Окупаемость сделок

Большинство из вас используют в компаниях валовый метод учёта расходов или доходов. Этот метод не позволяет оценить рентабельность сделок. В итоге компании теряют от 30% до 150% прибыли только на неэффективном управлении. Вот “где собака зарыта”.

Привет! Меня зовут Николай Мясников, я руковожу “Маркетинговой компанией ВИАТ”, специализируемся на разработке решений для роста продаж и прибыли, проводим исследования рынка для запуска стартапа или проекта, разрабатываем стратегии продвижения. В этом материале поговорим об оценке рентабельности сделок на примере оптовой компании по продаже строительных материалов.

Для оценки рентабельности сделок проанализируем уровень доходности по всем сделкам, совершённым с максимальной скидкой, сравнив реальную доходность с ожидаемой:

Окупаемость сделок

На графике видно, что доходность с разных покупателей значительно отличается, несмотря на единую цену реализации, и связано это с предоставлением дополнительных привилегий (неявных скидок), которые наш партнёр не учитывал при ведении бизнеса. Например, покупателям №2, 3 и 6 предоставляется бесплатная доставка, а покупателям №2, 4, 5 отсрочка платежа. Дополнительно мы выявили, что доставка для покупателя №6 рассчитывалась менеджером неверно, в итоге оплата по счёту, только частично покрывала затраты продавца. Выделили покупателя №1 в качестве эталона, который не имеет дополнительных привилегий, за исключением максимальной скидки.

Рассмотрим подробнее:

Окупаемость сделок

Валовый уровень доходности компании в рублях не соответствует уровню предоставленных привилегий, так как не учитывает объём закупки и ассортимент. На расчёт влияет не только валовый объём заказа, но и список номенклатуры, участвующей в заказе, так как от неё зависит размер транспортных и складских затрат. Покупатель №3, например, чаще всего приобретал лёгкие, но габаритные товары, затраты на доставку которых выше на 2,5%, нежели для покупателя №2 или 6.

Для «отражения справедливости» в расчётах стоимости реализации и дополнительных привилегий, разрабатываем единый регламент. В новых условиях размер скидки рассчитывается на основании сегмента покупателя и объёма продаж. Дополнительные привилегии в виде отсрочки платежа, доставки, программ обучения и пр. напрямую влияют на скидку или объём. Покупатели №2-6 с целью сохранения отсрочки и доставки, начинают получать продукцию с меньшей скидкой, сохраняя рентабельность сделки на уровне покупателя №1, либо приобретают больше продукции, реализуемой на эксклюзивных условиях ,с целью поднятия доходности.

Автоматизация позволяет нам выявлять убыточные и низкорентабельные сделки, разбираться в причинах и разрабатывать мероприятия по снижению их объёма. По высокодоходным сделкам оцениваться потенциал рынка и внедрять решения по развитию продаж.

На этом всё. Буду рад, если поделитесь своим опытом в комментариях. Чтобы не пропустить мои новые материалы, подписывайтесь на VC, или telegram-канал.

2020
22
11 комментариев

150 прибыли это как

1

Как я понял, это не разница между доходами и затратами, а разница между текущей и потенциальной прибылью, т.е. 1,5 раза. Но лучше автора дождаться )

1

Разница между текщим объемом прибыли и потенциальным при внедрении эффективного управления сделками.

По моему отличные идеи, не мешало бы еще увидеть хоть какой то кейс, как внедрять такую аналитику.

1

Соблюдение коммерческой политики и регулярный анализ доходности скю и скю-клиент - must have. При этом важно смотреть на прибыль (EBIT, например). Так очень хорошо видно какие затраты и почему рушат доходность.
Пример из практики:
У SKU Y отличная выручка и тоннаж. Как в абсолюте, так и в доле.
GP 45% - неплохо (грубо GP это валовая прибыль с учетом затрат на материалы + производственные затраты + логистики + з/п и считается от Net Sales, те с учетом ретробонусов клиентам!)
А EBIT всего 2%, когда средняя по компании существенно выше.
Почему?... КП соблюдается = CPL клиента строго соответствует ей. Доля промо в рамках гайдлайнов.
А потому что между GP и EBIT легли управленческие расходы, которые размазываются пропорционально объему и огромная сумма бек маржи по одному конкретному клиенту.
Таким образом - СКЮ может быть прибыльным, дело в сплите клиентов (не всегда крупный клиент означает прибыль) :)

1

Спасибо что поделились, у вас отличное понимание фин. аналитики. Только мы оценивает рентабельность сделок с учётом управленческих расходов, именно их распределение позволяет понять причины возникновения высоких и низких затрат и разработать мероприятия, направленные на повышение рентабельности.