Состояния путешественности

Статья о путешествиях, раздвигающих границы собственного "Я" и командного "МЫ". Находки, размышления и опыт тренера творческих состояний, ландшафтного аналитика, фасилитатора и мастера прогулок.

Я страстный путешественник.

Настолько – что решил не посвящать какое-то время жизни путешествию, а жить и работать в состояниях путешественности.

В последний год добрая половина моих командных и стратегических сессий проходит под открытым небом. Формат прогулки или похода открывает такие возможности для решения и личных, и командных бизнес-задач, которые трудно организовать в зуме или в конференц-зале.

За счет чего это происходит? Что это за ценные состояния такие – путешественности? Можно ли произвольно входить в них и управлять ими?

Об этом я, Лев Ушаков, тренер творческих состояний, фасилитатор, Executive Partner проекта "Поехали вместе", поговорил с доцентом, кандидатом психологических наук, автором метода »Ландшафтная аналитика» и мастером прогулок Сергеем Березиным. Основные тезисы нашей беседы мы оформили в статью.

Здесь же пара техник и рекомендаций, которые будут полезны психологам, бизнес-тренерам, коучам и фасилитаторам.

Для начала, что это вообще такое – «состояние путешественности»?

Автор концепта «состояние путешественности» – специалист в области культурной географии Владимир Каганский. Он описывает это состояние как состояние путешественника, в котором человек открывается своим переживаниям, своим мыслям и чувствам, эмоционально и душевно откликается на то, что видит в ландшафте, и таким образом познает мир вокруг.

Для него путешественник – это познающий человек, но познающий, прежде всего, ландшафт.

Тренинг-путешествие в Приморском крае для бизнес-клуба РОСТ
Тренинг-путешествие в Приморском крае для бизнес-клуба РОСТ

В работе тренера творческих состояний, психолога, фасилитатора концепт «состояние путешественности» мы рассматриваем немного иначе. В нашем видении путешествие – это прежде всего перемещение человека в трех пространствах: в ландшафте, в пространстве культуры и пространстве личности.

Путешествие именно в этих трёх пространствах одновременно даёт возможность человеку выходить на границы своих сценариев, своего личностного опыта, представлений о других людях, о мире. И обнаруживать новые возможности для роста – личностного, профессионального и творческого.

Выходит, у Каганского человек, путешествующий в ландшафте, познаёт ландшафт, а в нашей интерпретации человек, путешествующий в ландшафте, познаёт себя, других, отношения, возможности и т. д.

И тогда стремление снова и снова оказываться захваченным новым потоком путешественности – это здоровое стремление к личностному росту и самоактуализации.

Поясню, почему мы говорим о "состояниях путешественности" во множественном числе. Это также может относиться к популярному термину "ресурсные состояния".

От момента начала путешествия до его завершения можно прожить целый спектр разных состояний. И они будут отличаться от состояний путешественности, которые проживают другие участники той же прогулки или того же похода. Каждому человеку присущи свои состояния. На них влияет множество факторов: жизненные обстоятельства, какие-то когнитивные вещи, текущее физическое и психоэмоциональное самочувствие человека, и собственно, сам ландшафт.

И отмечу ещё один интересный момент. Когда мы говорим про состояния путешественности – это может быть не только про одного человека, но и про группы.

Например, когда мы проводим сплочение топ-менеджмента в условиях похода, состояния путешественности проживает не только каждый участник по отдельности, но и вся группа в целом.

Форсирование реки во время тренинга-похода для топ-менеджмента сети ресторанов "Токио"
Форсирование реки во время тренинга-похода для топ-менеджмента сети ресторанов "Токио"

Как и творческие состояния, состояния путешественности самоценны – их можно наблюдать, исследовать, обсуждать, они открывают широкие возможности для организационного, группового или личностного развития.

Кроме того, очень любопытные процессы могут разворачиваться, когда в группе или организации состояния синхронизируются. Происходит групповая сонастройка. Возникает, образно говоря, эмоциональный резонанс, в котором возможны мощные прорывы, прежде всего творческие прорывы в осмыслении стоящих задач или, допустим, в переосмыслении своего места в мире.

Тренеру и ведущему группы важно понимать, что есть и вещи, способные «выбивать» из состояний путешественности. Допустим, путешествуя поездом, человек общается с попутчиками. Но на станции, когда появляется Интернет, он переключается в общение со своей подругой на другом конце света. Или во время прогулки, стремясь запечатлеть красоту пейзажа, человек берет камеру или любой другой девайс и фиксирует окружающую действительность, людей. То, что он делает, одновременно означает, что он не переживает контакта с реальностью, контакта с ландшафтом, с окружающими людьми. В этом смысле любые девайсы: фотоаппарат, фотокамера, телефон – это даже не посредник, а преграда между человеком и его контактом с ландшафтом, с другим человеком и с группой.

Впечатления, прожитый опыт – вот сокровища, которые нам открывает путешествие.

Заметим, не туристический поход по выверенным маршрутам с намерением развлечься и отдохнуть, а именно путешествие – такое, как мы организуем в соответствии с ценностями Ассоциации Тренеров творческих состояний, когда перемещение по ландшафту сопровождается импровизацией, творчеством, спонтанными выборами, паузами на осмысление и рефлексию взаимодействия с объектами и элементами ландшафта.

В заключение – предложим пару базовых, простых техник, как войти в состояние путешественности. Например, начиная собственное путешествие или открывая его для клиента или группы.

1. Включение разных сенсорных каналов

Где бы вы сейчас ни были, попробуйте принюхаться к воздуху. Прислушаться к запахам. Затем можно закрыть глаза и потрогать ближайший к себе предмет, исследовать его неспеша – плотность, фактуру, температуру. Дальше, оставаясь с закрытыми глазами, обратите внимание на звуки, которые вас окружают. Что вы слышите? Не спешите. Наблюдайте. Попробуйте развернуться на 90 градусов или сделать несколько шагов в сторону и снова вчувствоваться, заметить, что изменилось.

Когда мы включаем разные сенсорные каналы, мы тем самым обогащаем восприятие реальности. Эта простая техника позволяет человеку переключиться из того состояния, в котором он пришёл к началу путешествия, в другое состояние, в котором он будет продолжать путешествие. И эту технику можно использовать периодически. Допустим, группа прошла какое-то время, и мы можем предложить вслушаться в звуки, всмотреться в пространство, потрогать какие-то предметы вокруг себя, расширяя впечатления от контакта с миром за счет использования сенсорных каналов разных модальностей.

Сергей Березин

2. Ассоциации

Остановитесь вниманием на том, что как-то выделяется сейчас из окружающего вас ландшафта. Если вы в походе или на прогулке, можно подойти к перекрёстку, ручью, горе, дереву, оврагу – этот объект можно выбрать заранее, в соответствии с запросом клиента, или же остановиться спонтанно. Далее – без всякой цензуры, свободно высказываются любые ассоциации, которые приходят в голову. С этими образами, с новыми смыслами можно работать по-разному: обобщать, вместе наращивать поле смыслов.

Последнее, что хочется донести – почему иногда важно оказаться в каком-то ином ландшафте. Например, не в городском. Многие из нас живут в городе, где много понятных функциональных действий: дойти до метро или до остановки, может быть, до своей машины, сесть в транспорт, доехать, зайти за кофе, оказаться на работе и т. д. В путешествии мы выходим из этих дискретных действий, из привычных ритмов жизни. И, кстати, сменяем роли. В городе я водитель автомобиля, или участник дорожного потока, или человек, который едет в метро, потом я оказываюсь сотрудником, клиентом, ещё кем-то. А вот когда я один движусь в условиях похода, путешествия, даже небольшой прогулки по лесу, здесь этой дискретности и определенности нет.

В природном ландшафте, в том числе, когда человек оказывается вместе с группой, какие-то социальные роли, статусы перестают иметь такое же значение, которое они имеют в городском культурном пространстве. Более того, люди могут получить возможность прожить другие социальные роли, не свойственные для них в городском пространстве. И, наконец, люди могут вообще оказаться вне любых социальных ролей. И вот это очень интересно.

Вне привычных социальных рамок и социальных условностей, находясь в состояниях путешественности, можно узнать о себе что-то новое, расширить свою концепцию себя. А за расширением "я" закономерно следует расширение "мы-концепции", становится возможным другое восприятие себя как команды. А это очень ценно.

Так что – всем расширяющих, творческих и глубоких путешествий!

Буду рад вашим вопросам и комментариям по теме.

1010
9 комментариев

Эдакое путешествие, длиною в жизнь. Интересно.

3
Ответить

Путешественники, как художники. Ищут интересные места и достигают их каждый своим способом.
Очень красиво и интересно!

3
Ответить

решать коммуникационные задачи на природе? что может быть лучше! представляю как команду топ-менеджеров забрасывают в тайгу, где они без телефонов должны решить кейс. круто!

3
Ответить

Про смену ролей в точку. Чувствуешь себя многоликим

2
Ответить

Какие же красивые фотографии! так и захотелось в путешествие!!! 🔥

2
Ответить

Где взять деньги на вечные путешествия

Ответить

Если я верно понял мысль авторов, речь как раз и идёт о том, что в состоянии "путешественности" путешествием становится всё. А не только те, куда требуются средства.
С такой точкой зрения на мир и восприятием мира даже путешествие по двору своего дома через метод "ландшафтной аналитикой" может стать невероятным "путешественнечиским" опытом.

2
Ответить