машина, работа или новости нам нравятся или нет, нам нужен ориентир - другая машина, другая работа и другие новости.

Лада Веста - технологическое чудо по сравнению с шестеркой Жигули, и в то же время та же Лада Веста - это ведро с гайками по сравнению с шестеркой BMW.

Других людей мы тоже воспринимаем на контрасте. Так, мужчины моментально определяют, кто в компании девушек самая красивая, а кто - самая не очень. Если вы - девушка и у вас нет некрасивых подруг, то у меня для вас плохие новости.

Эффект контраста чаще всего проявляется, когда человек сталкивается с выбором

Стимулирование и ответные тенденции в мотивации - люди реагируют на систему стимулов. Каждый делает то, что отвечает его интересам.

Есть 2 двигателя, которые побуждают человека действовать - мотивация и стимуляция.
1. Мотивация идет изнутри. Видение будущего, мечта и миссия подпитывают мотивацию. Человек действует, чтобы сделать ситуацию лучше.
2. Стимуляция идет снаружи. Она бывает наказывающей (кнут) и подкрепляющей (пряник). Человек действует, чтобы ситуация не стала хуже.

Понимая мотивацию человека и систему стимулов, которые на него действуют, можно объяснить поведение человека. Если это поведение радикально изменилось, проверьте, не изменилась ли система стимулов.

В приложении для инвестиций есть раздел инвест-идеи. В этом разделе аналитики выкладывают отчеты. Они на цифрах и графиках объясняют, почему акции компаний должны вырасти или упасть, когда следует покупать бумаги, а когда продавать. Полагаю, что пользователи с благодарностью хватают подсказку, действуя по инструкциям. При этом за отчет платить не надо, он в свободном доступе.

Стоп. Специалист потратил время, собирая информацию, изучая ее, анализируя, делая выводы. При этом результат этой работы он не продает, а отдает даром. В чем его профит? Почему бы ему самому не использовать полученные данные и не разбогатеть?

Разгадка проста. Аналитик не заинтересован в финансовом успехе каждого конкретного пользователя. Он заинтересован в количестве сделок. Чем больше сделок, тем больше комиссия. Чтобы увеличить количество сделок нужно выкладывать больше отчетов. Нужно делать эти отчеты доступными. Нужно, чтобы отчеты были перед пользователями.

Вот его система стимулов. И я бы задумался о качестве таких прогнозов.

На непонимании системы стимулов базируются ментальные ошибки при социальном взаимодействии.

Якорь - использование известной отправной точки для рассуждений о неизвестном.

В якоре нет ничего плохого, пока отправная точка связана с предметом рассуждений. Проблема в том, что наш ум может "заякориться" на неподходящей точке и пустить мысль не в том направлении.

Игорь развлекает свою новую знакомую. Сейчас он собирается угадать, сколько ей лет. Рассмотрим правильный и неправильный якоря.

  • Игорь знает, что девушка выпустилась из магистратуры 2 года назад. Это отправная точка. Он прикидывает - школу заканчивают в 17-18 лет, бакалавриат + магистратура - это еще 6 лет, плюс 2 года. Всего получается 25 или 26. Он спрашивает, кто она по гороскопу и понимает, что день рождения у нее уже прошел. Ответ Игоря - 26. Он угадал, а девушка в восторге.
  • На девушке футболка с числом 69. Возможно, попозже Игорь пошутит на эту тему, но сейчас в его голове это число используется как отправная точка. 69 лет - слишком много для нее. 1969 год рождения тоже не подходит. А если разделить 69 на 3, то уже похоже на правду. Ответ Игоря - 23. Девушка вежливо улыбается, понимая, что он совершенно ее не слушал.

Неправильный якорь - это база для ментальных ошибок, связанных с принятием решений в процессе действий.

Я понимал, что не запомню свыше 50 ошибок. Но тогда какие стоят усилий, потраченных на запоминание? Я решил, что те, из которых смогу вывести остальные. Так появилась эта группа.

Спасибо за внимание.
Продолжение - другие группы - следует.

1 комментарий

Когнитивный диссонанс - хехе) мне это знакомо, к сожалению часто приходиться сталкиваться с данным явлением)

1
Ответить