Зачем студенческие фестивали креативности

Всем привет. Меня зовут Ислом, я — копирайтер. Почти год назад я бросил работу на стороне клиента и переехал из Узбекистана в Россию, чтобы качественно прокачать свои креативные навыки и применять их в более развитой индустрии. В первый же год мне повезло отучиться в АК Wordshop на факультете "Креатив" и стать лучшим студентом курса. Сейчас я работаю младшим копирайтером в креативном агентстве РА Восход.

Моя статья посвящена студенческим фестивалям креативности, таким как D&AD New Blood, Young Lions, Future Lions и т.д. Почему я решил написать эту статью? Потому что многие зрелые креативщики и креативные директора относятся к студ. фестам скептически, а сами студенты, наоборот, делают слишком высокую ставку на участие и победу в них. Я постарался ответить на свои внутренние сомнения.

Коротко о фестивальном вайбе. Скриншот переписки, сделанный моей креативной парой в самый разгар.
Коротко о фестивальном вайбе. Скриншот переписки, сделанный моей креативной парой в самый разгар.

В течение года у меня несколько раз менялось отношение к студенческим фестам. Конечно, сначала ты влюбляешься. Ты вроде бы еще студент сопливый, но УЖЕ В ГОНКЕ D&AD, пусть и New Blood. Как-то даже нравишься самому себе со стороны. Я — молодой лев, рррр! Потом жесткое разочарование и гнев, потому что, даже если победишь, это не гарантирует тебе ни работу, ни славу, ни высокой зарплаты. Даже моего не самого большого опыта и образования оказалось достаточно понять это. Один хороший, но реальный кейс будет оценен креативным директором выше 10 выигранных студенческих. Если вы делаете студенческие фестивали с целью найти работу — вас ждет разочарование.

Переоценка ценностей происходила с небывалой скоростью. Хоть я был разочарован, мне все же нравилось быть в постоянной гонке и вкладывать свое время в это. Почему? Не мог найти ответ и задумался. Прислушался к себе и вывел главные вещи, которые дают мне студенческие фестивали.

1/ Социальная повестка. Достаточно открыть брифы D&AD и посмотреть заявленные проблемы, чтобы понять, насколько мы далеки от глобальной социальной повестки дня. До того, как мы начали делать Durex, я и не задумывался о стигматизации сексуальной жизни людей с ограниченными возможностями. Сидя в Ташкенте мне не было никакого дела до школьников и забастовок за экологию. Такие брифы челенджат тебя, заставляют погружаться и формировать собственное отношение к социальным проблемам. Лучшее лекарство от гомофобии — бриф на тему ЛГБТ. Хочешь работать над крутыми брифами в самых крутых агентствах мира? Без погружения в современный социальный контекст никак.

Из статьи Серафимы Гуровой для VC.ru, основательницы Rodnya Creative PR Studio и члена жюри D&AD New Blood 2019.
Из статьи Серафимы Гуровой для VC.ru, основательницы Rodnya Creative PR Studio и члена жюри D&AD New Blood 2019.

2/ Проигрыш ценнее победы. Я очень болезненно переношу проигрыши: за несколько дней до оглашения результатов я предупреждаю свои креативные команды о том, что скорее всего несколько дней буду холоден и прошу понимания. Каждый проигрыш заставляет чувствовать себя ничтожеством и бездарностью. Я убежден, что на начальной стадии, даже самый талантливый креатор, должен периодически получать отрезвляющую пощечину, чтобы не зазнаться и продолжать работу над собой. Главное находить в себе силы признать свою несовершенность и сделать работу над ошибками. Как только начинаешь думать "моя работа гениальна, а жюри — говно", вероятнее всего говно не жюри.

3/ Жюрение. Участвуя в студенческих фестах, понимаешь как работает жюри и почему не стоит принимать проигрыши близко к сердцу. Это всегда СУБЪЕКТИВНАЯ оценка твоей работы и часто один состав может оценивать по диаметрально противоположным критериям в отличие от другого. Бывает, что идея классная, но тебе не удалось ее правильно рассказать жюри. Тут возвращаемся к пункту 2.

4/ Нетворкинг и фидбеки. Большая ошибка участвовать в фестивалях, где твою работу оценивают лучшие представители индустрии и не воспользоваться этим. Они ведь уже посмотрели твою работу и выявили все сильные и слабые стороны, почему бы просто не попросить их поделиться? Я не мог себе позволить упустить настолько ценные уроки, поэтому писал письма всем членам жюри D&AD. Лучшим подарком фестиваля стали комментарии на полтора экрана от CEO Wieden+Kennedy и президента жюри LEGO. Пользуйтесь возможностью лично пообщаться с креативными директорами, попутно добавляя их контакты в LinkedIn и Facebook.

Из переписки с Нилом Кристи, СЕО независимого агентства Wieden + Kennedy.
Из переписки с Нилом Кристи, СЕО независимого агентства Wieden + Kennedy.

5/ Нон-стоп тренировка. В Wordshop мы называем это креативным говномётом. Как только перестаешь стрелять в вентиляторы, он начинает ржаветь и есть риск, что в следующий раз даст осечку. Когда участвуешь в продолжительных фестах, мозг максимально открыт к потоку информации из внешнего мира, будучи постоянно в поисках инсайтов и идей. Пока ты джуниор, важно генерить много идей. Взрослея ты выработаешь собственный фильтр и сможешь отсеивать плохие идеи, но пока ты в категории янгов и есть терпеливые менторы — заряжай на всю обойму.

6/ Стресс-тест. Тут все просто, работать и параллельно фестивалить — сложно. Плюс новые седые волосы, минус личная жизнь. Но в студенческом цейтноте есть своя романтика, которую может себе позволить только начинающий специалист. В самые сложные моменты ты смотришь на этих за*банных людей вокруг себя и любишь их необъятной любовью. Чем больше нервных клеток ты потратил, тем с большей ностальгией вспоминаешь эти моменты спустя время. За это я и люблю эту профессию.

Зачем студенческие фестивали креативности

7/ Разнообразие задач. Если тебя воротит от брифов в агентстве или ты вообще не в креативе работаешь, то фестивали станут твоей отдушиной. Я общался со взрослыми креативщиками, которые шли в Young Lions, чтобы просто переключиться с рутины. Мне повезло оказаться в агентстве, где подобных проблем нет, но год назад я был ровно в таком же положении будучи на клиентской стороне.

8/ Насмотренность. За каждой поданной идеей стоят десятки часов рисеча. Приходится постоянно отсматривать рекламу прошлых лет, чтобы не повториться. Прелесть в том, что разнообразие брифов заставляет исследовать самые разные категории и бренды. Качественная подготовка к фестивалям обогащает библиотеку насмотренности.

Какой итог? Нужно ли идти в студенческие фесты? Если вы делаете ставку на студенческое портфолио, которое станет билетом в агентство мечты, мой ответ — нет. Если вы используете фестивали как инструмент по развитию своих креативных навыков, нетворкинга, кругозора и стрессоустойчивости — бейтесь везде, где можете.

Всем удачи в следующем студенческом году. Да прибудет с нами Огилви, Бернбах и святой Котлер. Аминь.

11
2 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

При прочих равных награды с фестов вполне ощутимо укрепляют позиции сотрудника/соискателя на младших должностях

Ответить