От Prada до Rolex: самые дорогие бренды с точки зрения стоимости бизнеса, как они к этому пришли и кто владеет ими сегодня

О премиальных брендах мечтают многие. Кто создал то, что сегодня является голубой мечтой, признаком статуса и предметом вожделения? Что стало с этими компаниями в итоге? Разбираемся мы — банк для ИП Хайс.

От Prada до Rolex: самые дорогие бренды с точки зрения стоимости бизнеса, как они к этому пришли и кто владеет ими сегодня

Основатели этих бизнесов уже прожили свои жизни — но кто-то передал владение детищем своим потомкам, кто-то — продал крупным холдингам, а кто-то и вовсе основал фонд благотворительной помощи за счёт доходов.

Prada — от Марио до Миуччи Прада

Марио Прада вместе со своим братом открыл магазин Fratelli Prada, где продавались кожаные изделия высокого качества: чемоданы, сумки и прочие небольшие аксессуары. Качественная и стальная, продукция Prada быстро приобрела популярность среди итальянской элиты и королевских семей.

Несмотря на то, что Марио не верил в то, что женщины должны заниматься бизнесом, и не хотел, чтобы его дочери участвовали в управлении компанией, после его смерти в 1958 году его дочь Луиза Прада взяла на себя управление бизнесом. Впоследствии компания перешла под управление уже её дочери Миуччи Прада. А с приходом Миуччи началась настоящая революция для бренда.

Миучча обладала отличным чувством стиля и моды. В 1985 году она создала коллекцию чёрных нейлоновых сумок, которые стали настоящим хитом. Миучча также расширила бизнес, представив в 1989 году первую линию одежды Prada, которая быстро стала известной благодаря минималистичному стилю и роскошным тканям. Под её руководством бренд также выпустил линию одежды Miu Miu — более молодёжной и смелой.

Сегодня Prada является частью Prada Group, которой также принадлежат бренды Miu Miu, Church’s и Car Shoe. Prada Group также является публичной компанией и торгуется на Гонконгской фондовой бирже с 2011 года. Однако контрольный пакет акций по-прежнему принадлежит семье, что позволяет им сохранять управление и влияние на стратегические решения компании. Состояние Миуччи оценивается в 4,1 млрд долларов, а оценочная рыночная стоимость Prada — в 16 млрд долларов!

Cartier — от Луи-Франсуа Картье до Йоханна Руперта

Талантливый парижский ювелир Луи-Франсуа Картье основал компанию в 1847 году после того, как взял под управление мастерскую своего учителя Адольфа Пикара. На тот момент Луи-Франсуа был молодым и амбициозным ювелиром, который мечтал создать что-то большее, чем просто небольшой магазин украшений.

Первоначально мастерская Картье находилась в районе Монтрогейль в центре Парижа. Мастер занимался изготовлением ювелирных изделий на заказ. Но Луи-Франсуа мечтал, чтобы его изделия были не только технически безупречны, но и эстетически уникальны. Он начал использовать в своих работах дорогие материалы, редкие камни и новую технику, что быстро привлекло внимание аристократии.

Настоящий успех пришел к дому Cartier, когда сын Луи-Франсуа — Альфред Картье — присоединился к бизнесу. Он смог помочь бренду выйти за пределы Франции и привлечь международных клиентов. Благодаря участию в мировых выставках работы Cartier становились известны королевским семьям и элите по всему миру.

Третье поколение семьи сделало бренд по-настоящему всемирно популярным. Луи Картье открыл флагманский магазин в Париже, Пьер основал представительство в Нью-Йорке. При них были выпущены такие легендарные изделия, как часы Santos, созданные по просьбе авиатора Альберто Сантоса-Дюмона, и культовые часы Tank, вдохновлённые силуэтом военных танков времён Первой мировой войны.

Сегодня ни один из потомков семьи Картье не управляет компанией, поскольку Cartier принадлежит холдингу Richemont, основанному в 1988 году. Руководит им Йоханн Руперт, чьё состояние оценивается в 7,4 млрд долларов. Сам по себе бренд Cartier, тем временем, предположительно стоит около 12,4 млрд.

Yves Saint Laurent — от Ива Сен-Лорана до Франсуа Пино

Yves Saint Laurent — один из самых знаковых брендов и имён в мире моды. Основатель бренда стал символом не только творчества, но и революции в мире высокой моды.

Ив Сен-Лоран с раннего возраста увлекался дизайном одежды и в 17 лет переехал в Париж, чтобы начать карьеру в модной индустрии. Там он был представлен легендарному дизайнеру Кристиану Диору, и начал работать его ассистентом. Всего в 21 год он уже был назначен креативным директором Dior.

В 1961 году Сен-Лоран основал собственный бренд вместе с партнёром Пьером Берже. Одной из его ключевых революционных нововведений стало внедрение элементов мужского гардероба в женскую моду. В 1966 году он представил знаменитый смокинг для женщин — Le Smoking, который изменил представление о женской одежде и о том, что может быть элегантным и сексуальным. В 1983 году он стал первым живым дизайнером, чьи работы были представлены в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

В 2002 году Сен-Лоран завершил свою карьеру, представив свою последнюю коллекцию. Однако, ещё в 1993 году модный дом был продан компании Elf Sanofi, что стало началом корпоративного контроля над брендом. Это было сделано в связи с финансовыми трудностями: в то время Yves Saint Laurent испытывал сложности с доходностью, и продажа позволила сохранить бренд на плаву. В 1999 году права на бренд Yves Saint Laurent приобрела группа Gucci. Сегодня бренды принадлежат холдингу Kering, которым владеет французский магнат Франсуа Пино, чьё состояние оценивается в 14,9 млрд долларов. Он же, кстати, является владельцем аукциона Christie’s.

Tiffany & Co. — от Чарльза Льюиса Тиффани до Бернара Арно

История Tiffany & Co. началась в 1837 году, когда Чарльз Льюис Тиффани и его партнёр Джон Б. Янг открыли свой первый магазин в Нью-Йорке под названием Tiffany & Young. Бизнес начался с того, что они продавали канцелярские товары и сувениры, но вскоре Чарльз Тиффани решил сосредоточиться на ювелирных изделиях.

Уже к 1850-м годам Tiffany & Co. стали известны благодаря своим изделиям из серебра. Они первыми в США начали использовать стерлинговое серебро, закрепив стандарт как 92,5% чистого серебра. А в 1878 году Tiffany & Co. приобрела один из самых знаменитых в мире драгоценных камней — Tiffany Diamond, жёлтый бриллиант весом в 128,54 карата. Этот камень стал символом бренда и выставлялся в различных ювелирных магазинах компании.

Одна из самых узнаваемых черт Tiffany & Co. — это фирменная голубая коробочка, которую компания представила еще в XIX веке. Этот оттенок стал синонимом роскоши и до сих пор ассоциируется с брендом. Бренд активно вкладывался в культурные феномены: создавал трофеи для спортивных соревнований вроде NFL и NBA. А роман Трумена Капоте «Завтрак у Тиффани» и его экранизация с Одри Хепберн в главной роли укрепили репутацию компании как символа утонченности и элегантности.

В 2021 году французский люксовый конгломерат LVMH, принадлежащий Бернару Арно с состоянием в 37,2 млрд долларов, выкупил Tiffany & Co. за 15,8 млрд.

Rolex — от Ганса Вильсдорфа до благотворительного фонда

Rolex — один из самых престижных и желанных брендов часов в мире. Молодой немецкий предприниматель Ганс Вильсдорф основал Rolex в 1905 году в Лондоне вместе со своим шурином Альфредом Дэвисом, начав под названием Wilsdorf & Davis. В то время наручные часы не пользовались большой популярностью, так как считалось, что они не могут быть такими точными, как карманные. Однако Вильсдорф стремился изменить это мнение, убедив швейцарских производителей создать для него высококачественные и точные механизмы.

В 1908 году компания получила название Rolex, которое, по словам Вильсдорфа, было коротким, легко запоминающимся и хорошо звучало на разных языках. К 1919 году компания переехала в Женёву, чтобы воспользоваться преимуществами местного часового производства.

В 1926 году Rolex представил модель Oyster — первые в мире водонепроницаемые наручные часы. Прекрасной рекламой для них стал заплыв спортсменки Мерседес Гляйтце, пересекшей Ла-Манш с этими часами на запястье: они остались в рабочем состоянии. В 1953 году Rolex выпустил Submariner, часы, которые могли выдерживать давление на глубине до 100 метров. Эти часы стали культовой моделью и по сей день остаются популярными среди профессиональных водолазов и любителей. В то же время компания представила модель GMT-Master для пилотов и модель Milgauss для учёных, способные выдерживать воздействие сильных магнитных полей.

Rolex всегда поддерживали тесные связи с миром спорта, научных экспедиций и исследований. Например, Rolex был официальным хронометристом на Олимпийских играх и на теннисных турнирах, таких как Уимблдон.

Сегодня Rolex остается частной компанией и управляется Hans Wilsdorf Foundation, фондом, созданным самим Гансом Вильсдорфом незадолго до смерти. Фонд получил 100% акций компании Rolex, а все доходы компании поступают в него для использования в благотворительных целях, как завещал Вильсдорф. На 2023 год рыночная стоимость бренда Rolex оценивалась примерно в 10,7 млрд долларов.

Забавно, что один из самых влиятельных и состоятельных бизнесменов в мире моды — не производитель люксовых товаров вовсе. Это Амансио Ортега, основатель холдинга Inditex, владеющего такими известными брендами, как Zara, Massimo Dutti, Bershka и другими. На сентябрь 2024 года рыночная стоимость компании Inditex составляет приблизительно 181,7 млрд долларов, тем временем, как состояние самого Ортеги оценивается в 64,5 млрд!

В общем, пока одни копят деньги на то, чтобы купить предметы роскоши, другие вкладывают их в то, чтобы сделать бизнес, который будет эти предметы создавать. Если вы тоже не из потребителей, а из производителей — ждём вас в Хайсе! Кстати, подписывайтесь на наш телеграм-канал: там ещё больше интересных историй про бизнес, маркетинг, развитие компаний и всё, что может быть интересно любознательному человеку.

33
6 комментариев

Про фонд Ролекса впервые слышу, про благотворительность - круто! А что основатель Зары больше всех заработал неудивительно, на праду деньги есть не у всех, а на зару наскребем)

Ответить

Делать «народный» продукт — тоже в своём роде выгодная затея!

Ответить

Это уже даже не просто бизнесы и бренды, а целая история. Жаль только, что в большинстве своем продались конгломератам

Ответить

Но и эта сделка — часть истории. Так что наблюдаем дальше :)

Ответить

Они сумели стать не просто производителями люксовых изделий, а по-настоящему синонимом стиля и статуса. Читать про такое супер интересно, спасибо

Ответить

Спасибо!

Ответить