Как экологично давать и принимать правки — 10 принципов

Разбираемся, как должна звучать бережная обратная связь и как корректно на нее реагировать. Я расскажу на примере коммуникации между редактором и автором, но вы можете распространить на любые подобные отношения: заказчик — исполнитель, преподаватель — ученик.

Однажды меня слишком много раз подряд поблагодарили за то, какую обратную связь даю я. Спросили, как именно я это делаю.

В результате появилось видео с презентацией, где я рассказал про 10 принципов, которыми руководствуюсь как редактор и преподаватель (когда даю фидбэк) и автор (когда получаю).Эта статья — вариация на прежнюю тему.

Как давать обратную связь

В любой коммуникации нужно учитывать контекст. В первую очередь — потребности одной стороны, другой стороны и условия коммуникации. В случае нашей темы — нужно явно или неявно ответить на три вопроса.

1. Зачем вы даете обратную связь? Вы собираетесь дальше работать с этим человеком? Его нужно научить навыкам?

Правки должны быть подробными, если это важно стратегически. Расписывать каждую мелочь, если это тестовое задание — смысла нет.

2. Зачем человек выполняет эту работу? Он мотивирован развиваться? Ему важно получить развернутую обратную связь?

Например, у редакторов бывает пунктик на том, чтобы показать автору каждую поправленную запятую. Если это непрофессиональный автор, его это скорее удивит или даже выбесит. Поэтому важно понимать, в каком виде правки нужны самому автору.

3. В каких условиях вы даете обратную связь? Например, есть ли время на то, чтобы копаться в каждой мелочи?

Очевидный, но важный фактор. Иногда успеть сдать в срок работу важнее, чем вместе потеть над запятыми и двигать слова туда-сюда.

Ниже разберем семь принципов, по которым стоит давать фидбэк — от самых простых и общих до наиболее сложных и продвинутых.

1. Критиковать работу, а не человека

Звучит очевидно. Но в менее явном формате на личности всё равно переходят часто: «это непрофессионально» (фактически то же, что и «ты не профессионал») или «сделал как будто умственно отсталый» (с оговоркой, что он же сказал «как»! на самом деле «как» не играет роли).

Как экологично давать и принимать правки — 10 принципов

2. Выбирать эмоционально нейтральные слова

Слова «коряво», «каша», «ляп» часто встречаются, но они неудачные по двум причинам: они эмоциональные и неконкретные. Что именно значит «каша»? Лучше пояснить. А если поясняешь, то и оценочное слово «каша» — уже лишнее.

Как экологично давать и принимать правки — 10 принципов

3. Объяснять, что конкретно не так

Не всегда нужно объяснять каждую запятую, конечно. Но в целом конкретность и подробность для правок — синонимы вежливости. Худшие негативные примеры — комментарии в духе «мне не нравится, перепишите». Поиграйте со шрифтами. Поиграйте с буквами.

Как экологично давать и принимать правки — 10 принципов

4. Не додумывать, а спрашивать

Иногда непонятно, что имел в виду автор. В таком случае лучше указать на неоднозначность, а не трактовать одним своим способом.

Как экологично давать и принимать правки — 10 принципов

5. Объяснять, как должно быть

Не просто объяснить, почему плохо, но и показать, как может быть лучше. Еще на один уровень фидбэк-мастера выше — показать несколько вариантов, которыми можно решить одну проблему.

Как экологично давать и принимать правки — 10 принципов

6. Хвалить тоже лучше работу, а не человека

Неочевидно. Но хвалить человека — менее экологичный вариант. Иногда между похвалой и ярлыком — тонкая граница («ну ты интеллектуалка!»), иногда похвала звучит снисходительно («умничка»!). Да и в целом похвала — это переход границы делового общения.Зато когда даешь оценку работе, человек легко переносит ее на себя. «Написано креативно» — значит, и автор креативный, как же еще. Хотя, опять-таки, подробный комментарий будет лучше.

Как экологично давать и принимать правки — 10 принципов

7. Даже если всё хорошо — показывать зоны роста

Бывает, что правок нет или они незначительные, проще самому отредактировать. Но совсем оставлять автора без внимания — плохая идея: возгордится и заскучает. Каждому всегда есть куда расти, и на эти возможности стоит указывать.

Как экологично давать и принимать правки — 10 принципов

Как принимать обратную связь

В коммуникации участвуют двое (как минимум). Насколько правки будут эффективными и насколько бесконфликтным получится диалог — зависит и от того, кто принимает правки. Оставшиеся три принципа посвящены ему.

8. Отделять факты от своих и чужих эмоций

Бывает, что обратная связь сформулирована грубо. Может, человек по ту сторону действительно зол. Может, он даже орет. О своих и чужих эмоциях можно подумать отдельно, а о содержании правок — отдельно.

Как экологично давать и принимать правки — 10 принципов

9. Критически оценивать замечания

Просто принять все правки (или любой другой фидбэк) — не вариант. Ты тут профессионал и автор своей работы? Если не согласен — нужно аргументированно отстаивать позицию.

Как экологично давать и принимать правки — 10 принципов

10. Уточнять непонятное

Молча согласиться с правками, не понимая, что они значат или почему они такие, — еще одна сомнительная тактика. Лучше честно признаться и переспросить. Так будет проще исправить сейчас. И так будет полезно для будущего.

Как экологично давать и принимать правки — 10 принципов

Обратная связь — мощный инструмент обучения, роста, управления. К нему прилагается обширная теория, в которую я не углубляюсь в этой статье. Она намеренно личная: я формализовал принципы, которыми руководствуюсь сам.

Если вам интересно, можете также изучить виды обратной связи и ее фреймворки (виды структуры). Например, я недавно узнал, что несознательно пользуюсь фреймворком «Бутерброд»: похвала — критика — похвала. Хороший фреймворк.

Приходите ко мне за бутербродами с полезной начинкой на курс по копирайтингу и редактуре :)

44
4 комментария

Рад, что полезно!

все гениальное просто!

1