Как OZON «катает» один стул вместо комплекта за наш счёт

Мы — мебельная компания RIHOT. У нас дизайнерская мебель на металлокаркасах, которую мы реализуем через OZON. Поделимся бедой, которая нас накрыла при работе с их складами. Нам ещё много о чём есть рассказать, но тут просто на реактивной тяге чуть всем офисом не унеслись.

Важный дисклеймер

Мы ни в коем случае не воюем с OZON. Они помогают нам продавать, они нас устраивают, но периодически косячат. Наша задача — просто делиться рабочими моментами, которые, возможно, помогут им. Да и чего греха таить, нам тоже. Заметят, придут и всё — мам, я в телевизоре.

И последняя пометка: схемы продаж OZON и какие-то внутряки будем максимально упрощать для динамики.

Суть ситуации

У OZON есть две схемы отправления.

FBS (свой склад). Мы заботливо пакуем наши изделия в коробочки, формируем в комплекты, за редкие косяки знаем кого ругать и наставить на путь истинный. Из минусов: такие отправления едут дольше, им меньше приоритета от OZON и наши товары периодически доезжают гнутые и рваные. Упаковку улучшать будем, но это история отдельная.

FBO (их склад). Ровно так же заботливо упакованные товары уезжают на склады OZON и с этого момента мы ситуацией не владеем абсолютно и кого наставлять на путь истинный уже не ведаем. Но такие товары активнее продвигает площадка, люди хотят купить то, что быстрее приедет.

Часть товаров мы отправили таким образом на FBO, а часть у нас «забрали» по следующей схеме, которую недавно выкатил OZON. Товары с нашего склада, от которых отказались клиенты, OZON предлагает забрать к себе на ближайший склад. Мол, чего вы будете обратно конями-оленями катать, мы позаботимся.

Благодаря такому веселью несколько комплектов наших стульев оказались на складах OZON. Ещё раз пометим: изначально заботливо упакованных и скреплённых между собой.

И вот заказал у нас человек комплект из 6 стульев. Для понимания абсурдности ситуации:

Виновник торжества
Виновник торжества

Наш стул на металлическом каркасе. Приходит в собранном виде. Весит 14 кг. Весёлый, красивый, характер мягкий, не женат.

6 наших стульев в естественной среде обитания. Фото из отзыва клиента
6 наших стульев в естественной среде обитания. Фото из отзыва клиента

А вот сколько места занимает 6 штук вне коробок.

Уважаемые знатоки, внимание вопрос: как произошло это:

Как OZON «катает» один стул вместо комплекта за наш счёт

Жаль господин Друзь нам не ответит. Как и мы не смогли дать ответ человеку.

О службе поддержки слагают легенды, здесь всё не лучше. Мы начитались всякого:

  • ответов не по делу. Например, путь, где можно узнать причину отказа, хотя она нам известна более чем;
  • и что отвечать нам будут 15 дней на элементарный вопрос;
  • и наш фаворит: «Не этапе сборки заказа не всегда можно определить, что с товаром что-то не так» — ведь отличить отправление на 14 кг и на 90 кг это что-то на непростом.

У нас не как у продавцов, а как у людей, горит. Мы прекрасно понимаем, что на всех этапах есть документы-отчётности-занесения инфы в кампуктеры. И на всех этих этапах каждый кивнул и спокойно послал 6 стульев в одной коробке. А вдруг они как доширак завариваются в кипятке и становятся большими?

И чувствуем мы себя как персонаж Виталия Хаева в «Изображая жертву». Кто-то играется, а мы с ума сходим.

Как OZON «катает» один стул вместо комплекта за наш счёт

Следом ситуация повторилась:

Как OZON «катает» один стул вместо комплекта за наш счёт

Обращения на OZON от клиентов приходят по заказу. На скрине выше было отменённое по неоплате отправление. То есть девушка ошиблась с заказом, а потом тут же его повторила. Из-за этого получилась путаница с номерами заказов при обращении в поддержку.

Короче, наш косяк в том числе, не увидели отличие в цифру. При этом проблема никуда не делась — стул увезли один вместо четырёх.

При этом поддержка не стремится ничего выяснить — тебе просто дают отписку по заказу и всё. Что за клиент, что за заказ — вообще всё равно. Даже дверь открыта.

Как OZON «катает» один стул вместо комплекта за наш счёт

При выяснении вылезло вот такое великолепие:

Как OZON «катает» один стул вместо комплекта за наш счёт

И оно какбэ отчасти да. Но: если бы заказ был перепачкан/погнут/сломан и человек говорил бы, что вина на вас — куда ни шло. Но когда девушке нужно получить полный комплект стульев и она пишет с просьбой найти потерявшиеся 3 стула, мы не можем подумать на неё плохо.

И мы уже заплатили денюжку за то, что стульчик покатался со склада и обратно, потеряв по дороге боевых товарищей. По первому прецеденту то же самое.

Если сейчас мы «дёрнем» наши изделия обратно, к нам просто вернётся два стула (как тонко), а остальные в общей сумме 8 штук просто потеряются где-то на просторах вселенной. Одинокие, холодные, оставленные на гигантских складах без тех, с кем ехали жить к кому-то на светлую кухню.

Чего хотим?

Мы прекрасно понимаем, что содержать такую махину то ещё приключение. И операторы на скриптах, и курьеры, пинающие посылки — всё это просто люди на ЗП со своими заботами. И нет никакого OZON в вакууме — всё это последовательность действий и людей.

Но нам, как таким же людям, которые просто хотят делать жизнь других людей красивее и уютнее, по-человечески обидненько. А как продавцам обидно платить за то, в чём нет нашей вины.

Если заказ отменён по нашей вине или вине клиента — все издержки оплачиваем мы. При том, что отказывается клиент не потому, что он капризный, а потому что склад OZON прислал один стул вместо шести

Грустная реальность

И мы остаёмся один на один с кучей вопросов и тленом в глазах. Этот текст вообще появился благодаря тому, что наш маркетолог устала орать в себя. А нам больше некуда. Поддержка — даёт отписки, клиенты недовольны конкретно нами, куда податься — непонятно.

На каком этапе потерян товар?

Неизвестность убивает. У нас нет глаз на каждой коробке и мы не понимаем, в какой момент часть из них отвалилась от заказа. Проверить это нет шансов.

Перед каждой отправкой мы фиксируем процесс на видео. Соответственно клянёмся всем, что имеем и можем дать пруфы: изначально к людям уехали комплекты 4 и 6 штук стульев.

Потом от них отказался клиент. Мало ли, что в жизни случилось, всё понимаем.

Потом OZON заботливо забрал их к себе на склад.

Потом отправил снова другим людям.

А к ним приехал волк-одиночка.

В какой из этих моментов случилось пробитие и потери? Первый клиент незаметно от курьера отщипнул три-пять стульев? Если да, то почему курьер не глядя забрал возврат. Они потерялись в машине? Если да, то почему склад не глядя принял одну коробку. Они доехали, но со склада второму клиенту отгрузили одну коробку вместо трёх-пяти? Тогда почему это произошло в принципе?

Муд нашего маркетолога. Как говорится, за время пути собака могла подрасти
Муд нашего маркетолога. Как говорится, за время пути собака могла подрасти

Товар безвозвратно утерян? Нам возместят его стоимость? Почему мы платим за чужие ошибки? Как быть уверенными в том, что следующие заказы точно так же не будут терять по дороге и это колесо сансары не остановится?

И да, на это всё есть открытие споров и прочая бюрократия, которая решает (и то не факт, что добьёшься) разовую задачу, но не влияет на общую картинку.

Сейчас человек перезакажет товар, а ему снова придёт один стул. Либо бедняга поедет к следующим счастливчикам.

Почему поддержка не вовлечена?

Каюсь, посреди разборок неистово писала капсом. Даже наверное исповедаюсь скринами.

Готова к порицанию и помидорам. Но только в том случае, если вы ни разу не сгорали в МФЦ, на Госуслугах или при обращении в поликлинику
Готова к порицанию и помидорам. Но только в том случае, если вы ни разу не сгорали в МФЦ, на Госуслугах или при обращении в поликлинику

Контекст в том, что ты задаёшь вопрос «Почему приехал 1 стул, а не 4?» а тебе пишут «Не этапе сборки заказа не всегда можно определить, что с товаром что-то не так». Или ты спрашиваешь, опять же, почему уехал 1, а не 6, а тебе отвечают «о причине отказа клиента можно узнать в разделе...». Да понимаю я, почему клиент отказался. Где стулья-то?

Из-за шаблонных ответов и нежелания поддержки разобраться в вопросе, в голове как раз и рисуется образ монолитного бездушного OZON, которому нет дела до своих клиентов и партнёров.

Как нам стать лучше?

OZON активно делает обучающие курсы, марафоны и т.д. И нам бы очень не помешала обучалка по упаковке, но только честная.

С проблемами, которые могут возникать и как их предотвратить.

Курьеры пинают заказы — укрепляйте стенки бетоном.

Можем потерять комплекты, стрейч-плёнки мало — соединяйте степлером, канатами, пуповиной, пропустите верёвку меж коробок, чтоб как бусы было. Тогда не потеряем.

Как говорится мем смешной, а ситуация страшная.

Что хотеть от OZON?

Клиенты интересуются, почему нельзя довезти товар? Ну вот доставили часть, часть потеряли — доставьте позже. Но получается, что от доставки приходится отказаться полностью, дождаться деньги из банка, потом всё переоформить. При этом товар зачастую за это время выходит из акций и дорожает. Кто посмелее просит скидку, а кому-то навсегда испортили клиентский опыт и может стулья ещё нужны, но осадочек остался. И не от OZON, а от нас.

Мы понимаем, что это скорее всего логистическая волокита, но люди не хотят этого знать. Они хотят свои заказы в полном составе.

А пока получается так.

Пока писали выдохнули. Всё равно спасибо OZON за наше счастливое детство, по большей части мы всем довольны. Но в этой ситуации хотим разобраться. Не думайте, что написали здесь и всё. Параллельно общаемся с поддержкой и пытаемся понять, как быть. Но пока ни мы, ни они не особо понимаем. Спасибо, что выслушали.

2 комментария

Я, конечно, посмеялся с вашего роскошного слога, но, к сожалению, Озон - худший МП на рынке на текущий момент, с худшей логистикой и полным отсутствием здравого смысла в партнерских взаимоотношениях. Желаю вам терпения, а стульям - быть найденными.

1
Ответить

Спасибо за поддержку и оценку слога)

Ответить