«Не тычьте в меня договором», или несколько слов о болях ИТ-рекрутеров

Всем привет! Меня зовут Татьяна Мельничук, три года назад я основала IT-рекрутинговое агентство Lucky Hunter. За время существования агентства мы с командой рекрутеров пережили многое: крещение крупными IT-компаниями, удачные сделки, выход на зарубежные рынки, прорывные проекты.

Но вместе с тем, мы столкнулись с множеством препятствий и стрессовыми ситуациями на пути. Большинство сложностей связаны с непониманием со стороны клиентов о том, что представляет собой IT-рекрутинг.

Сегодня я твердо убеждена, что услуга, которую мы оказываем — одна из самых сложных на рынке, и в этой статье я постараюсь объяснить, почему. Я решила собрать самое «наболевшее» и поделиться историей о том, как непросто приходится быть тем, кто оказывает услугу, особенно, когда дело касается IT-рекрутинга.

«Не тычьте в меня договором», или несколько слов о болях ИТ-рекрутеров

Стереотипы об IT-рекрутинговых агентствах

Я работаю на рынке рекрутинга уже более 13 лет. За это время что я только не слышала в свой адрес или адрес коллег. Фразы, вроде: «Вы специально показываете кандидатов подороже, чтобы получить побольше выручки, ведь вы работаете за проценты от годового дохода сотрудника”; “Вы проталкиваете своих друзей, чтобы устроить их в нашу крутую компанию” или “Вы некомпетентны и ничего не смыслите в IT, как вы можете определить опытного специалиста».

Это лишь скудная часть примеров, но каждый из них показывает, что сообщество имеет неверное представление о том, чем занимаются рекрутеры, как обучаются, каким принципам следуют.

Расстраивает и то, что многие считают, что рекрутеры находятся изначально в неравном с клиентом положении, лишь потому что оказывают услугу.

Как обстоит дело в реальности?

Начнем с того, что IT-рекрутинг — B2B услуга, в которой нет понятия о неравенстве, работе по правилу “клиент всегда прав” или других уничижительных принципах. IT-рекрутинг (да и в принципе любая услуга) — в первую очередь, подразумевает партнерство и взаимовыгодное сотрудничество.

Мы делаем все, чтобы удовлетворить клиента и попасть в его ожидания, но не готовы жертвовать своими принципами. Мы уважаем каждого клиента, оказывая услугу максимально эффективно. И все это, несмотря на то, что рекрутеры изначально занимают менее выгодную позицию:

  • IT-рекрутинговые агентства не работают по предоплате. Специалисты по подбору персонала получают вознаграждение за услугу только тогда, когда кандидат примет оффер и выйдет на работу. Спустя несколько месяцев поиска клиент передумал искать сотрудника? Что ж, мы благодарим за работу и стойко принимаем тот факт, что только что потратили сотни часов поиска впустую. В процессе поиска клиент осознал, что хочет резко поменять профиль кандидата, и теперь ему нужны не два Middle Frontend-разработчика, а один Senior Full-stack девелопер? Окей, меняем правила игры и подстраиваемся под новые нужды компании-заказчика.
  • Агентства гарантируют бесплатную замену кандидата, не прошедшего испытательный срок. Специалист перехотел заниматься разработкой высоконагруженных проектов и взял курс по кройке и шитью, чтобы быть поближе к семье? Мы делаем замену. Кандидат получил встречный оффер для работы на Бали? Мы делаем замену. Лишь в случае летального исхода (не дай Бог) сотрудника мы на законном основании имеем право не предоставлять гарантию.

Я отношусь к правилу бесплатной замены двояко. С одной стороны, это логично: каждому из нас хочется быть уверенным в оказанной услуге. С другой — мы работаем с людьми и не можем знать наверняка, что у кандидатов на уме. Кроме того, окончательное решение о найме все же принимает клиент, поэтому не всегда понятно, почему рекрутеры несут полную ответственность за увольнение сотрудника. Но это уже другая история.

Получается, все риски агентства несут на своей стороне. Работая с рекрутинговым агентством, клиент ничем не рискует. Кроме того, многие клиенты работают сразу с несколькими агентствами в параллель. Получаются своего рода «голодные игры»: кто первый нашел, тот и получает вознаграждение. Признаюсь, это подливает масло в огонь.

Что получается?

Мы работаем в настоящих жёстких условиях, рискуем потерять время, деньги, силы. Иногда происходит так, что найденный нами кандидат по ошибке не был закреплен за нашим агентством, и нам приходится долго и упорно доказывать, что мы должны получить за него оплату в случае оффера, а не другое агентство, которое вышло на него позже.

Это тяжелая и стрессовая работа, и самое неприятное в ней — риск беспощадно потерять репутацию из-за эксцентричности клиента.

О репутации

Работая с людьми, мы ежедневно рискуем напороться на человеческий фактор. Так например, в ходе беседы с клиентом и решения спорного момента, который регулировался правовыми нормами, я услышала в свою сторону фразу: «не тычьте в меня договором!”. Как это возможно? Как можно “тыкать» в кого-то договором? Это нормативный документ, который до начала сотрудничества подписывают стороны, подтверждая, что согласны на условия.

Клиенты могут вести себя некорректно по отношению к подрядчикам, зная, что никаких санкций не получат. Мы, со своей стороны, всегда ведем тактичную беседу, уважительно относимся к людям даже в стрессовых ситуациях.

Мы получали «спонтанные» выходы из чата, угрозы судебного разбирательства, отказы выплачивать вознаграждение. Любой наш отказ от дальнейшего сотрудничества — риск потерять репутацию.

По факту, клиенту не составит труда оставить о нашей работе гневный отзыв на эмоциях, а доказать, что мы оказывали услугу качественно, в соответствии с договоренностями — увы, непросто.

Почему я написала это на VC?

Как говорится, накипело: ) Я устала слышать далёкие от истины отзывы об IT-рекрутинге. Я бы также хотела донести до вас, что мы (подразумеваю всех, кто занимается подбором IT-специалистов и делает это добросовестно) оказываем партнерскую услугу и, в первую очередь, преследуем цель выполнить нашу работу качественно, и более того, для нас очень важно выстроить прочные отношения с клиентами, строить крутые команды, развивать IT-индустрию.

Давайте будем добрее друг к другу.

88
11 комментариев

Ниочем, я как рекламный буклет к прочитал.

5
Ответить

Эта статья - тот редкий случай, когда цели прорекламировать компанию не стояло, от слова совсем. Наоборот, через эту статью хотелось показать, как иногда бывает трудно работать IT-рекрутером. Есть даже риск, что некоторые могут воспринять статью слишком близко к сердцу, но, несмотря на это, очень уж захотелось показать другую сторону медали. Жаль, что вы не уловили посыл.

4
Ответить

Хочется больше живых примеров и кейсов, понятно что везде NDA, но в итоге хочется прочитать байки крока с хабра, но про HR. Сейчас есть ощущение, что не хватает амбулы, а преамбула удалась, да.

2
Ответить

Добрый день. Спасибо большое за комментарий. Как раз в этой статье и хотелось обрисовать общие моменты. Статью с кейсами рассматриваю как отдельный материал, который в скором времени обязательно появится на VC.

1
Ответить

Соглашусь в автором. И готов привести свои примеры непростой доли рекрутеров на рынке. Особенно понравилось сравнение с "голодными играми" это точно про нас. 

1
Ответить

Меня трудоустройте. Бали не надо. У меня "офис" в своём доме за городом. Ездить не хочу в Москву.

И всё же офер, от слова "оферта". Хотя лучше поменять на "предложение о найме". 

Ответить

Сергей, добрый день. Пришлите, пожалуйста, свое резюме, и мы посмотрим, есть ли для вас подходящие вакансии. Моя почта: tatiana@luckyhunter.io

2
Ответить