Сделали Whatsapp чат-бота вместо обучения в LMS. Рабочий вариант? Есть нюансы...

В смысле в Whatsapp? В телеге же все делают! Вы чё? А вообще вам бы LMS нормальную. Ну раз сделали... А как работает-то?

Сделали Whatsapp чат-бота вместо обучения в LMS. Рабочий вариант? Есть нюансы...

Я с командой веду разные аутсорсинговые проекты. В наши задачи входит массовый подбор персонала на проекты и их дальнейший онбординг, чтобы сотрудник за максимально короткий срок приступил к работе, вник в детали и делал всё без лишних косяков.

Почему чат-бот в Whatsapp, а не LMS?

Так почему же чат-бот может быть стать лучшей заменой полноценной LMS (Learning Management System / Система управления обучением)? Как он может помочь бизнесу, особенно на быстром старте проекта?

  • Это удобно. WhatsApp для большинства привычный инструмент, даже в отличие от того же Telegram. До сих пор сохраняется тот устой, что линейный, рабочий персонал и "продажники" общаются в нем как между собой, своими командами в группах, так и с клиентами. Особенно, если мы говорим про всю Россию и все регионы. Интерфейс WA понятен всем, поэтому даже те, кто не так хорошо разбирается в технологиях, смогут легко пользоваться чат-ботом. Инструмент помогает любому пользователю получить или отправить материал без необходимости искать его на сторонних ресурсах. Охват в РФ 79% / 96 млн пользователей.
  • Быстрая адаптация. Всё, что нужно сотруднику – телефон с WhatsApp. А это означает, что старт обучения может состояться фактически в любой момент.
  • Мгновенная доступность. Чат-бот доступен 24/7 и работает в режиме реального времени. В любой момент можно задать вопрос или получить нужную информацию.
  • Минимум затрат для работодателя. Полноценная LMS-платформа требует много денег на внедрение и поддержку. Чат-бот запускается куда быстрее и дешевле. Он не требует дорогостоящего технического обслуживания.
  • Скорость реакции и обратная связь. С помощью чат-бота можно моментально собирать обратную связь, отслеживать статистику и оперативно вносить корректировки в процесс.

Как мы сценарий и диаграмму потоков чат-бота создавали

На это ушло дня 3 точно, чтобы проработать все сценарии и возможные варианты ответов пользователя, включая некорректные запросы, ошибочные, и возможность перескакивать в разные разделы. Скажем так, мы далеки от идеала, но смогли покрыть большую часть возможных сценариев. Естественно, мы учитывали и архитектуру такого бота, чтобы её можно было масштабировать на любой другой проект, изменив только материалы.

Вот часть этой диаграммы, которая позволила вносить корректировки и наглядно понять, как выглядит весь путь пользователя
Вот часть этой диаграммы, которая позволила вносить корректировки и наглядно понять, как выглядит весь путь пользователя

Как чат-бот выглядит для пользователя

Нам пришлось учесть много нюансов ввода и написания цифр, слов, символов. Это была реальная боль, но пусть бэкенд останется позади)

Плюсы:

+ Быстро сделали и запустили с готовыми материалами;

+ Низкие затраты на создание и внедрение;

+ Синхронизация с папкой Яндекс.Диска, откуда бот берет материал и отправляет в чат. Удобство добавления/удаления таких материалов;

+ Сбор статистики в админ панели по каждому пользователю в разрезе каждого материала;

+ Позволяет быстро запустить и масштабировать аутсорс, аутстаф, btl, мерчандайзинг проекты, складских работников, а также обучить и предоставить актуальную базу знаний в одном месте для линейного персонала, отделов продаж и т.д.

Минусы:

Пользователю приходится отправлять текст/цифры в чат, а не нажимать на кнопки как телеграмме. Неудобно! Здесь нужно учитывать все возможные варианты написания и регистров.

Из-за наличия "тяжелых" материалов и видео ботом одновременно не могут пользоваться много людей – пока он не отправит какой-то материал, другие пользователи не смогут получить что-то. Это серьезная проблема. Если бы у нас были простые картинки и pdf, то с этим бы не столкнулись. Но мы хотели видео именно грузить в whatsapp, а не отправлять по внешним ссылкам. Нашли решение по сжатию, которое позволило загружать быстрее.

Бот периодически может отваливаться от API. Здесь необходимо предусмотреть регулярные перезагрузки бота.

Технические ограничения мессенжера по объему передаваемой информации.

Мало специалистов, кто в целом делает бот в этом мессенджере. Вам потребуется узнать, есть ли опыт и посмотреть примеры работ. А еще лучше - с технической документацией.

Заключение

1. В целом, вариант реализации чат-бота в whatsapp для быстрого онбординга сотрудников рабочий, но при этом надо учитывать множество нюансов, о которых мы узнали уже в процессе реализации.

2. Повторюсь, мы сделали в вотсапе именно потому, что это позволило бы руководителям и их сотрудникам с уже имеющимися группами в этом мессенджере не переходить в "еще одно" приложение, а также быстро пересылать полученные материалы внутри команд в этих же группах и между собой.

3. Если вы захотите реализовать и будут вопросы – могу оказать консультацию.

4. У меня есть мой тг-канал, где делюсь своим опытом, новостями и практическими кейсами - @danilshare

Если вы уже реализовывали нечто подобное, то какой мессенджер выбирали? Оправдало ваши ожидания?

66
4 комментария

У меня сразу возникает вопрос, кому нужен чат бот в вацапе, когда все есть в телеге и гораздо качественнее работает

как раз в статье об этом и написал в самом начале. Если кратко, то у менеджеров и их подчиненных давно есть рабочие группы в whatsapp + по регионам РФ в большей степени для рабочей коммуникации между "полевыми" сотрудниками преобладает whatsapp и нет смысла переводить всех в ТГ. ТЕЗИС: тебе не надо ничего устанавливать и менять привычный канал коммуникации для вопросов по работе

1

а сколько по цене вышло? хотя бы примерно

ну если брать от самого простого варианта к сложному, то вилку можно задать от 30к до 100к. В целом верхней планки наверное и нет, особенно если синхронизацию еще в CRM настраивать и уже например готовить как полноценную LMS. У нас такой потребности не было, хотели протестировать гипотезу и сделать единый источник материалов для полевых команд.