Продвижение малого бизнеса: SEO оптимизация и способы продвижения в 2025 году

Узнайте, как инструменты SEO оптимизации могут повысить онлайн видимость, привлечь больше клиентов и увеличить продажи. Простыми словами о том, что нужно малому бизнесу, чтобы вырваться вперед в дикой онлайн-среде.

<a href="#Rano-ili-pozdno-">Читайте</a> мою статью о лучших стратегиях продвижения для локальных компаний.
Читайте мою статью о лучших стратегиях продвижения для локальных компаний.
Михаил Мятов
Руководитель компании SEO Performance Agency

Всем привет! Я — Михаил Мятов, SEO-специалист с опытом работы более 18 лет и руководитель компании Seo Performance Agency.

Здесь я поднимаю тему продвижения малого бизнеса. Как грамотно продвигаться и не слить на это целое состояние? Расскажу в статье ниже.

Есть вопросы по продвижению? Пишите мне в Telegram! Будем спасать бизнес вместе!

Содержание

Рано или поздно любой малый бизнес сталкивается с вопросом: как продвигаться в интернете? Особенно в условиях, где ресурсы ограничены, а конкуренция слишком высокая.

Ну что ж, добро пожаловать на арену, где каждый клик на вес золота, а рекламный бюджет рискует утечь так, что вы и не заметите.

Нужно скорее включится в эту игру. На старте вам предлагается несколько путей: податься в рекламу, воспользоваться проверенными маркетинговыми приемами или заняться продвижением через SEO.

Но вот что из этого реально поможет? Как добиться максимального эффекты с минимальными вложениями? Читайте в статье.

С чего начать продвижение бизнеса

Продвижение малого бизнеса в интернете требует четкой стратегии. Грамотная стратегия = максимальная эффективность компании.

Шаг 1. Определяем целевую аудиторию

«Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» – примерно так звучит попытка вложить деньги в продвижение без определения ЦА.

Весь цикл работ будет строиться на основе интересов и поведения потенциальных клиентов.

Как правильно определить ЦА?

Обратите внимание на основные показатели: возраст, пол, доход, местоположение и главные боли и потребности. Узнайте, кто эти люди, которые ищут ваш продукт – воспользуйтесь сервисами: Google Analytics или Яндекс.Метрикой.

Вот наглядный пример, как может выглядеть анализ целевой аудитории.
Вот наглядный пример, как может выглядеть анализ целевой аудитории.

Шаг 2. Проведите анализ конкурентов

Враг или учитель?

Прежде чем кидаться в продвижение с головой, посмотрите, что делают конкуренты: как они привлекают клиентов и с помощью чего продвигаются в интернете. Изучите их ошибки и постарайтесь не совершать их в будущем.

А что насчет классных фишек? Замечательно! С них мы и начнем, адаптировав под себя.

Что анализировать у конкурентов?

  • Контент. «Какие темы поднимаются в блоге?», «На каких площадках публикуется материал?», «Какая польза от контента?».

  • Ключевые слова. Что используют конкуренты для продвижения? В этом помогут инструменты Ahrefs или SEMrush.

  • Ссылочная стратегия. Понимание, где размещают ссылки на сайт конкуренты, поможет собрать собственную базу ресурсов.

Шаг 3. Создайте сайт

Сайт — визитная карточка бизнеса в интернете. Если сайта нет — срочно создавайте. Если есть — проверьте, как он работает и при необходимости улучшите.

Помните, что важно делать веб-ресурс не только привлекательным, но и удобным для пользователей. Что это значит?

  • Понятный интерфейс. Пользователь должен легко находить нужную информацию. Четкое и логичное меню, понятные заголовки и разделы — то, что нужно.

  • Удобная навигация. Переход между страницами должен быть быстрым и плавным. Возврат на предыдущую страницу или поиск информации не должен вызывать затруднений.

Лайфхак. Используйте функцию «хлебных крошек». Это цепочка навигации, которая показывает путь по страницам и позволяет быстро переключаться по сайту.

"Хлебные крошки" помогут пользователям НЕ потеряться на сайте.
"Хлебные крошки" помогут пользователям НЕ потеряться на сайте.
  • Простота и минимализм. Избегайте перенасыщенности элементами дизайна, анимацией и всплывающими окнами. Простые формы, контрастные кнопки CTA, минимализм в графике делают сайт легким и побуждающим к принятию решений о покупке, например:)

Вот полезные инструменты для проверки сайта:

  • Google PageSpeed Insights. Сервис покажет, насколько быстро загружается сайт и что можно улучшить.

  • GTmetrix. Аналогичный сервис, который также поможет понять, что замедляет сайт и как это исправить.

  • Screaming Frog. Этот инструмент поможет выявить технические ошибки: битые ссылки, ошибки в мета-тегах, дублированный контент и другие проблемы, влияющие на удобство использования.

  • Hotjar. Позволяет анализировать, как пользователи взаимодействуют с вашим сайтом: на что кликают, куда скроллят, где останавливаются.

Способы продвижения малого бизнеса в интернете

Обычно продвижение малого бизнеса происходит в условиях ограниченного бюджета, поэтому очень важно максимально эффективно распоряжаться ресурсами.

Итак, какие варианты продвижения есть, чтобы окупить каждый вложенных рубль?

Маркетинговые приемы

Основной акцент в маркетинге для малого бизнеса делается на создание ценного контента. Он должен привлекать внимание и формировать доверие к бренду.

К маркетинговым приемам можно отнести следующее:

  • Контент-маркетинг. Наполнение сайта полезной информацией — один из самых эффективных методов привлечения клиентов без серьезных затрат. Минус? Это как выращивать дерево: долго (прогрев), но потом будут плоды.

  • Социальные сети. Продвижение через соцсети эффективно благодаря легкому взаимодействию с аудиторией через посты, прямые эфиры, опросы и прочие приемы. Замечательно, но времени жрет много! Либо же нужно нанимать отдельного сотрудника.

  • Сарафанное радио. Удивительно, но даже в цифровую эпоху этот метод остается мощные маркетинговым инструментом. Это наиболее «органический» способ, так как ваши довольные клиенты делятся своим опытом с другими.

Реклама

Это один из самых быстрых способов продвижения малого бизнеса в интернете. Однако реклама имеет один существенный минус, а именно — бюджет, который нужно грамотно распределять. Риск получить неэффективное продвижение здесь наиболее высокий.

Контекстная и таргетированная реклама появляется тогда, когда клиент ищет ваш продукт или услугу. Этот прием работает, пока вы платите.

Совет: чтобы сэкономить бюджет, комбинируйте два вида рекламы и выбирайте тот, который приносит наибольший эффект.

PR-продвижение

PR-продвижение помогает усилить узнаваемость бренда и привлечь внимание клиентов без существенных затрат. Если всё сделать правильно, PR может вообще стать бесплатным (да-да, бывает и такое!)

Если найти правильный подход, то можно продвигаться через PR бесплатно!
Если найти правильный подход, то можно продвигаться через PR бесплатно!

Существует два PR-пути: через СМИ и через отзывы и кейсы. В первом случае нужно писать полезный материал для журналов и блогов. Но за публикацию чаще всего нужно платить.

Зато второй способ проще для кошелька. Кейсы и отзывы необходимо размещать в социальных сетях и собственном блоге. Чем больше информации, тем выше доверие к компании.

Этот способ рабочий, но очень долгий. Зачастую результаты от такого продвижения появляются через полгода, а то и больше.

SEO оптимизация

SEO — это инструмент, который помогает привлечь целевых клиентов из поисковых систем без необходимости постоянно вкладывать деньги в рекламу. Это просто находка для бизнеса, особенно если каждый клиент у вас на вес золота.

Из чего состоит SEO оптимизация?

  • Ключевые слова
    SEO начинается с подбора ключевых слов. Они помогают поисковым системам понять, о чем сайт и каким запросам он соответствует. Правильный подбор ключевых слов позволяет привлекать на сайт целевую аудиторию, которая активно ищет определенные товары или услуги.

  • Оптимизация сайта
    Для успешной SEO стратегии важна техническая сторона сайта. Он должен быть удобным для пользователей, с быстрой загрузкой страниц и адаптацией под любые устройства.

  • Локальное SEO
    Для малого бизнеса, ориентированного на конкретный регион, локальное SEO имеет большое значение. Если вы прописались в локальных каталогах, теперь вас видят все, кто гуглит «лучшая булочная в Твери» или «ремонт кофеварок в Омске».

SEO для малого бизнеса

Почему SEO — это крутой инструмент для малого бизнеса? Потому что позволяет привлекать клиентов, не сливая деньги на бесконечную рекламу.

Ваш сайт будет светиться на первой странице поисковиков, и люди будут заходить к вам, как будто ваш магазин стоит на самой оживленной улице. И все это без ежедневных затрат на рекламу!

В этом вся суть SEO. Это долгосрочное и выгодное решение для привлечения клиентов.

В чем преимущества SEO для малого бизнеса?

Результат, который остается

Один из главных плюсов SEO — это долгосрочный эффект. Плюс в том, что как только вы прокачали сайт, он останется на первых страницах поисковиков ещё долго. Клиенты будут идти месяцами, а деньги на рекламу тратить не придется.

Люди, которые привыкли к мгновенному результату от контекстной рекламы, часто не замечают результатов от вложений в SEO, но они есть! Достаточно немного подождать.

Представьте, что вы посадили яблоню, чтобы на долгие годы вперед обеспечить себе урожай.

Максимальная экономия при стабильном трафике

Для малого бизнеса это особенно важно. Когда бюджет ограничен, каждый вложенный рубль должен работать на вас. После начальных вложений SEO привлекает клиентов бесплатно. Нет нужды платить за каждый клик, как в контекстной рекламе.

Точная ЦА, которая уже готова купить

SEO — это про целевых клиентов. Люди, которые нашли вас через поисковик, УЖЕ ищут ваш продукт или услугу.

Вот обычный пример: если человек ищет «ремонт бытовой техники в Екатеринбурге» и находит ваш сайт, то он скорее всего уже готов доверить вам свой сломанный холодильник. Вам остается правильно себя подать.

Целевая аудитория, которая приходит через SEO, чаще всего уже готова купить ваш продукт!
Целевая аудитория, которая приходит через SEO, чаще всего уже готова купить ваш продукт!

Рост доверия к бренду

Когда сайт появляется на первой странице Яндекс или Google, это автоматически поднимает уровень доверия к бизнесу. Люди инстинктивно считают, что если сайт в топе, значит, компания надежная и проверенная. Особенно это полезно для малого бизнеса, который только в поиске своего места под солнцем (на рынке!)

Оптимизация улучшает конверсию

SEO — это не только про позиции в поисковой выдаче, но и про удобство использования сайта. В процессе оптимизации приходится улучшать структуру, ускорять загрузку страниц и делать навигацию проще. Это автоматически улучшает пользовательский опыт.

Кейс из практики: клиент обратился с проблемой маленького трафика. Оказалось, что все заключалось в медленной загрузке страниц. Провели оптимизацию, и трафик увеличился на 165% уже в первый месяц!

Почему малому бизнесу важно находиться в ТОПе?

Любому маленькому бизнесу в независимости от ниши важно поддерживать свое место в ТОПе. Для чего? Потому что конкурировать с большими акулами рынка сложно, а своё место на первой странице — это уже половина успеха.

И вот еще две причины, почему это важно:

  • Первое впечатление имеет значение. Давайте честно: большинство людей не перейдет даже на вторую, третью страницы поиска. Так что если вас нет на первой странице, считайте, что вашего сайта просто не существует.

  • Быстрый доступ к информации. Пользователи привыкли к тому, что поисковики сразу выдают лучшие результаты. И если вы в ТОПе, это для пользователей как знак качества: «Ага, значит, ребята точно знают, что делают».

Основные ошибки SEO для малого бизнеса

SEO — это про грамотность подхода. Оно может привести вас к успеху, а может и свести на нет все усилия, если допустить несколько ключевых ошибок.

Ниже разберем основные ошибки, которые мешают продвижению малого бизнеса в интернете.

1. Отсутствие мобильной версии

Сегодня большинство пользователей ищут информацию, товары и услуги с мобильных устройств. Если сайт не адаптирован для смартфонов или планшетов, пользователи сталкиваются с неудобствами: текст не читается, кнопки маленькие, страницы долго загружаются.

Сайт должен выглядеть одинаково хорошо со всех устройств.
Сайт должен выглядеть одинаково хорошо со всех устройств.

Какой итог? Потенциальные клиенты быстро уходят на сайты к конкурентам, а компания теряет продажи.

Кстати, при ранжировании Яндекс и Google отдают предпочтение мобильным версиям сайтов.

Нужно адаптировать сайт под разные устройства, чтобы контент автоматически подстраивался под размер экрана. Проверить, насколько сайт соответствует требования, можно с помощью инструмента Google Mobile-Friendly Test.

2. Неправильное использование ключевых слов

Часто при выборе ключевых слов малые бизнесы допускают большую ошибку: либо выбирают слишком общие или нерелевантные ключевики, либо неправильно используют их на сайте. Как итог, к вам приходят посетители, которым вообще не нужен ваш продукт.

Как выбрать релевантные ключевые слова?

  • Исследуйте запросы вашей целевой аудитории.

  • Выбирайте конкретные и точные ключевые слова.

  • Учтите коммерческие и информационные запросы.

Где лучше всего использовать ключевые слова?

Ключевые слова следует использовать в заголовках (H1, H2), мета-тегах (title и description), URL страницы и в самом тексте, чтобы поисковые системы могли легко распознать тематику страницы. При этом важно органично вписывать ключевые фразы, не перегружая ими контент.

3. Некачественный контент

Контент — это то, что удерживает пользователей на сайте и дает поисковым системам понять, что сайт полезен. Публикация малосодержательного, неинтересного или скопированного контента ухудшает поведенческие факторы: пользователи быстро уходят с сайта, а сам он быстро теряет позиции в выдаче.

Что с этим делать?

Здесь все просто: создавайте качественный, уникальный контент, который будет полезен и которым захочется делиться.

Интересный сайт будет ценен не только для пользователей, но и для поисковых систем.

И это лишь самые очевидные ошибки… Много таких, которые трудно заметить, но важно исправить, чтобы сайт не терял в позициях.

Я помогу выявить ошибки и сделать их точками роста вашего бизнеса! Присоединяйтесь на мой вебинар «Как поднять продажи с сайта в 10 раз?» В прямом эфире я разберу ваш сайт и дам инструменты и рекомендации к его улучшению!

Кейс: как мы вывели в ТОП малый бизнес

Вывели главный высокочастотный запрос клиента с малым бизнесом в ТОП-6 за 15 дней работы. Как мы это сделали? Читайте ниже)

Немного о проекте

Клиент — владелец малого бизнеса в нише образования и курсов. Его сайт МАУСИ предлагает практический онлайн-курс «Нейросфера» по обучению работе с нейросетями. За три недели участники научатся использовать нейросети для создания текстов, изображений и видео, что поможет им повысить эффективность работы и увеличить доход.

Ранее клиент уже обращался к другим компаниям, но не получил ожидаемых результатов: не было роста заявок и интереса к его курсу.

Цель работы: вывести лендинг в ТОП по ключевому запросу «курсы по нейросетям» и повысить количество заявок.

О компании: кто мы?

Мы — команда SEO Performance Agency. Работаем на рынке более 18 лет. За это время:

  • Успешно выполнили более 200 проектов.
  • Получили благодарность от 500+ довольных клиентов.
  • Разработали 4 передовых метода продвижения.

Что мы делали?

Делай 1. Изучили текущий лендинг, определили целевую аудиторию и подобрали ключевые слова по нашей теме. Согласовали собранную информацию с клиентом и приступили к оптимизации.

Делай 2. Во время оптимизации сайта добавили ключевые слова, улучшили структуру страницы и ускорили ее загрузку. Дополнительно настроили правильные мета-теги.

Делай 3. Провели тестирование изменений и проанализировали результаты, чтобы внести коррективы. Проследили увеличение позиций в поисковой выдаче и интерес к курсу.

В чем была сложность?

Главный запрос оказался очень высококонкурентным, из-за чего вывести сайт в ТОП было еще сложнее. Нужно было разрабатывать новые стратегии по оптимизации, чтобы обойти крупных конкурентов и занять высокие позиции в поисковой выдаче. И нам это удалось:)

Продвижение малого бизнеса: SEO оптимизация и способы продвижения в 2025 году

Какого результата добились?

Вывели сайт с 91 места в ТОП-6 по главному высокочастотному запросу «курсы по нейросетям» и увеличили количество заявок на курс.

Продвижение малого бизнеса: SEO оптимизация и способы продвижения в 2025 году

Вот так благодаря эффективному SEO удалось вывести в ТОП малый бизнес. Этот кейс показывает, что размер компании не имеет значения. При правильной стратегии и качественной оптимизации выйти в ТОП может любой сайт.

Какой итог?

SEO — это один из самых мощных инструментов для продвижения малого бизнеса в интернете с долгосрочными результатами и небольшими вложениями.

Чтобы увидеть первые результаты, не обязательно оптимизировать весь сайт сразу. Начните с малого: настройте метатеги и мобильную версию, исправьте ключевые слова.

А чтобы подойти к продвижению своего бизнеса более комплексно и охватить больше инструментов SEO, записывайтесь на мой вебинар. Там я разберу ваши сайты и дам практические советы по их улучшению!

22
2 комментария

Отличная статья, раскрыли тему со всех сторон)

Ответить

Рад стараться 💪

1
Ответить