Идеи стартапов: на что обратить внимание до конца 2020 года

Наткнулся на статью, в которой говорилось, что Институт прогрессивного образования провёл исследование и выявил, какие профессии будут востребованы в конце 2020 года и позже, пока не закончится пандемия. Мир уже не будет прежним: процессы, и привычки, заложенные ещё в апреле, видимо, так и останутся с нами навсегда.

Давайте разберём для каких сервисов рынок начинает расти.

Например, за это время очень прокачалась доставка, и на прежний уровень она, скорее всего, не вернётся. За эти месяцы люди привыкли заказывать еду на дом, и большая часть продолжит делать это и в будущем: число тех, кто вызывает курьера, возрастёт, а тех, кто ходит по гипермаркетам самостоятельно, снизится. То же самое с вещами: те, кто раньше ходили в бутики за одеждой, перешли на онлайн-заказы и точно так же теперь ждут курьера у себя дома.

Главный вопрос – как на всём этом можно заработать. Разберу основные идеи, которые можно реализовать в виде IT-проекта. Привлекательность IT-бизнеса по сравнению с классическим оффлайновым в том, что можно запустить проект и дальше заниматься исключительно его развитием и продвижением, а сами рабочие процессы внутри него будут максимально автоматизированы.

Итак, расскажу о:

  • профессиях, которые, как ожидается, станут актуальными,
  • о сервисах, которые для них нужно запустить,
  • о том, как они будут работать,
  • и, что особенно важно, сколько потребуется денег для запуска таких стартапов.

Профессия № 1: антикризисные консультанты

Согласно выводам экспертов, особенно востребованными будут антикризисные консультанты, которые помогут продвигать предприятия в критических обстоятельствах. Также, считают в институте, будут актуальны услуги консультантов по личным финансам.

Что ж, такая профессия действительно существует, но я думаю, что владелец предприятия лучше знает, что ему делать. Придумать здесь особенно нечего – максимум, какой-нибудь сервис с полезными советами и возможностью выложить своё предложение/карточку специалиста, а затем продвигать сервис в формате B2B. Вижу это как некое подобие «доски объявлений»: есть специалисты, есть комментарии и возможность обратиться в консьерж-сервис для подбора консультанта с опытом в вашей или близкой к ней сфере.

B2B всегда привлекателен для инвесторов. В них вкладываются гораздо больше, ведь такой рынок намного понятнее, чем B2C: здесь меньше хайпа, больше прагматичного расчёта и намного проще просчитать возможные риски.

Кроме того, сценарии вывода компании из кризиса достаточно стандартны, поэтому специалисту в этой сфере нужно просто грамотно их все отработать. Легко услуга и продаётся: те же колл-центр и холодные звонки, обычная работа с воронкой, всё просто и понятно.

Недостатком такого продукта будет маленький рынок. Компаний (особенно крупных), которые могут позволить себе тратиться на такого специалиста, немного. Чаще всего они уже есть в штате или же ими являются непосредственно генеральный или исполнительный директор, и такие услуги им не нужны. Поэтому рынок сужается до катастрофически минимальной аудитории.

Я бы оценил MVP-версию подобного продукта в 500-700 тысяч, запускал бы в виде сайта, чтобы у каждого специалиста был свой личный кабинет для отслеживания заявок и корректировки предложений.

Давайте рассмотрим какой сервис можно запустить для личных финансов. Сложность личного консультирования связана с тем, что люди, в отличие от компаний, гораздо реже считают свои траты и меньше заботятся о финансах.

Именно поэтому будет довольно сложно заставить людей ввести в приложение конкретные данные по статьям расходов. Упростить жизнь можно сканированием чеков, но всё равно это весьма затруднительно. Такой сервис будет, вероятнее всего, предполагать электронные консультации – я бы оценил его в 1-1,5 миллиона (именно из-за более сложной логики расчёта и комментирования).

Другой вопрос, который стоит серьёзно обдумать – как его продвигать, ведь таких «карманных бухгалтеров» сейчас достаточно много. Хотя, спрос есть, и на растущем рынке можно запускать даже полные аналоги уже существующих приложений, тот или иной отклик всё равно будет. Клиенту может понравиться красивый дизайн, какая-то абстрактная идея – даже без ключевых преимуществ ваше приложение может без проблем завоевать аудиторию: в этом и заключается одно из главных преимуществ растущего рынка.

Профессия № 2: эксперты по диджитализации процессов, программисты, SMM и контент-менеджеры

В связи с переходом многих компаний на удалёнку будут особенно востребованы эксперты по диджитализации процессов, программисты, SMM и контент-менеджеры.

Для таких актуальных профессий прекрасно подойдёт тот же принцип фриланса. В предыдущей статье я рассказывал о ТопФрилансе, который не зря запустили именно сейчас. Сейчас у таких специалистов заказов довольно много именно потому, что многие хотят оцифровать свой бизнес, и им важно избавиться хотя бы от какой-то части ручной работы, выполняемой прежде сотрудником.

Например, он выполнял какую-то задачу за 15 тысяч рублей в месяц, и это было дешевле, чем автоматизировать процесс, заплатив программисту 200 тысяч. Сейчас, когда этот человек сидит дома и начинает лажать, эффективнее всё-таки выбрать более дорогой вариант.

Запуская такую площадку, важно иметь отличительные черты. У того же TopFreelancer это качество исполнителей, которое он обеспечивает, отбирая лишь 10% от всего рынка фрилансеров. Можете придумать другой интересный аудитории оффер, запустить свой собственный фриланс и зарабатывать на нём. MVP-версия подобного сайта обойдётся в 600-800 тысяч, приложение в таком сегменте сразу делать не стоит: в первое время оно попросту не нужно, и тратиться на него не имеет смысла.

Профессия № 3: консультанты колл-центров, сотрудники ИМ и курьеры и диспетчеры доставки

Востребованы будут и связующие звенья между клиентами и компаниями — консультанты кол-центров, сотрудники интернет-магазинов, а также курьеры в связке с водителями и диспетчерами доставки.

По данным направлениям возникают сразу две идеи. Первая – автоматизация этих специалистов. Таких сотрудников стало не хватать, а потому они задирают зарплаты. Естественно, что владельцы ИМ хотят сэкономить. В доставке, например, этого можно добиться, за счёт эффективного сервиса, который развозит товары по куче клиентов и за счёт правильно выстроенной логистики снижает затраты на поездки. Идея банальная, но доставки последней мили именно так и работают.

Другой момент – автоматизация в стиле call back hunter’а или JivoSite, который позволяет либо захватывать клиента, увеличивая вероятность его получить. Либо автоматизировать его консультацию. По сравнению с тривиальным звонком JivoSite может вести диалог сразу с несколькими клиентами. Таким образом, стоимость одной средней консультации становится для компании ниже.

Вторая идея – сбор всех этих специалистов в формате некого маркетплейса. Если есть спрос, для него можно подобрать и аудиторию. Та или иная компания размещает по принципу хедхантера заявки, и приложение позволит найти всех, кого нужно: водителя, диспетчера, курьера и пр.

Чем это лучше того же выше упомянутого Headhuntrt’а?

Целевая аудитория такого приложения будет более конкретной: ей предлагается найти не постоянную работу, а только подработку. Я уже писал про подобные сервисы: человек уже имеет основной заработок, а такое приложение использует для поиска дополнительного.

Например, компании нужно развести больше посылок, чем обычно, и потому им требуется пара лишних курьеров. Она размещает заявку, исполнитель смотрит, может ли он выделить свободное время, а затем откликается на проект. Можно получать дополнительные деньги, не уходя с прежней работы, подрабатывать в удобное время и спокойно жить до следующей зарплаты.

Такие сервисы по краткосрочному найму вижу его как сайт для работодателя, на котором он может подробно расписать необходимую задачу, и приложение для исполнителей, где они могут быстро получать push-уведомления и оперативно на них реагировать. Я бы сюда заложил около 600-800 тысячна сайт, приложение и админку.

Профессия № 4: специалисты по тайм-менеджменту и дизайнеры интерьеров

Чтобы организовать работу в дистанционном формате на постоянной основе, для самоорганизации своих сотрудников работодатели будут обращаться к специалистам по тайм-менеджменту. А сами работники, стремящиеся организовать удобный домашний офис, помогут стать востребованными дизайнерам интерьеров.

Даже не знаю, что и сказать. Ни в коем случае не ставлю под сомнение опыт сотрудников Института прогрессивного образования, но для меня тайм-менеджмент – это то, что заказывают с жиру. Не скажу, что тайм-менеджмент – лженаука, но платить отдельным специалистам за это — крайне малый рынок, и именно в этом проблема таких сервисов.

То же самое по дизайну интерьеров. Существуют крупные площадки, предлагающие подобные услуги и, возможно, они ощутят какой-то рост, но запускать свой отдельный сервис я бы, наверное, не рекомендовал – сейчас это просто растущий рынок, на котором ничего сверхъестественного не случилось. Да, кто зарабатывал на этом прежде, будет теперь зарабатывать на нём больше, но остальные уже упустили свой шанс. Начинать нужно было хотя бы год назад, чтобы успеть к сегодняшнему дню наработать должное портфолио.

Возможно, из-за повышенного спроса будут востребованы какие-то дополнительные инструменты, например, сервис по типовым рабочим местам: организация сможет закупать своим сотрудникам единые рабочие места, подбираемые в каталоге. Ничего серьёзного придумать я так и не смог: узкий рынок просто не позволяет запустить какой-то адекватный проект.

Профессия № 5: оператор охранной системы

Следить за арендованными помещениями и офисами вместо нескольких охранников будут операторы охранных систем, уверены специалисты.

Вот с этим я согласен. Во-первых, у нас очень сильная просадка с офисными центрами и торговыми площадями. Хотя с последними ещё ситуация более-менее: они всё больше открываются для покупателей, а вот с офисами всё плохо. Согласно исследованию по нашему рынку, более 30 процентов IT-компаний возвращаться в офис не собираются – я и сам по меньшей мере до нового года снимать помещение точно не буду. Таких, кто «посмотрит» — ещё 40%.

То есть только 30% офисных площадей, занимаемых IT-компаниями, вернётся в ближайшее время. Остальные либо вернутся нескоро, либо не вернутся никогда. Популярны измышления, что офисные помещения будут перепрофилироваться под складские, но в любом случае владельцам офисных центров придётся очень нелегко.

Поэтому разработчики софта для охраны очень сильно могут подняться. Разумеется, при условии быстрой реакции: нужно определить, чем плох текущий, чтобы сделать тот, что будет лучше. Такой софт будет отслеживать, реагировать и в случае надобности вызывать ГБР. Стоимость разработки – что-то в районе 800-900 тысяч. Он позволит сэкономить на охранниках, вместо которых будут удалённые операторы и ГБР, который теперь будет выезжать только на конкретные вызовы.

Профессия № 6: онлайн-врачи

Востребованными также будут сиделки (помощники по уходу, социальные работники) и онлайн-врачи общей практики. Это связано с тем, что люди начнут активнее заботиться о своём здоровье и о состоянии близких, в особенности пожилых.

Полностью поддерживаю: только за последний месяц у нас было 4 заявки на сервисы, как аналоги Яндекс.Здоровья. Если рассмотреть их в общем, то представляют они собой личный кабинет пользователя с перечнем врачей той или иной категории, можно выбрать нужную специальность и ознакомиться со списком доступных на текущий момент врачей, звонить им и консультироваться.

Выбирать можно по рейтингу и медицинским показателям (кандидат наук, врач первой, второй категории и пр.). Тарифицироваться будет время звонка, врач, подрабатывающий таким образом, получает за свой труд определённую стоимость за вычетом комиссии. Самое сложное в такой MVP-версии – онлайн-звонок через приложение, всё остальное – дело техники. Стоить будет от 800 тысяч до миллиона.

Если вы работаете в сфере коммерческой медицины, подобный сервис – хорошая возможность запустить востребованный проект. 1 млн для медицинской клиники –деньги небольшие, зато, её помощью можно, как минимум, увеличить клиентскую лояльность. Пока, это будет именно для хайпа, а не для заработка: клиенты, привыкшие к высокому качеству оказания услуг будут оценивать клиники по наличию или отсутствия у них онлайн-сервиса.

Профессия № 7: психолог

Отдельно эксперты упоминают будущую востребованность психологов — долгий период самоизоляции повысит спрос на индивидуальные и семейные консультации у специалистов.

С этим я тоже согласен, ко мне уже обращались за оценкой подобного сервиса. Причём, было два направления. Первое – психолог в стиле онлайн, как тот же Яндекс.Здоровье, только консультация с психологом, а не с врачом.

Второе направление — «автоматизированные» психологи. Это когда программа по тем или иным вопросам, заданных пользователю, определяет что ему посоветовать. Эффект от них, больше похож на плацебо: такие вряд ли хорошо наконсультируют, но хотя бы успокоят тех, у кого реальных проблем нет, но которые сами себя накрутили и к тому же готовы платить.

Лично я такие вещи воспринимаю почти как сервисы по медитациям, где человек платит за доступ к материалам. Только здесь платят не за обучающий контент, а за советы в стиле «успокойтесь и не парьтесь».

Профессия № 8: мастер бытовых услуг

Также, по мнению экспертов, будут особенно востребованы специалисты по бытовым услугам — сантехники, сборщики мебели, фотографы.

Тут всё по классике – можно запустить классический маркетплейс услуг, о которых я пишу очень часто. Сейчас с заказчиками всё будет намного лучше, чем прежде: те кто раньше чинил сам руками могут испугаться пойти в магазин за расходниками. При этом, найти сантехников несложно – я уже писал статью о том, как мы смогли полторы недели в ручном режиме обеспечивать сантехников работой.

Рынок растёт, на этом вполне можно заработать. На коробочном решении решении сайт вместе с приложением обойдутся всего в 135 400 рублей.

«Потребуются совершенно новые профессии, которые будут образовываться на стыке традиционных. Например, юриспруденции и пиару придётся слиться с цифровыми навыками, медицине — с инженерией, агрокультуре — с робототехникой. Это повлечёт фундаментальные перемены не просто в сфере занятости, но и в системе школьного, среднеспециального и высшего образования России», — считает директор Института прогрессивного образования Анна Маркс.

С этим тоже довольно сложно спорить: ещё в лохматом две тысячи четвёртом году, когда я заканчивал школу, нам говорили о том, что сейчас перспективными будут те профессии, которые лежат на стыке технологий, куда я, соответственно, и пошёл.

И сейчас я вижу немало одних ребят, которые хорошо разбираются в сайтах, и других, которые так же хорошо разбираются в приложениях. Но когда пытаешься их объединить, всё кончается крахом: либо они долго, трудно, с огромными страданиями (а порой и с немалыми переплатами) объединяют это в единый продукт, либо заканчивается крахом.

Поэтому если вы какую-то идею, которая лежит на стыке технологий, его успешность будет намного выше, чем банальные грамотные маркетинг, правильный код и пр. Именно это является тем самым нечестным конкурентным преимуществом, которые так любят инвесторы, и на которое всегда нужно делать упор.

1010
4 комментария

Идея стартапа на 2020: выжить без вложений

3
Ответить

Антикризисных консалтеров всегда было много. Но реально помогающих передают с рук на руки. А большинство крупных компаний (если не все крупные) напаривают консалтеры из топ 5 генеря презентации.

1
Ответить

Профессия/бизнес №6.1: санаторий и подобные услуги на дому.
Посыпались на почту в большом количестве предложения препаратов/процедур, которые в домашних условиях в принципе хорошо работают.
Наша продукция тоже среди них.

Оздоровительные ванны, бассейны, купели, компрессы, повязки местного применения на основе концентрата морской волы (рапы) освобождают от затрат на поездки и путевки, принося практически те же результаты.
В связи с ажиотажным спросом вследствие/после карантина, пришлось на Озон и WB выходить.

Ответить

Страховой бизнес тоже развивается, в онлайне.

Ответить