Аккредитация ИТ-компании в 2024: как мы за месяц открыли ООО и справились с последствиями 2022 года

Делимся пошаговой инструкцией по получению аккредитации для IT-компаний. Расскажем, как мы за месяц перешли с ИП на ООО, сколько это стоило и почему это стоило того. Погружаемся в детали, чтобы у вас получилось быстрее и проще.

Аккредитация ИТ-компании в 2024: как мы за месяц открыли ООО и справились с последствиями 2022 года

О нас

Всем привет! На связи Настя и команда Кэткод. Мы уже 6-ой год разрабатываем и поддерживаем виджеты (дополнения) для amoCRM. Эта статья для тех, кто думает над открытием нового ООО и планирует получить аккредитацию для ИТ-компании вместе со всеми сопутствующими льготами. Ближе к делу ⤵

С ИП на ООО

Мы, как и большинство IT-компаний, сидели на ИП: оборот в 200 млн рублей нас полностью устраивал. К тому же, у ИП много вариантов налоговых режимов: ОСН, УСН, НПД, АУСН. Плюс, для IT-компаний существуют разные патентные системы, которые позволяют существенно снизить налоги. Мы совмещали «упрощёнку» и ПСН.

На ПСН мы платили 3 000 рублей год + налог в 3% на доходы свыше 300 тысяч рублей + 50 тысяч рублей на стандартные взносы на пенсионное и медицинское страхование.

Итого налогов в год: 50 000 рублей + 3000 рублей + 1% сверх указанного дохода

Но цифры меняются из года в год. Например, в 2024 году стоимость патента (ПСН) составляет 6 000 рублей за год, а фиксированный платёж для ИП на упрощёнке равен 49 500 рублей. Это достаточно низкие налоги, но при этом можно официально нанимать сотрудников.

Ну и нас всё устраивало, но ситуация изменилась, и нам пришлось столкнуться с двумя последствиями 2022 года:

  • В компании CatCode работают сотрудники мужского пола, и нам ну никак не хотелось расставаться с крутыми спецами.
  • Катастрофическая нехватка кадров на рынке — очень сложно искать мидлов.

Сначала мы, как и все, ждали, что всё как-то само закончится, но ситуация давила, и сидеть сложа руки уже больше не было сил. Мы решили открыть ООО, получить аккредитацию, спасти гендира от мобилизации и начать активно нанимать IT-специалистов.

Апокалипсис на ИТ-рынке

Из-за 2022 года произошёл значительный отток специалистов. Мало того, что большинство старых сотрудников уехали, так и новых кадров стало меньше из-за призыва. Это стало серьёзной проблемой.

На рынке трудоустройства катастрофический дефицит кадров, при этом безработица с каждым годом идёт на снижение: 2022 год — 4,4%, 2023 год — 3,15%, 2024 год — 2,7%. И казалось бы, показатель уменьшается и можно радоваться, но на самом деле — это очень и очень плохо.

Почему?

На рынке нет кадров, поэтому и нет безработицы. Компании берут всех подряд, потому что работать-то кому-то надо. Как следствие — вместе со снижением безработицы снижается и качество кадров. Мы же не сдаёмся и продолжаем долго и упорно искать хороших спецов.

Аккредитация ИТ-компании в 2024: как мы за месяц открыли ООО и справились с последствиями 2022 года

Мы посещали HR-конференции — на рынке труда сейчас невероятная заруба. Рекрутеры в шоке: им сложно найти middle-специалистов — людей, которые просто хорошо выполняют свою работу (и речь не только о разработчиках).

Компании столкнулись с серьёзной конкуренцией за кадры. Контрактникам сейчас единоразово выплачивают 400 000 рублей + минимальные суммы в месяц от 210 000 рублей. К тому же, государственные заводы также предлагают гигантские зарплаты слесарям, токарям и другим специалистам. И люди туда идут, поэтому уже всем компаниям приходится конкурировать с этими зп, не говоря уже об ИТ-секторе.

Мы решили, что нашей доп.плюшкой станет бронь от мобилизации и от призыва, которую нам даст аккредитация компании. Кстати, за 2023 год 2 тыс. IT-компаний прошли проверку и уже получили подтверждение аккредитации.

На данный момент мы рассматриваем такую стратегию привлечения специалистов: набирать джунов и растить из них мидлов и сеньоров. В противном случае сотрудники будут выбирать между работой в больших IT-компаниях, таких как Яндекс, и нами, и предпочтут, скорее всего, не нас. А так, мы можем предложить среднюю зарплату для ИТ-специалиста по России, хорошие условия работы, рост и бронь от мобилизации.

Открываем ООО (пошагово)

Начнём с того, что у нас был ровно месяц на открытие ООО. Почему? Потому что один из учредителей CatCode уволился с работы в IT-компании в момент мобилизации, и чтобы не попасть под призыв, нужно было соблюсти следующие условия от государства:

Сотрудники ИТ-организаций, не достигшие 27 лет, могут получить отсрочку от прохождения срочной службы. Условия получения льготы зависят от стажа работы в ИТ-компании:

  • В случае стажа работы более года, обязательно:
  • Обладать высшим образованием, при этом специальность должна входить в установленный список профессий;
  • Работать по компании на основании трудового договора;
  • Иметь стаж в данной аккредитованной ИТ-компании не менее 11 месяцев в году до призыва.
  • В случае стажа менее года, нужно:
  • Иметь образование ВУЗа по профессии из указанного выше списка специальностей;
  • Заключить трудовой договор с нанимателем в течение года после окончания срока обучения в ВУЗе

Вот пункт, который определил сроки открытия ООО: «Иметь стаж в данной аккредитованной ИТ-компании не менее 11 месяцев в году до призыва». Это означает, что за календарный год только один месяц можно не работать в компании, т.е. есть месяц, чтобы найти новую работу, если ты вдруг уволишься с прошлой. И мы должны были в этот месяц уложиться, чтобы гендира устроить уже в нашу аккредитованную компанию.

Как открыть ООО?

Если один учредитель, то открыть ООО поможет любой банк: Точка, Тинькофф, Альфа, Сбер. Нужно просто заполнить заявку онлайн, для чего понадобятся паспорт, номер телефона, СНИЛС и юридический адрес будущей компании. Банк бесплатно проверит, подготовит и отправит документы в налоговую. Это самый простой и незатратный вариант.

Если учредителей двое, то тут сложнее:

Шаг 1. Определяемся с названием компании, размером уставного капитала, текстом устава, юридическим адресом и выбором кандидатуры руководителя.

Шаг 2. Готовим пакет документов:

  • устав;
  • заявление по форме Р11001;
  • протокол общего собрания учредителей;
  • заявление о переходе на УСН;
  • договор аренды или владения для подтверждения юридического адреса;
  • договор об учреждении.

За месяц всё сами собрать мы бы не успели, поэтому обратились к юристам за полным сопровождением. Юристы посоветовали регистрировать ООО в начале квартала (в апреле), чтобы в момент аккредитации у нас не было отчётного периода и не нужно было заниматься лишней бюрократией, поэтому 19 марта мы начали не спеша заниматься документами.

Пакет документов мы собирали примерно неделю.

Шаг 3. Идём к нотариусу

Нотариус заверил все подписи и отправил документы в налоговую.

Шаг 4. Регистрация ООО

Спустя неделю, 4 апреля наше ООО было зарегистрировано. Дальше нужно было подсуетиться — нам срочно нужна была электронная подпись ген.директора для подписания всех документов.

Шаг 5. Получаем электронную подпись

Исходя из нашего опыта, электронную подпись необходимо сделать сразу, так как все последующие этапы завязаны на ней, включая вход в Госуслуги. Именно через Госуслуги отправляется заявка на аккредитацию, поэтому важно было оперативно получить электронную подпись, чтобы быстрее подать документы.

В той же нотариальной компании мы купили флешку, сделали подпись, и нам проверили все документы. Подпись делается один день.

Шаг 6. Последние штрихи

После открытия ООО нам понадобились след.документы: трудовой договор для директора и сотрудников, документ об оплате уставного капитала, список участников и приказ о назначении ген.директора. В подготовке этих документов нам уже помогала бухгалтер. Мы достаточно быстро трудоустроили гендира и открыли счёт в банке.

Практически в каждом банке есть пробный период обслуживания на месяц, например, в Сбере, ВТБ, Контур.Банке. Затем уже можно выбрать нужный тариф под ваш бизнес
Практически в каждом банке есть пробный период обслуживания на месяц, например, в Сбере, ВТБ, Контур.Банке. Затем уже можно выбрать нужный тариф под ваш бизнес

Затем мы подключили Контур.Эльба и Диадок — интегрированные системы для электронного оборота с контрагентами. Благодаря этой интеграции созданные в Эльбе документы можно автоматически отправить в Диадок, а уже из Диадока отправить контрагентам на подпись.

Изготовили печать компании за 1460 рублей, её можно заказать в любой типографии — сделают буквально за день.

У нас на печати — наш кот в формате PNG, ИНН и название. Если вам логотип не требуется, можете заказать печать только с названием компании.

Аккредитация: пошаговая инструкция

Без помощи юристов можно было обойтись, но нам надо было сделать всё быстро и с гарантией, поэтому мы действовали по чек-листу, составленному нашим юристом. Давайте по шагам:

Шаг 1. Направить в ФНС согласие на раскрытие сведений по инструкции Минцифры (через Госуслуги)

Подать заявление можно в личном кабинете через Госуслуги. Тут говорится, что заявление рекомендуется подавать в среду, потому что если подать его до понедельника, то его проверят только в следующей очереди. Почему именно в среду — загадка ))

Аккредитация ИТ-компании в 2024: как мы за месяц открыли ООО и справились с последствиями 2022 года

При подаче заявления необходимо заполнить большую анкету, написанную юридическим языком. На деле это просто форма, где нужно проставить соответствующие галочки.

Мы подали заявление через Госуслуги и, попав на майские, очень переживали, что не успеем до конца апреля. Но нам как-то повезло, и через 1,5 недели согласие приняли. Обычно, по словам юристов, процесс занимает 10 рабочих дней, то есть около двух недель. Учитывайте это.

Важно! При окончании периода раскрытия сведений или окончания срока действия согласия, аккредитация будет аннулирована.

Шаг 2. Подготовить сайт компании

У нас уже был сайт, но нужно было внести несколько важных правок:

1. Добавили информацию о деятельности нашей компании в области ИТ (какие услуги оказываются, какие продукты разрабатываются):

Аккредитация ИТ-компании в 2024: как мы за месяц открыли ООО и справились с последствиями 2022 года

2. Указали контактные данные и реквизиты компании:

Мы прописали данные, счёт, ИНН, адрес
Мы прописали данные, счёт, ИНН, адрес

3. Добавили информацию о стоимости продуктов/услуг (допускается указание цены по модели «стоимость определяется индивидуально в результате обращения клиента на почту Х»):

Аккредитация ИТ-компании в 2024: как мы за месяц открыли ООО и справились с последствиями 2022 года

4. Описали технологии, которые используем в работе:

Теперь на сайте висит стек технологий (здесь нужно использовать простые слова, которые есть в чек-листах у госслужащих)
Теперь на сайте висит стек технологий (здесь нужно использовать простые слова, которые есть в чек-листах у госслужащих)

5. Опубликовали информацию о реализованных проектах:

Выложили кейсы с vc
Выложили кейсы с vc

Правки на сайт мы внесли достаточно быстро ещё до получения ЭЦП.

Шаг 3. Соответствие «зарплатному» критерию

Важно! Если компания подаст заявку на аккредитацию до окончания текущего налогового квартала, то ей можно не беспокоиться о соблюдении «зарплатного» критерия.

Мы зарегистрировали компанию 4 апреля и сразу, в том же квартале, подали заявку на «зарплатный» критерий. Если бы мы открыли компанию в другом квартале, то пришлось бы соответствовать отчётным требованиям, но поскольку отчётности у нас не было, нам и соответствовать было нечему.

НО! Через год нас будут проверять по данному пункту. Поэтому, после того, как мы уже аккредитовались, необходимо было выбрать, чтобы «зарплатный» критерий был не менее среднего размера зарплаты по России ИЛИ средней зарплаты по Санкт-Петербургу (поскольку наша компания зарегистрирована именно в Питере). Мы ориентировались на среднюю зп по России, так как она ниже, чем по Санкт-Петербургу. Рассчитать среднюю зп можно, исходя из данных Росстата.

Шаг 4. Подтвердить соответствие критерию по доходу от ИТ-деятельности

Здесь есть две опции:

1. Доход от ИТ-деятельности должен быть не менее 30% от общего. Мы подходили по этому пункту, нам не о чем было беспокоиться, так как наша основная деятельность — разработка и продажа нашего ПО.

Для соблюдения данного пункта многим компаниям приходится делить компанию на две: одна — для основной деятельности, а вторая — для ИТ. Небольшие компании согласовывают с бухгалтерами выставление счетов по ОКВЭД «Разработка» и так наскребают на 30%.

На всякий случай вот перечень видов ИТ-деятельности.

2. Если доход компании с момента её создания составляет менее 1 млн рублей, а сама компания была создана менее трёх лет назад, то её можно включить в реестр стартапов субъекта, в котором зарегистрировано юр.лицо.

Нам повезло, что в Питере ещё не разработан реестр стартапов, говорят там полна *опа. В Москве и Казани, например, такие реестры уже открыты, и для соответствия пункту по доходу компании нужно сначала вступить в него, а затем уже подаваться на аккредитацию. Намного сложнее, чем первый вариант.

Шаг 5. Определиться с ОКВЭД

Основным кодом обычно указывают ОКВЭД 62.01 (Разработка ПО), дополнительные — могут быть абсолютно любыми. Соответственно, если у вас уже открыта компания, вам необходимо подать заявление на изменение ОКВЭД. Мы же, как новая компания, сразу зарегистрировали ООО с нужными кодами.

Шаг 6. Проверить соответствие компании доп. критериям:

  • Компания не должна быть прямо или косвенно аффилирована с РФ, субъектом РФ или муниципалитетом;
  • У компании не должно быть недоимок по налогам больше 3000 рублей;
  • У генерального директора не должно быть непогашенной судимости.

Здесь вроде всё просто, проблем быть не должно.

Шаг 7. Зарегать аккаунт генерального директора и аккаунт юр.лица на Госуслугах

Для данного шага понадобится электронная подпись, регистрируетесь и заполняете необходимые данные — всё интуитивно просто и понятно.

Аккредитация ИТ-компании в 2024: как мы за месяц открыли ООО и справились с последствиями 2022 года

Итак, ещё раз пробежимся по пунктам:

  1. Отправить согласие на раскрытие сведений нужно всем — и новым, и уже существующим компаниям .
  2. Сразу начать оформление ЭЦП генерального директора, чтобы не затормозить следующие шаги.
  3. Подготовить сайт к проверке.
  4. Проверить соответствие «зарплатному» критерию.
  5. Убедиться, что доход от ИТ-деятельности составляет не менее 30% от общего, или постараться его дотянуть.
  6. У компании не должно быть недоимок, а у учредителей — судимостей.

Если по всем пунктам выше всё окей, заходим на Госуслуги, заполняем простую форму, кликаем по нужным кнопочкам и отправляем заявку на аккредитацию. Теперь ждёмс ответа, он приходит туда же, на Госуслуги.

Аккредитация выдаётся на год, и после её получения нас (и вас) ежегодно будут проверять на соответствие «зарплатному» критерию и доходу от ИТ-деятельности (не менее 30%). Если мы не будем соответствовать одному из пунктов, аккредитация аннулируется.

Сколько всё это заняло времени?

  • 19 марта мы начали собирать документы на открытие ООО, на это ушла примерно неделя.
  • 29 марта пришли заверить документы к нотариусу.
  • 4 апреля уже открыли ООО.
  • 9 апреля отправили заявление в ФНС, ответ получили 11 апреля.
  • 16 апреля отправили заявление на аккредитацию, а 29 апреля уже получили аккредитацию. На всякий случай, рассчитывайте здесь на 3 недели, так как юристы сказали, что срок рассмотрения заявки на аккредитацию не менее 15 рабочих дней. Нам просто повезло.

Итого: 1,5 месяца на открытие ООО и получение аккредитации

P.S. Это реально затратно по времени: тут сходи, там проверь — квест ещё тот.

Сколько стоит?

  • Открытие ООО (помощь юристов, пакет документов) — 50 000 ₽ (можно и самим, но мы платили именно за скорость);
  • Помощь с аккредитацией — 50 000 ₽ (могли бы и сами, но опять-таки юр. помощь ускорила процесс);
  • Нотариус (заверение и отправка документов в налоговую) — 6 000 ₽;
  • Флешка — 1 800 ₽;
  • Печать — 1 460 ₽;
  • Уставной капитал — 10 000 ₽;
  • Печать документов — 2500 ₽.

Итого: 121 760 ₽

Спокойно можно сэкономить на юристах, если вам не срочно. В принципе, со всем можно разобраться самостоятельно, плюс мы вам тут лайфхаки всякие оставили.

Что сейчас?

Процесс открытия ООО и получения аккредитации энергозатратный, особенно, если пытаешься уложиться в сжатые сроки. Но вместе с этим открывается куча плюсов: льготная ипотека, отсрочка от армии и мобилизации, налоги по льготным ставкам и страховые взносы по пониженным тарифам.

Несмотря на все эти поблажки для ИТ-компаний, налоги для ООО всё равно выше, чем были для ИП. Если на ИП с УСН можно было подавать отчётность раз в год и оплачивать бухгалтерские услуги также раз в год, то теперь это ежемесячная работа.

Если коротко: теперь нам нужно устраивать ежегодные собрания, платить МНОГА налогов, искать джунов и растить компанию.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, куда мы постим статьи, видео и другие полезности про amoCRM и продажи 🐱

P.S. Всегда можем сделать доработку под ваш бизнес 😉

1010
11
2 комментария

Так вроде льготная ипотека в айтишке для больших городов а ля Питер и Москва уже не работают? Или ошибаюсь?

Ответить

Сейчас да, но мы аккредитовывались в апреле и это не самая главная цель была ))

Ответить