Айсберг аналитической зрелости зрелости в EdTech: как не утонуть в данных и увеличить LTV& Retention

Айсберг аналитической зрелости зрелости в EdTech: как не утонуть в данных и увеличить LTV& Retention

Когда онлайн-школа находится на этапе стартапа, задача по созданию аналитики не кажется чем-то сложным.

Все просто: считаем общее количество учеников за определенный период, сравниваем с предыдущим, а для полной картинки добавляем данные маркетинга.

Но, когда учеников становится больше, команда растет, точки соприкосновения, условий успеха/провала углубляются, самописные системы и 1000 табличек в Google показывают себя неэффективно.

Как избежать увеличения численности команды и не прогореть на поисках нужных цифр?

Привет! Я Евгений CEO & co-founder livedigital.

Вместе с командой мы создали видеосервис, который предназначен не только для созвонов и планерок, но и для организации онлайн-обучения, вебинаров и, главное, сбора своевременной аналитики!

Среди наших клиентов крупные онлайн-школы, входящие в ТОП-5 по России, поэтому понимаем, с какими задачами и проблемами сталкиваются управляющие, когда речь заходит о масштабировании и непредвиденном росте.

Сегодня хочу рассказать о своём видении аналитической зрелости, которая позволяет даже небольшим классам со временем превращаться в лидеров EdTech.

Оговорюсь сразу, во время выступлений я разбиваю “айсберг” аналитической зрелости на 5 сегментов, но в этой статье расскажу о 3-х самых популярных.

Уровень 1: - Иванова здесь? - Здесь

Самый верхний уровень нашего айсберга – это привычная перекличка и сбор данных вручную. Все очень похоже на привычную нам систему в школе. Ученик пришел, сел за парту, откликнулся на свою фамилию.

Оговорюсь сразу: находиться на этом уровне сбора данных – не значит “плохо”. “Плохо” – это когда вообще не собираем цифры и полагаемся на случай. А здесь уже имеется определенная работа и знакомство с ситуацией.

По моим наблюдениям 80% онлайн-школ повторяют обучающие модели обычных школ (те самые, которые в оффлайне и с партами). Поэтому именно на верхнем этапе сбора аналитики применяются похожие инструменты: сбор/перекличка и отслеживание успеваемости.
По моим наблюдениям 80% онлайн-школ повторяют обучающие модели обычных школ (те самые, которые в оффлайне и с партами). Поэтому именно на верхнем этапе сбора аналитики применяются похожие инструменты: сбор/перекличка и отслеживание успеваемости.

Но, когда вопросов а-ля “Получал одни 5-ки и ушел в середине года” или “посещал все занятия и больше на связь не выходит” становится больше, подключается рутинный разбор задач.

Обычно к этому привлекают кураторов (или администраторов, или отдел качества, каждый называет по-разному). На их плечи ложатся бытовые поручения, которые выжигают даже самых терпеливых работников.

Айсберг аналитической зрелости зрелости в EdTech: как не утонуть в данных и увеличить LTV& Retention

Преимущества подхода:

  • Имеются релевантные данные для оценки profit-компании
  • Аналитики достаточно, чтобы построить первичную стратегию

Отрицательные стороны:

  • Сотрудники “выжигаются” и происходит текучка за счет роста рутинных ручных задач
  • Данных недостаточно, чтобы оценить метрики самих курсов и работать над LTV & Retention
  • Стратегия развития достаточно “поверхностная”, нацеленная на привлечение новых клиентов (а, как мы знаем, с каждым годом цена за новый лид все растет и растет)
  • Сложно представить модель масштабирования

Уровень 2: Данные собрали в LMS, разобрали вручную

Погружаемся в айсберг и переходим на следующий этап:

Подключаем LMS-систему и собираем в неё данные со всего обучения.

Условно, у нас есть онлайн-класс из 20 учеников. Мы уже на 2-м уровне аналитической зрелости, а потому в начале урока не совершаем архаичную перекличку, а сразу проводим занятия.

Получаем данные, кто посетил урок,а также дополнительные сведения – всё это передаётся в LMS и приходит к нам в виде таблицы или дашборда.

Красиво. Лаконично. Понятно.

Айсберг аналитической зрелости зрелости в EdTech: как не утонуть в данных и увеличить LTV& Retention

Однако, одних табличек мало. Даже если они яркие. Подключаем сотрудника.

А далее срабатывает человеческий фактор:

  • Как сотрудник интерпретировал данные?
  • Увидел ли закономерность?
  • Спрогнозировал ли отток?
  • Передал ли ответственным?

Всё в норме, когда школа небольшая. Групп или классов, скажем, 20-30, а кураторов в 2 раза меньше. Все всё успевают. А, когда группы растут, нагрузка растёт, ищем новых сотрудников.

Преимущества подхода:

  • Данных становятся больше, они автоматизированы
  • Легко подобрать сотрудников, которые будут работать и интерпретировать аналитику
  • Есть возможность спрогнозировать рост
  • Незначительное уменьшение рутинных задач

Отрицательные стороны:

  • То, что происходит на самом уроке остаётся “черным ящиком”
  • Интерпретация данных зависит от человеческого фактора

Уровень 3: Раскрываем "черный ящик", уменьшаем отток студентов

Наконец пришло время погрузиться в самые глубинные вопросы, убрать человеческий фактор и получить полную картинку происходящего.

Самая частая ситуация: ученик ходит на все уроки, не жалуется (или родители его не жалуются), 100% посещаемость, оценки хорошие.

ВДРУГ!

Ушел в следующем периоде.

Айсберг аналитической зрелости зрелости в EdTech: как не утонуть в данных и увеличить LTV& Retention

Ладно, когда такой 1, а когда их несколько? Скажем, отток составляет 30%?

Буквально пару лет назад эта ситуация не была критичной: в силу доступных бюджетов можно было легко восполнить просадку новыми учениками, а что делать теперь, когда только ЛИД может стоить от 300 до 3000 руб?

На примере нашей интеграции с LMS расскажу, как решили эту проблему мы:

  • После подключения из видеосвязи livedigital в LMS-систему стали передаваться не только данные посещаемости, он и данные вовлеченности на занятии, что позволяет не просто увидеть факт присутствия, но и поведение во время занятия.
  • Стало видно: активность каждого ученика, качество урока по выставленным оценкам (ученики оценивают учителя), реакции учеников по времени (польза для методолога)
  • Куратору или методисту необязательно присутствовать на уроке, все данные передаются автоматически и доступны к выгрузке в любое время
  • Все данные позволяют проанализировать качество урока: корректно ли простроен сценарий, какие моменты являются интересными, а на какие нужно обратить пристальное внимание, был ли вовлечен педагог и тд.
  • Все это повышает качество самого урока, а значит непосредственно помогает построить стратегию влияния на ключевые метрики: LTV & Retention.

Сейчас мы идём еще дальше и подключаем ТРИГГЕР! Когда вовлеченность становится ниже 75% кураторам приходит оповещение: с учеником необходимо поработать.

Это позволило увеличить Retention на 10%.

Добавлю, что вовлеченность сама собой никуда не девается. Не бывает так, что, вот условный Вася Петров ходил на занятия, а потом резко перехотел и пропал. Как правило, вовлеченность никогда не бывает 100% (особенно у детей), но, тревожным звоночков является именно её просадка по нисходящей.

Итак, преимущества 3 уровня аналитической зрелости:

  • Есть прямая возможность работать над ключевыми метриками
  • Возможность установить сценарии автоматического реагирования
  • Повышение качества образования
  • Обновленные курсы привлекают новых учеников
  • Экономия времени и ресурсов

Вместо заключения:

Работа над удержанием учеников всегда была и будет более благодарной, чем постоянная “гонка за новичками”. В условиях постоянно-растущих цен за лид, действия по увеличению retention и ltv становятся ключевыми для бизнес-процессов.

Прямо сейчас мы в livedigital проводим бесплатные разборы аналитики для онлайн-школ. За часовую встречу обсудим точки роста, расскажем свой опыт и опыт ТОП компаний в EdTech для реализации системы автоматизации аналитики. Все прозрачно и понятно: можно внедрить сразу же. Дадим понятную инструкцию и план решения.

Поделитесь в комментариях, как обстоят дела у вас? Анализируете учеников, чтобы добиться лучших результатов и увеличить их value? Или направляете все силы в маркетинг и привлечение?

55
33
12 комментариев

Про Титаник улыбнуло 😂 вообще кажется, что бодрая и ровная аналитика эдтех ещё может только сниться.

Сколько школ знаю — все болеют от одного

Ответить

Согласен. Особенно в условиях последних лет, самая актуальная "боль" - это аналитика

Ответить

Работала в онлайн-школе еще на заре карьеры маркетологом. Помню "тех специалистов", навязывающих свои самописные системы. Жесть... В полной уверенности, что все должны учить, что там они придумали.
Даже сейчас вспомнила, перекрестилась. Ни одна цифра не сошлась за 3 года! НИ ОДНА. Ж8*а, одним словом...

Ответить

Надеюсь, это не камень в огород IT?)))

Мы не просто помогаем интегрировать аналитику, но делаем её понятной для всех причастных сотрудников.
У нас существует целый отдел сопровождения. Поддерживают и идут с вами вместе на каждом этапе!

Ответить

👍👍👍

Ответить

:)

Ответить

Боже, картинки к статье отдельный вид искусства 🔥

Ответить