Расходы на инновации растут. Чем вызван бум НИОКР в России?

Отечественный бизнес заметно наращивает инвестиции в научные исследования и разработки. Руководитель корпоративных практик ALP Group Александр Казеннов объясняет, при чем здесь импортозамещение и нейросети.

Источник: <a href="https://www.freepik.com/free-ai-image/cartoon-ai-robot-scene_236376232.htm" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Freepik</a>
Источник: Freepik

Что произошло?

На прошлой неделе Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) опубликовали результаты совместного исследования сферы НИОКР. По новым данным, за предыдущие три года расходы российских компаний на инновации увеличились: 38% респондентов отметили их значительный рост.

В опросе приняли участие 66 компаний, преимущественно относящихся к высокотехнологичным отраслям промышленности (производство компьютеров, электронных и оптических изделий, готовых металлических изделий, электрического оборудования и прочего), из них 40 — компании с численностью сотрудников свыше 500 человек.

Опыт проведения НИОКР в последние годы имели 86% опрошенных компаний. Чаще всего они выполняли исследования и разработки своими силами (91%), хотя многие также привлекали внешних исполнителей — государственные вузы и НИИ на договорной основе и/или частные исследовательские организации.

Аналитики НИУ ВШЭ и РСПП прогнозируют, что расходы на НИОКР продолжат расти как минимум до 2027 года, хотя динамика может быть чуть более сдержанной в сравнении с текущим периодом.

Данные по расходам на НИОКР с 2021 по 2024 год и оценки на будущее. Источник: <a href="https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/965766739.pdf" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ИСИЭЗ НИУ ВШЭ</a> по данным РСПП
Данные по расходам на НИОКР с 2021 по 2024 год и оценки на будущее. Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным РСПП

Комментарий ALP Group

Александр Казеннов
Руководитель корпоративных практик ALP Group

На мой взгляд, всплеск расходов на НИОКР последних двух–трех лет вызван в первую очередь импортозамещением и возросшей необходимостью лидировать в ряде отраслей. Компании вынуждены переходить на импортонезависимые альтернативы иностранным решениям, аналогов которым в стране раньше не было.

Например, в нашей ИТ-компании — ALP Group — регулярно проводятся НИОКРы, и чаще всего они вызваны как раз тем, что при автоматизации конкретного бизнеса мы сталкиваемся с отсутствием необходимого решения на рынке. Иногда это вопрос замены иностранного продукта, а иногда — создания уникального решения под специфику и потребности заказчика.

Второй фактор, способствующий росту НИОКР в последние годы, — это мощное развитие искусственного интеллекта. Последние версии нейросетей позволяют любому человеку даже без технических знаний сгенерировать фантастическую бизнес-идею. И мы видим, что многие представители бизнеса сейчас активно используют этот инструмент и находят с его помощью новые идеи и ниши, которые могут «выстрелить». Если у обычного среднестатистического инженера с фантазированием плохо, то у креативного маркетолога, взявшего на вооружение ИИ, — очень даже хорошо.

Но здесь же кроется и одна из ключевых причин торможения НИОКР. Некоторые идеи, предложенные искусственным интеллектом, уж слишком «космические» и не учитывают тех или иных реалий бизнес-среды, а также человеческих и финансовых ресурсов конкретной компании.

Согласно исследованию ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, главными факторами, сдерживающими рост расходов компаний на НИОКР, являются дефицит собственных средств (его отметили 48% опрошенных), неопределенность экономической ситуации (32%) и недостаточный объем господдержки (28%). Но, мне кажется, здесь не хватает еще одного пункта: есть ощущение, что возможности нейросетей и сама сфера ИТ сейчас несколько перегреты. Далеко не все вчерашние «студенты», пришедшие в индустрию после онлайн-курсов по программированию, способны воплотить в жизнь нетиповое, нешаблонное решение. И это, возможно, самая серьезная проблема.

А вы что думаете? Поделитесь своим мнением в комментариях ⬇

22
1 комментарий

Очень интересно видеть, как компании в России адаптируются к новым условиям, активно инвестируя в НИОКР. Импортозамещение действительно сыграло ключевую роль — необходимость создавать собственные решения стимулировала бизнес развивать исследования. Также впечатляет, как быстро бизнес начинает использовать искусственный интеллект. Но соглашусь с вами, что возможности ИИ иногда могут быть переоценены, и не каждая идея оказывается реализуемой. Это, конечно, создаёт определённые риски для роста.

Если ожидания от ИИ не оправдаются, замедлится ли рост инвестиций в НИОКР, или есть другие факторы, которые продолжат поддерживать этот рост?

Ответить