От напыщенной роскоши до строго минимализма

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ АР-ДЕКО В СОВРЕМЕННОМ ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

В процессе работы над визуальной стилистикой для крупного бьюти-ритейлера в прошлом году дизайнерам 2SHARP пришлось глубоко окунуться в изучение стиля ар-деко. Креативный директор брендингового отдела агентства Антон Бондаренко поделился своими наблюдениями и выводами.

Антон Бондаренко — креативный директор брендингового отдела агентства 2SHARP.
Антон Бондаренко — креативный директор брендингового отдела агентства 2SHARP.

Отличительные черты ар-деко

Стиль ар-деко (Art Deco) появился в 20-е годы XX века в Париже, но оказал влияние на архитектуру, живопись, скульптуру, графику, а также декоративное искусство всей Европы.

Ар-деко характеризуют следующие элементы:

1. Формы:

- сильное использование геометрических фигур, особенно треугольников,

- жёсткие края и прямоугольные формы,- большие площади неиспользуемого пространства.

2. Цвета:

- яркие цветовые палитры с одним или двумя насыщенными оттенками, - золото.

3. Образы:

- стилизованные цветы,

- стилизованные изображения, кажущиеся менее реалистичными, но всё-таки художественные,

- роскошь и шик.

4. Типографика:

- шрифтовые гарнитуры с толстыми штрихами или сильным орнаментом (дополнительные штрихи, а не растяжки),

- герметичная, плоская, без засечек.

5. Узоры:

- чёткие линии, часто с толстыми штрихами и даже зигзагами,

- мозаичные,

- шевронные узоры (со сдвинутыми выступами),

- этника и животные паттерны.

Практики ар-деко использовали параллельные линии и сужающиеся формы, которые предполагают симметрию и обтекаемость. При всей своей яркости и напыщенности, ар-деко – стиль более чем столетней давности, берущий начало в минимализме, модернизме и модерне. Однако, в отличие от авангардного искусства, ар-деко не побуждал людей видеть красоту в нетрадиционных изображениях и формах.

Ар-деко – удивительный визуальный стиль, который может быть очень разным в зависимости от задачи, которую он решает: воздушным и изящным, с одной стороны; «кричащим» и тяжеловесным – с другой; величественным, царственным и минималистичным, современным. Стиль-хамелеон.

Типографика в стиле ар-деко

На типографику ар-деко тоже повлиял, что отразилось в шрифтах Bifur, Broadway и Peignot.

Шрифты ар-деко и разработанные позже в этой стилистике довольно витиеватые и забавные, но в них нет длинных завитушек, росчерков и хвостов, которые придают другим декоративным шрифтам более женственный вид.

При этом шрифты довольно нейтральны и могут использоваться без дополнительных элементов.

Ар-декошные шрифты часто обозначаются толстыми штрихами, чередующимися линиями или заливками. Высота этих символов по оси X часто преувеличена за счёт исключительно высоких символов или более коротких вариантов. Хотя символы расположены прямо перпендикулярно строке, они часто используют различную толщину штриха на основе без засечек. Эти гарнитуры выглядят так, как вы можете себе представить «современный шрифт без засечек» или точную ручную надпись.

Особенность шрифтов в стиле ар-деко – преувеличенный контраст, а иногда и с измененными пропорциями. Обычно они не имеют наклонных (курсивных) начертаний.

Ещё один распространенный типографский инструмент в стиле ар-деко – использование заглавных букв для надписей. Хотя некоторые из этих гарнитур могут содержать символы только нижнего регистра, они используются реже «капса».

От напыщенной роскоши до строго минимализма

Почему ар-деко так прижился в дизайне?

Вспомним, что большая часть дизайна постеров и плакатов уходит корнями в рекламу, которая призвана привлекать внимание потребителя. По этой причине многие из элементов ар-деко были предназначены для работы на контрасте друг с другом.

На пике своей популярности, в 1920–30-е гг., ар-деко был стилем массового производства и присутствовал в дизайне всех рекламных носителей: от автопрома и архитектуры до фасонов одежды и журнальной вёрстки.

Причина, по которой дизайн ар-деко так хорошо работал в 1920-х годах и продолжает оставаться важным инструментом для графических дизайнеров сегодня, заключается в том, что это чисто эстетический стиль. Ар-деко не отягощён сложной идеологией. Есть характерный и узнаваемый вид, но нет жёстких правил, которым нужно следовать. Это работает для всех и с чем угодно.

Современный графический дизайн в стиле ар-деко – это переосмысленное культурное наследие, своеобразный олдскульный шарм и нотка ностальгии. Так как это достаточно смелый и богато украшенный стиль, то решиться на масштабный проект могут позволить себе немногие бренды.

Сегодня брендинг в стиле ар-деко выглядит роскошно и изысканно. Неслучайны и отрасли, для которых дизайнеры работают в этом стиле: HoReCa, кондитерка и алкогольные напитки, индустрия beauty & health. Все про утончённость и гедонизм.

Кейсы

Канадское агентство Arithmetic представило современный пример динамичного дизайна упаковки швейцарского премиального шоколада Chez Christophe. Проект получился сдержанным за счёт цветов и минималистичным за счёт форм. Из ар-деко дизайнеры использовали геометрические фигуры (преимущественно треугольники), повторяющиеся линии, золотое тиснение.

Треугольники не буквально, но точно передают главный символ Швейцарии — силуэт альпийских гор.

Meghan Cook разработала дизайн для марки вина Circa 33 под впечатлением от духа 1930-х годов и атмосферы «Великого Гэтсби»! Гедонистическое восприятие жизни, наслаждение моментом, лёгкость и ветерок в голове — все эти тонкие настроения дизайнер передала в изящной этикетке с параллельными линиями, геометрическими фигурами и золотым тиснением.

Несмотря на европейские корни ар-деко, этот стиль с успехом перерабатывается и филиппинскими дизайнерами. Агентство Maricae Legazpi разработало дизайн упаковки для местного бренда мыла и свечей ручной работы — Laya.

В итоге получилась брутальная упаковка с налётом винтажной классики, минималистичным логотипом летящей птицы, образованным заглавной буквой L и вдохновлённым ар-деко. В паттерне дизайнеры использовали контраст тёмно-серого и медного.

The Cruise Room — старейший постоянно действующий бар Денвера (США, штат Колорадо). Бар, залитый красным светом и сверкающий хромированной отделкой, по праву считается жемчужиной ар-деко. Дизайнеры The Made Shop восприняли редизайн легендарного заведения как «реставрацию» и подошли к проекту очень осторожно.

Меню представляет собой сделанную на заказ книгу в обложке из штампованного алюминия. На страницах внутри меню, проштампованных золотой фольгой, представлены основные блюда. Это меню получило множество наград за дизайн, но главная радость дизайнеров в том, что гости бара частенько забирают его с собой как сувенир.

Резюмируем

Отличительные черты ар-деко — жёсткая геометрия, симметрия, контраст, сочные цвета, золото, леопардовые принты и стилизованные паттерны с цветами.

Для «ар-декошных» шрифтов характерны толстые штрихи, чередующиеся заливки, плоскостность, заглавные буквы и отсутствие засечек и курсива.

Ар-деко — разноплановый стиль. Его легко можно адаптировать под задачи, которые он решает: воздушный и изящный с одной стороны, «кричащий» и тяжеловесный — с другой. Величественный, царственный, минималистичный, современный.

В силу своей изящности стиль ар-деко рекомендуется использовать в дизайне для таких индустрий, как красота и здоровье, ресторанный бизнес, алкогольные напитки и кондитерские изделия.

44
6 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

Это красиво и приятно глазу

2
Ответить

то-что в 30-х рисовали это ар-деко
позже паттерны и геометрия

2
Ответить

Как структурно рассказали — круто, спасибо! За кейсы отдельное спасибо) Всегда интересно видеть примеры того, как раскрывают дизайнеры старые стили в современных проектах))

1
Ответить

лол) сами себя не похвалите - никто не похвалит 

1
Ответить

" для крупного бьюти-ритейлера в прошлом году дизайнерам 2SHARP пришлось глубоко окунуться в изучение стиля ар-деко."

Так и где кейс непосредственно самих 2SHARP ? с кириллицей особенно интересно посмотреть. работы мировых агентств можно и самому найти. статья вода водой

1
Ответить