Работа над ошибками: как Agile-подход помогает преодолевать кризис

Статья о факап-менеджменте, причинах кризисных ситуаций и способах выхода из них.

Работа над ошибками: как Agile-подход помогает преодолевать кризис

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но, чтобы проделанный путь не был напрасным, из ошибок нужно извлечь максимум пользы — постараться их исправить с минимальным ущербом для общего дела. Этому и посвящен факап-менеджмент, или антикризисное управление компанией.

В статье рассказываем, почему всё может пойти не по плану и как этого избежать, причем здесь Agile и что важно знать, берясь за преодоление кризиса, вместе с экспертом по управлению Agile-проектами Давидом Асатряном.

Содержание статьи:

Кризис и антикризисное управление — что это и как его использовать с выгодой для компании

Работа над ошибками: как Agile-подход помогает преодолевать кризис

Кризис в компании представляет собой такую ситуацию, в которой не работают привычные инструменты. В таких условиях вы не получаете ожидаемого эффекта, используя стандартные методы. Это происходит, потому что где-то в построении рабочих процессов была допущена ошибка (или несколько).

Антикризисное управление, или факап-менеджмент, — набор действий, которые должны помочь компании выйти из кризисной ситуации и использовать ошибки в качестве возможностей для роста.

Антикризисная стратегия планируется на конкретный срок: квартал, полгода, год и т. д. После ее реализации ожидается, что будут достигнуты определенные результаты по частичному или полному устранению кризиса. Лучше всего, когда эти итоги выражаются в точных цифрах, к примеру, увеличении выручки на 30%, повышении инвестиционной привлекательности в 2 раза, закрытии 10 вакансий в штате и т. д.

Факап-менеджмент направлен на решение двух основных задач: сокращение убытков от кризиса и укрепление позиций компании на рынке.

Сначала принимаются меры по устранению последствий кризиса и стабилизации ситуации, чтобы потом направить все силы на улучшение положения. Для этого нужны:

  • налаженная коммуникация в команде. Без общения коллективу будет непросто двигаться в направлении выхода из хаоса и не делать лишние задачи;
  • качественная обратная связь от клиентов. Общение с целевой аудиторией продукта поможет не только определить, что пользователи ожидают от вас, но и круг ненужной работы, от которой можно отказаться. Это особенно важно для экономии сил, финансов и времени, необходимой при преодолении кризиса;
  • новые методы управления. Если обычные методы управления не приносят ожидаемых результатов, стоит поискать другие. Например, инструменты методологии Agile могут предоставить нужную гибкость и свободу, чтобы взглянуть на ситуацию по-новому.

Для поиска новых возможностей развития компании нужны:

  • быстрая проверка гипотез. При кризисе нет ресурсов на долгое и доскональное изучение всевозможных путей выхода из него — ситуацию требуется исправить максимально оперативно. Поэтому требуется делать различные предположения по изменению рабочих процессов и продукта, быстро проверять их и отбрасывать неэффективные. К примеру, проверить, как отразиться на показателях смена исполнителя задачи, отказ от части акций на сайте или некоторых функций в приложении;
  • использование обнаруженных возможностей. Практически любой кризис скрывает в себе возможности для улучшения положения компании на рынке — требуется только их найти и применить наиболее выгодно. В этом может помочь философия Кайдзен о бережливом производстве и постоянном совершенствовании рабочих процессов.

Для достижения обеих целей составляется список конкретных действий, которые отображаются в антикризисной стратегии.

Почему случаются ошибки

Работа над ошибками: как Agile-подход помогает преодолевать кризис

Самые распространенные источники факапов.

  • Недостаточно исследованная целевая аудитория. Множество ресурсов можно сэкономить, если тщательно изучить потребности тех, на кого направлен ваш продукт.
  • Не проанализированные риски. Перед любым проектом требуется анализ возможных рисков — так вы будете застрахованы от сорванных сроков и перерасхода бюджета.
  • Неналаженное общение в команде. Регулярное общение между сотрудниками защитит от лишней работы и недопониманий в выполнении задач, взгляде на конечные цели и методы их достижения.
  • Неправильно подобранные исполнители. Недостаточно мотивированные и/или низкоквалифицированные сотрудники способны нанести серьезный ущерб делу и привести к хаосу в работе. Иногда имеет место даже личная предубежденность к компании, руководителю или коллегам. Поможет тщательный отбор ответственных и регулярный контроль этапов выполнения задач.
  • Неготовность к кадровым перестановкам. Нередко встречается нежелание менеджеров принимать сложные решения о перераспределении ролей в команде или отстранении сотрудников от проектов, но иногда только так можно выйти из хаоса и минимизировать потери.

Кризисы часто происходят и потому, что продукт просто не нужен своей аудитории или критично нарушены циклы разработки.

В разных компаниях причины хаоса могут отличаться, однако не стоит полагать, что существуют уникальные кризисы. Все подобные ситуации имеют общие черты, и для каждой из них есть свои решения. Например, инструменты методологии Agile могут предоставить оптимальные методы для устранения кризиса.

В чем польза методологии Agile в кризисных условиях

Работа над ошибками: как Agile-подход помогает преодолевать кризис

Начиная разбираться с кризисом, мы еще не имеем понятного и четкого алгоритма действий по выходу из него. Чтобы его отыскать, можно использовать Agile, проверяя рабочие гипотезы и оперативно перестраивая рабочие процессы, совершенствуя систему и используя возможности для роста.

Инструменты методологии Agile дают ту гибкость, которая необходима для быстрого принятия решений в условиях неизвестности. В такой ситуации мы не знаем, как именно нам нужно адаптироваться, чтобы преодолеть кризис, поэтому свобода действий и скорость особенно важны.

В противоположность этому, подход Waterfall прекрасно работает там, где точно известен каждый последующий этап и алгоритм действий понятен и пройден несколько раз.

При этом из методик Agile Канбан демонстрирует лучшие результаты при кризисе, чем фреймворк Скрам. Это происходит за счет того, что Scrum не позволяет брать срочные задачи вне намеченного спринта. В то же время Kanban прекрасно подходит, когда критически важно решать возникающие проблемы здесь и сейчас. Вся работа сразу попадает на доску, получает своего исполнителя, всегда на виду и следует по этапам до полного выполнения.

Метод ретроспективы можно применять в кризисных ситуациях для того, чтобы опросить команду и сформировать мнение, что в работе может быть построено не так.

В стандартном понимании ретроспектива событий может не дать практической пользы. Все действия технически могут быть совершены правильно, и обнаружить ошибку таким способом будет просто невозможно. Это случается, потому что:

  • один из сотрудников намеренно наносит вред проекту и фирме, испытывая личную неприязнь, извлекая выгоду для себя или по другим причинам;
  • участники по-разному видят рабочий процесс и конечный результат. К примеру, заказчик, руководитель отдела, разные сотрудники в команде могут абсолютно по-разному понимать, что именно и для чего делает компания.

Ретроспектива подойдет как способ опроса команды. Так можно посмотреть на процессы с разных сторон и увидеть детали, которые были раньше скрыты, особенно если вы разбираетесь с кризисом в незнакомой команде.

Всего 4 вопроса могут помочь выяснить, что в процессах стоит изменить:

  • Что мешало достичь намеченных целей?
  • Что помогало в решении проблем?
  • Что можно изменить и попробовать нового, чтобы улучшить процессы?
  • Что точно не следует менять и оставить в текущем виде?

В условиях хаоса стоит внедрять в работу не более 2-3 нововведений.

Главное при опросе участников процесса — всегда оставлять место для сомнения: люди могут не говорить всей правды или искажать ее ненамеренно, потому что каждый видит ситуацию по-своему, со своей позиции.

Как начать применять Agile, чтобы справиться с хаосом

Работа над ошибками: как Agile-подход помогает преодолевать кризис

При внедрении Agile нет необходимости в дополнительных инструментах — мы работаем с тем, что имеем. Это позволяет и экономить средства компании, и не откладывать действия на лучшие времена.

Например, проект запущен, в него была вложена значительная сумма средств, но спустя несколько месяцев продукт в затянутой разработке и не готов к запуску. Недоработанный сайт имеет низкую посещаемость, продаж практически нет, а команда в панике и не знает, за что браться.

В этой ситуации методика Agile предлагает следующий алгоритм действий:

  • Создать Product Vision. Перед запуском проекта формируется документ, в котором фиксируется единое видение конечного продукта. Все рабочие процессы строятся далее для достижения продукта именно в том виде, в котором он отражен в Product Vision — без разногласий и разночтений. Так вся команда будет двигаться в одном направлении и никто не сделает ненужных задач.
  • Наметить цели спринта. Составляется список работ, которые команде нужно выполнить в ближайший период. Лучшего всего планировать дела на срок не более нескольких недель. Важно не ставить цель сделать намеченное в идеальном виде — требуется сделать основу, которая впоследствии будет дорабатываться и улучшаться. К примеру, корзину на сайте можно сделать в самом базовом виде, а после уже добавлять в нее вспомогательные функции и оптимизировать дизайн.
  • Наладить общение. Всенаправленная коммуникация — залог того, что все имеют в работе одни и те же ориентиры и приоритеты. При этом важно общение не только с командой, но и с целевой аудиторией, заказчиком и партнерами. Стоит организовывать ежедневные созвоны, общие совещания, получать обратную связь от пользователей.
  • Определить метрики. Любой проект имеет свой набор показателей, по которым удобно определять его эффективность. Поэтому обязательно рассчитываются ключевые метрики, например, конверсия, посещаемость сайта, окупаемость продукта, количество повторных обращений, прирост клиентов и т. д.
  • Работать с текущими наработками. В кризисной ситуации нет времени и средств создавать что-то новое, поэтому разумнее всего работать с уже имеющимися инструментами. Например, дорабатывать текущий сайт или приложение, а не создавать новый с нуля.

Не менее важное условие для успешного преодоления хаоса — объяснить сотрудникам, что теперь вы временно фокусируетесь только на самом необходимом и первостепенном. Все остальные возникающие критичные дела откладываются на потом или вовсе удаляются из планов. Придется неизбежно идти на жертвы, чтобы в будущем был результат от того, на что брошены все силы прямо сейчас.

К примеру, необходимо наладить функцию оплаты товара на сайте — сделать переадресацию на платежный шлюз, доработать корзину, корректно настроить разные методы оплаты. Без этого не будет продаж.

При этом могут возникать такие, на первый взгляд срочные дела, как настройка рассылки на электронную почту потенциальным клиентам, дизайн главной страницы, интеграция чата для общения посетителей с техподдержкой. Но вся эта работа будет напрасной, если клиент не сможет оплатить товар.

Даже жертвуя частью прибыли сейчас, можно достичь лучших результатов позже, если не отвлекаться на менее важные задачи и правильно расставлять приоритеты в работе.

Принципы внедрения Agile при кризисе

Работа над ошибками: как Agile-подход помогает преодолевать кризис

Преимуществом методики Agile для разрешения кризисных ситуаций является максимальная гибкость и открытость к экспериментам. При этом можно использовать инструменты из классической продуктовой разработки.

Несколько принципов помогут успешно применить этот подход в условиях хаоса.

Нужно больше ошибаться. Как это ни парадоксально, но для устранения ошибок нужно увеличить их количество. В стандартной ситуации рабочие гипотезы проверяются верность предположения.

Например, в видеоигру будет заходить больше новых пользователей, если увеличить приветственный бонус для новичков. Однако для этого возможно потребуется отрисовка нового баннера или правки для старого, рекламная email-рассылка потенциальным игрокам, возможно, добавление новой анимации, пересмотр баланса… То есть определенные затраты времени, труда и финансов. Как раз этих ресурсов крайне не хватает в кризисных условиях.

Куда проще будет задать противоположный вопрос — станет ли меньше новых регистраций в системе, если приветственный бонус сократить или совсем убрать?

Такой способ будет намного быстрее и дешевле, чем первый. В этом случае происходит проверка обратной гипотезы, то есть доказывается, что предположение неверно.

Нужно уменьшить количество работы в процессе. Ограниченный круг текущей работы сократит и возможные будущие ошибки, и финансовые убытки из-за них.

Например, стоит сфокусировать внимание команды на самых важных функциях сайта, не теряя времени и сил на то, что менее важно. Чтобы сократить число текущих задач и запретить брать в работу всё и сразу, можно использовать инструмент WIP-лимитов (Work-In-Progress). Благодаря этому инструменту можно ограничивать количество задач для разных колонок на Канбан-доске. Новые дела можно брать в работу на определенных этапах, только если не достигнут WIP-лимит. Пример реализации таких лимитов в таск-трекере Kaiten:

Работа над ошибками: как Agile-подход помогает преодолевать кризис

Самые частые ошибки при применении Agile в условиях кризиса

Работа над ошибками: как Agile-подход помогает преодолевать кризис

При внедрении Agile можно допустить ряд ошибок — к счастью, их можно исправить также, как и кризисное положение в компании. Вот самые частые из них.

  • Не допускать разных сценариев событий. Быть уверенным, что продукт нужный, свежий и добьется успеха — это похвально, а вот не допускать других сценариев развития событий, значит закрывать себе пути для развития и адаптации к новым условиям.
  • Не обсуждать процессы. Во многих командах регулярно и много обсуждают продукт и конечные цели, но совсем не говорят о рабочих процессах, считая это бессмысленным и скучным занятием. Однако только через отлаженные процессы можно достичь всех поставленных целей в полной мере.
  • Не общаться с командой. Кризисы часто развиваются из отсутствия коммуникации — сотрудникам навязываются методы работы и изменения в процессах. Тем не менее мнение команды может значительно оптимизировать работу и улучшить ее результаты.
  • Внедрять метод строго по книгам. Не стоит пренебрегать рекомендациями экспертов, ведь они отлично разбираются в вопросе. Однако всегда стоит допускать, что не все советы сработают как надо именно в вашей ситуации. Стоит проанализировать текущее положение, найти причины кризиса в конкретном случае и уже от этого отталкиваться в выборе практических предположений от известных авторов.

Открытость к принципиально новым решениям и коммуникации, готовность к гибкой адаптации и изменениям необходимы для успешного внедрения Agile в условиях хаоса.

Важно допустить, что ошибки возможны, а еще лучше — что возможны глупые ошибки. Так станет намного легче принять ситуацию и найти способ ее разрешения.

Заключение

Кризис может стать последней страницей в истории бизнеса и привести к фатальным последствиям, вплоть до полной ликвидации компании. Но стремиться избегать сложных ситуаций — значит избегать развития, так как любой кризис способен стать началом пути для улучшения рабочих процессов и конечного продукта.

Попробуйте использовать подход Agile для решения проблем в работе и нового взгляда на выполнение задач и стоящие цели.

Что еще полезного почитать про применение Agile

Статьи из блога Kaiten про работу с инструментами методологии Agile:

А как вы выходите из кризисных ситуаций и попадали ли в них когда-нибудь в своей работе?

55
55
1 комментарий

Особенно порадовали картинки к статье)))

1
Ответить