Новый удар по логистике в России и его последствия для рынка грузоперевозок

Новый удар по логистике в России и его последствия для рынка грузоперевозок

С 1 октября 2024 года российский рынок грузоперевозок столкнется с серьезными изменениями — утилизационный сбор на транспортные средства будет проиндексирован на 70-85%. В дальнейшем, начиная с 2025 года, сбор будет ежегодно увеличиваться на 10-20% вплоть до 2030 года. Эта мера окажет значительное влияние на весь транспортный сектор, включая цены на автомобили, услуги грузоперевозок и операционные расходы логистических компаний.

Что такое утилизационный сбор и почему его повышение критично?

Утилизационный сбор был введён для компенсации затрат на утилизацию автомобилей, что отражает государственную политику в области экологической безопасности. В случае с грузовыми автомобилями, размер сбора зависит от возраста и массы транспортного средства. Чем старше и тяжелее автомобиль, тем выше будет сбор.

С 1 октября 2024 года индексация увеличит этот налог на 70-85%, что затронет в первую очередь новые автомобили. В дальнейшем ежегодное повышение на 10-20% добавит еще больше финансовой нагрузки на логистические компании.

Пример: рост стоимости тягача Shacman X6000

Рассмотрим на конкретном примере, как повлияет повышение утилизационного сбора на стоимость тягачей. В августе 2024 года начинающая компания-перевозчик «ГК Семья» приобрела тягач Shacman X6000 за 9 миллионов 150 тысяч рублей. С учетом нового утилизационного сбора, цена аналогичного нового тягача в октябре может вырасти следующим образом:

- Текущий утилизационный сбор для новых грузовых автомобилей составляет в среднем около 300-350 тысяч рублей.- Индексация на 70-85% повысит его до 510-647,5 тысяч рублей.Следовательно, общая стоимость нового тягача Shacman X6000 в октябре 2024 года может увеличиться до 9,360–9,500 миллионов рублей.

С каждым годом цена будет расти ещё больше из-за продолжающейся индексации утилизационного сбора. К примеру, к 2030 году дополнительная нагрузка от этого налога может составить до миллиона рублей и выше, что существенно повысит стоимость автомобилей для логистических компаний.

Влияние на цены услуг грузоперевозок

Рост цен на новые автомобили неизбежно отразится на стоимости транспортных услуг. Логистические компании будут вынуждены переложить часть затрат на клиентов. В результате можно ожидать:

Рост цен на грузоперевозки на 5-10% в 2024 году.

В долгосрочной перспективе, если цены на транспортные средства будут продолжать расти, то к 2030 году услуги могут подорожать на 20-30% по сравнению с сегодняшним уровнем.

Это особенно чувствительно для сегмента среднего и малого бизнеса, где расходы на транспорт составляют значительную долю операционных затрат. Те компании, которые не смогут справиться с ростом цен, могут оказаться на грани выживания.

Что делать владельцам логистических компаний?

Учитывая стремительный рост утилизационного сбора и стоимости транспортных средств, владельцам логистических компаний стоит уже сейчас адаптироваться к новым условиям. Вот несколько стратегий, которые могут помочь смягчить удар:

Обновление автопарка до 1 октября 2024 года. Те компании, которые планируют приобретение новых автомобилей, должны это сделать до повышения утилизационного сбора, чтобы сэкономить значительные средства.

Фокус на обновление и модернизацию имеющегося автопарка. Для компаний с большим количеством старых автомобилей, повышение сбора станет особенно тяжелым. Важно начать планировать обновление парка, чтобы снизить налоговую нагрузку.

Упор на лизинг и аренду автомобилей. Лизинг новых транспортных средств может стать более выгодным решением для компаний, чем их покупка, особенно с учётом роста сборов.

Переложение части затрат на клиентов. Некоторые перевозчики уже начали пересматривать свои тарифы, чтобы отразить рост операционных расходов. Важно делать это плавно и деликатно, чтобы не потерять клиентов, но при этом покрывать возросшие расходы. Постепенное увеличение тарифов позволит адаптироваться к новым условиям, не вызывая резкого оттока заказчиков.

Долгосрочные последствия для логистической отрасли

Рост утилизационного сбора и связанных с ним расходов на транспортные средства может привести к нескольким долгосрочным последствиям для рынка грузоперевозок в России:

Сокращение числа независимых перевозчиков. Мелкие и средние компании, которые не смогут справиться с растущими расходами на обновление автопарка и повышение налоговой нагрузки, могут прекратить свою деятельность. Это приведет к укрупнению рынка, где выживут только те, кто сможет эффективно оптимизировать свои затраты.

Увеличение спроса на поддержанные автомобили. Поскольку новый транспорт станет менее доступным из-за роста цен, многие компании могут перейти на покупку подержанных машин, несмотря на более высокие эксплуатационные расходы. Это может временно затормозить процесс обновления парка и негативно сказаться на экологии и безопасности перевозок.

Рост инвестиций в более экологически чистый транспорт. Логистические компании, которые уже сейчас думают на перспективу, могут начать инвестировать в автомобили с меньшим воздействием на окружающую среду, чтобы в будущем избежать высоких сборов и соответствовать ужесточающимся экологическим стандартам. Электрические и газовые тягачи могут стать более популярными в ближайшие годы.

Снижение маржинальности бизнеса. Постоянный рост операционных расходов будет оказывать давление на прибыльность компаний. Чтобы поддерживать рентабельность, компании будут вынуждены искать новые пути оптимизации процессов и внедрять современные технологии управления транспортом.

Что нас ждёт в будущем?

Введение повышения утилизационного сбора — это не просто фискальная мера, это комплексная программа, направленная на стимулирование обновления транспортного парка и снижение вредных выбросов в атмосферу. Однако для перевозчиков это означает дополнительные издержки и необходимость адаптации к новым экономическим реалиям.

Тем компаниям, которые смогут оперативно перестроить свои стратегии и внедрить инновационные подходы к ведению бизнеса, этот вызов может стать не только испытанием, но и возможностью для развития. Успешные перевозчики начнут инвестировать в новые технологии, такие как телематика, автоматизация управления автопарком и маршрутизация, что позволит не только снизить затраты, но и увеличить эффективность бизнеса в долгосрочной перспективе.

Транспортная отрасль всегда была гибкой и способной к адаптации, и нынешняя ситуация не станет исключением. Главное — начать действовать уже сейчас, готовясь к изменениям и используя их в свою пользу.

11
3 комментария

Скажите, почему мне всё равно, несмотря на уплату утильсбора, нужно платить за утилизацию автомобиля? Может, этот сбор не для этого, а для чего-то другого?

Ответить

Утилизационный сбор был введён для компенсации затрат на утилизацию автомобилей, что отражает государственную политику в области экологической безопасности.Это не соответствует действительности.
Утильсбор - это просто пошлина, направленная на увеличение сборов с населения.

Ответить

Если честно, то мне тоже так кажется.

Ответить