С какими проблемами может столкнуться маркетолог, в роли руководителя команды?

Привет, VC! На связи Елена Паламарчук, CEO рекламного и брендингового агентства Jekyll&Hyde. Мы специализируемся на брендинге, рекламе и дизайн-поддержке для брендов, которые хотят изменить правила игры в своей отрасли.

С какими проблемами может столкнуться маркетолог, в роли руководителя команды?

Сегодня мы обсудим, как складываются отношения внутри отдела маркетинга и с какими проблемами могут столкнуться те, кто только начинает работать в новом отделе на должности руководителя. Эта тема обычно остается за кулисами: ни на собеседовании, ни в отзывах вы не увидите «внутрянки», особенно если у компании жесткая политика конфиденциальности.

Как выжить в ситуации, когда мы приходим в уже сформированную команду?

Давайте разбираться.

Ни один крупный проект невозможно реализовать в одиночку. Необходимо работать с командой, делегировать задачи и распределять их так, чтобы достичь стратегических целей. Чем больше людей вовлечено, тем быстрее мы сможем воплотить все амбициозные идеи. И здесь задача маркетолога, пришедшего на должность руководителя, как ни странно, — стать лидером, применять принципы и этапы лидерства, развивать команду и расти вместе с ней.

Шаг № 1. Понять, что власть не «выдается» просто так

С какими проблемами может столкнуться маркетолог, в роли руководителя команды?

Прежде всего, не стоит пытаться командовать людьми только потому, что вас назначили руководителем. Если вы будете бегать по отделу и кричать, что вы главный, то потратите много сил и ресурсов, но не добьетесь результата. Скорее всего, вас даже будут избегать в курилке и на корпоративах.

Истинное лидерство не навязывается сверху, а рождается из взаимного уважения и доверия между руководителем и командой. Для этого важно наладить открытое общение с сотрудниками, продемонстрировать свою компетентность и заслужить их признание как лидера. Этот путь требует времени и усилий, но именно он приводит к формированию сильной и эффективной команды

Лучший способ заработать очки доверия — стать источником позитивных изменений для вашей команды. Это можно сделать разными способами, но все они должны органично вписываться в стиль жизни вашей команды.

Если вы работаете офлайн и у вас есть офис, то можно начать с небольших изменений. Например, если все постоянно жалуются на кофеварку, которая готовит невкусный кофе, то вы можете стать инициатором установки новой, более качественной модели. Не стоит делать это на показ, но новая кофеварка должна появиться в отделе в ближайшее время. Люди обязательно заметят это и свяжут положительный опыт с вашей персоной. Важно быть инициативным, чтобы внести позитивные изменения в жизнь команды.

Если же вы работаете исключительно онлайн, то ситуация немного сложнее. В таком случае стоит прислушиваться к неудобствам, которые испытывают люди.

Например, если команда выражает недовольство используемым сервисом для совместной работы, не стоит игнорировать этот сигнал. Вместо того, чтобы настаивать на использовании неудобного инструмента, лучше совместно с командой подобрать альтернативу, которая будет удобна и эффективна для всех.

Шаг № 2. Объяснить команде цели руководителя

С какими проблемами может столкнуться маркетолог, в роли руководителя команды?

Важно, чтобы все члены команды согласились и одобрили цель и одинаково ее интерпретировали, а также поняли и приняли стратегию ее достижения — как именно распределены роли, функции и обязанности каждого в проекте реализации стратегии.

Возьмём, к примеру, сюжет книги «Властелин колец» и историю «Братства кольца». Группа людей, хоббитов, гномов и эльфов была собрана с целью избавиться от Саурона. У них было кольцо Всевластия, которое ранее хранилось у хоббита, и им нужно было сбросить его в жерло Роковой горы. Цель была понятна, результаты тоже. Но вся история пошла не по плану, и команда полностью развалилась ещё на первом этапе.

Фродо ранили еще по пути на стратегическое собрание, Гендальфа похитили и держали в заточении. По ходу развития сюжета сформированное братство распалось: один член команды погиб, еще одного поглотил тренинг личностного роста, двоих похитили, двое ушли, чтобы действовать самостоятельно, а трое побежали за теми, кого похитили. Казалось бы, наступил полный хаос. Но изначальная цель была настолько ясна, а способ её достижения — понятен, что в конце хаос был преодолен, а цель достигнута.

Как это произошло? Каждый участник группы стремился к достижению цели тем способом, который мог использовать в предложенных обстоятельствах. Они спасали короля от безумия в Рохане, побеждали союзника Саурона Сарумана и пытались построить отношения с неприятным проводником.

Так и в любой команде: мы должны быть настолько ясны в своих целях и способах их достижения, чтобы группа, несмотря на разные приключения, которые с ней могут произойти, смогла достичь поставленной цели.

Непредвиденная ситуация в шаге № 2. Внезапный саботаж

С какими проблемами может столкнуться маркетолог, в роли руководителя команды?

Команды состоят из разных людей, и мы приходим в управление коллективом, будто новый учитель в шумный класс. В некоторых командах всегда есть тот, кто будет саботировать общее дело. Он найдет тысячу и одну причину, почему не стоит что-либо делать, и его труднее всех мотивировать. Более того, он приложит все усилия, чтобы у вас ничего не получалось. Именно с таким человеком нужно работать в первую очередь. Но не стоит сразу его переубеждать или наказывать.

Давайте рассмотрим ситуацию, которая может произойти на работе в государственной организации, где требуется постоянное взаимодействие с руководством. Допустим, в такой организации есть сотрудник, который не желает участвовать в общем деле. Уволить его или исключить из команды невозможно.

В этом случае нам нужно найти способ наладить с ним сотрудничество и стать союзниками. Для этого необходимо привлечь его внимание, начать общение и понять, что движет им на самом деле. Часто такие люди ведут себя негативно из-за недостатка внимания со стороны окружающих. Важно внимательно выслушать его и выяснить причины такого поведения.

Если же это настоящий вредитель и принцип внимания на него не действует, постарайтесь исключить его из основной команды или привлечь к работе, которая будет его отвлекать и увлекать. Это позволит минимизировать ущерб, который он может нанести всей команде.

Шаг № 3. Наладить коммуникацию внутри команды

С какими проблемами может столкнуться маркетолог, в роли руководителя команды?

Коммуникация – это центральная часть системы вашей команды. Запутанная и неэффективная коммуникация – прямой путь к хаосу, пропущенным дедлайнам и бесконечным конфликтам. С другой стороны, заваливать команду тоннами сообщений в удобных мессенджерах – тоже не выход. Это создает информационный шум, повышает уровень стресса и убивает продуктивность. Люди просто тонут в потоке информации и перестают реагировать на что-либо. Ваша задача как руководителя – настроить коммуникацию так, чтобы она работала как швейцарские часы.

Определите оптимальные каналы взаимодействия для разных типов информации. Для оперативки – мессенджер, для стратегических вопросов – регулярные совещания (только не превращайте их в говорильню ни о чем!). Четкие правила общения – must have. Кто, кому, как и какую информацию передает? Решите этот вопрос, чтобы избежать дублирования, информационной перегрузки и ненужных конфликтов.

При проектировании системы коммуникации учитывайте: инструменты (электронная почта, мессенджеры, корпоративный портал – выберите то, что подходит именно вашей команде); форматы взаимодействия (формальные и неформальные совещания, письменные отчеты, презентации – все должно быть четко и понятно); распределение информации (кто и что получает? Как обеспечить своевременную доставку информации до всех заинтересованных лиц?); обратная связь (как она будет организована? Как сделать ее эффективной?).

Построение эффективной коммуникации – это не разовое мероприятие, а постоянный процесс. Мониторьте, анализируйте, корректируйте. Ваша цель – создать прозрачную, оперативную и комфортную систему обмена информацией, которая поможет команде достигать целей. Регулярно собирайте обратную связь от сотрудников и вносите необходимые изменения. Помните: от того, насколько хорошо налажена коммуникация в вашей команде, зависит ее успех. Никому не нужны сломанные, пусть даже швейцарские, часы.

Шаг № 4. Рост и развитие каждого члена команды

С какими проблемами может столкнуться маркетолог, в роли руководителя команды?

Когда становишься руководителем, наваливается куча дел и стресса и так хватает. Но помимо бизнес-задач, важно помнить о своей команде. Ведь от мотивации людей зависит очень многое. Конечно, зарплата важна, но не менее важно, чтобы каждый сотрудник видел перспективы профессионального роста, чувствовал свою ценность и понимал, что он не просто винтик в системе, а развивается и приобретает новый опыт.

Работа в команде – это крутая возможность учиться друг у друга и расти вместе. Важно, чтобы каждый мог раскрыть свой потенциал, не выгорая при этом. Руководителю стоит следить за нагрузкой на людей, давать им возможность отдохнуть и перезарядиться, а также не забывать хвалить за успехи. Так сотрудники будут чувствовать себя увереннее, будут более мотивированы и смогут добиваться настоящих результатов.

Чтобы создать в команде атмосферу взаимопомощи и поддержки, следует установить четкие правила игры, основанные на доверии, уважении и заботе друг о друге. Руководитель может быть примером для своих коллег, показывая, как это работает на практике. Если в команде нет доверия и взаимопонимания, это неизбежно приведет к конфликтам и снизит эффективность работы.

Руководителю важно стремиться к тому, чтобы люди с радостью шли на работу, чувствовали себя частью команды и видели смысл в том, что они делают. Важно не только ставить задачи, но и поддерживать сотрудников, помогать им решать сложные ситуации, давать возможности проявить себя и расти профессионально. Иначе, зачем вообще работать?

Шаг №5: Праздники и неформальное общение

С какими проблемами может столкнуться маркетолог, в роли руководителя команды?

Работа – это не только бесконечный марафон дедлайнов и отчетов. Важно уметь не только пахать, но и отдыхать вместе. Совместные праздники, корпоративы и просто неформальное общение – это отличный способ укрепить отношения в команде, наладить более тесный контакт между сотрудниками и просто хорошо провести время вдали от рабочих задач. И именно руководитель выступает инициатором таких мероприятий, ведь он, в первую очередь, задает тон и атмосферу в команде.

Не стоит ждать только крупных побед и глобальных достижений, чтобы устроить праздник. Важно поощрять сотрудников и за их ежедневные успехи, за их вклад в общее дело. Это может быть что-то совсем небольшое: подарок, вкусный торт в офисе, словесная похвала на общем собрании или просто проявление внимания к каждому члену команды. Главное – дать людям понять, что их работу замечают и ценят по достоинству.

Совместные мероприятия, будь то поход в караоке, пикник на природе или даже просто совместный просмотр фильма в офисе после работы, – это отличный способ сплотить команду и создать более доверительную атмосферу. Ведь когда мы выходим за рамки формального общения в рабочей обстановке, мы можем увидеть друг друга с новой стороны, найти общие интересы и укрепить дружеские связи. Это поможет создать более комфортную и продуктивную атмосферу в команде, где каждый будет чувствовать себя частью чего-то большего.

Если вы, как руководитель, столкнулись с трудностями в управлении новой командой, не стоит опускать руки. Даже в крупных и успешных компаниях с большим бюджетом и опытными специалистами могут возникать проблемы и неудачи. Это нормально. Задача руководителя — спокойно проанализировать ситуацию, выявить причины неудач, поговорить с командой и найти пути решения возникших проблем. Не стоит сразу прибегать к радикальным мерам и увольнять сотрудников. Помните, что у каждого человека свои особенности, свой стиль работы, свои причины для поведения и ваша задача – найти подход к каждому члену команды, помочь ему адаптироваться и раскрыть его потенциал. Иначе, вы быстро останетесь одиноким одиночкой на одинокой дороге один.

А с какими трудностями вы сталкивались в качестве нового руководителя отдела маркетинга? Или исповедуйтесь в комментариях, если вы тот самый, саботирующий нового руководителя. Пишите!

P.S. Поделитесь этой статьей с тем, кто заинтересован в развитии и масштабировании своего дела. И подпишитесь на наш Telegram-канал Jekyll&Hyde agency, чтобы быть в курсе последних трендов в мире брендинга и маркетинга.

77
16 комментариев

на самом деле одна из сложнейших задач это выстроить взаимодействие внутри команды. остальные трудности так рабочие моменты

3
Ответить

Выстроить это тоже рабочий момент, даже скажу больше это шаблон, система. Вот собрать команду, вот это геморрой

1
Ответить

ну и картинки, как всегда, создают атмосферу) у меня теперь маркетинговое поле не ассоциируется ни с чем, кроме них)

1
Ответить

с языка сняли, зачётные картиночки

1
Ответить

Ахах)

Ответить

"Непредвиденная ситуация в шаге № 2. Внезапный саботаж" - как хорошо, что кто-то говорит о непредвиденных ситуациях, мир устал от идеальных историй))

1
Ответить

Работа – это не только бесконечный марафон дедлайнов и отчетов.100%! У меня есть опыт, когда об этом забывают и тебе уже не хочется даже думать о своей работе. спасибо за материал, крайне важная тема

1
Ответить