Главная головная боль собственника

И как с этим поможет модель фирмы.

Где найти нормальных людей?

Ну, таких, которым не надо постоянно говорить, что и как делать. Которые сами сделают все, что нужно. И не будут врать, что все сделано и не о чем беспокоиться. А потом оказывается, что этого нет, того нет, кому надо не позвонили. А тот человек, от которого все зависит, подхватил ковид и поэтому вообще ничего сделать нельзя.

Ответ (если вы еще помните какой был вопрос) – нигде.

Нормальных людей в том смысле, который вы вкладываете в слово «нормальный», найти нельзя.

То есть, сначала большинство производит впечатление нормальных. Мыслят вроде разумно, слова говорят правильные. Некоторые, если примешь их на работу, поначалу даже стараются. А потом все идет наперекосяк. И как назло, в самый критический момент. Да с такими работниками каждый момент критический.

И вот, спрашивается, что с этим делать? Не клонировать же себя, чтобы твой аватар стоял над каждым, следил, что он в каждый момент делает и напоминать ему, что он забыл. А стоит чуть-чуть отвлечься – лови очередной факап.

Ситуация самая что ни на есть обычная. На протяжении двух последних десятилетий опросы бизнесменов приносят один и тот же результат. На вопрос, что мешает развитию бизнеса, большинство отвечает – дефицит кадров. Этот ответ обычно занимает второе-третье место, и в любом случае входит в пятерку. Ну да. А еще можно жаловаться на погоду.

Если бизнес критически зависит от кадров, значит с бизнесом что-то не так.

Это означает, что, планируя свой бизнес, вы строгий расчет подменили фантазиями.

В выдуманном вами мире существуют работники, готовые за умеренную плату - когда надо, быть послушными исполнителями, когда надо – проявлять инициативу и предприимчивость в интересах своего работодателя.

А еще в этом мире есть доброжелательные банкиры, так и ищущие возможность дать вам кредит под низкий процент (лучше, конечно, вообще без процента, а еще лучше – чтобы сами доплачивали).

Также в этом мире есть набитые лишними деньгами совершенно некапризные потребители, готовые в любом количестве покупать и покупать то, что вы производите, и требовать добавки, и платить авансом.

Да, и поставщики. Вот зачем они постоянно стремятся повышать цены? Они должны их снижать, поставлять сырье и комплектующие в срок и идеального качества и ждать, когда вы соизволите оплатить поставки.

И розовые пони. Обязательно!!!

Всегда можно вообразить себе условия, в которых все, что бы вы ни делали, будет успешным и приносить доход. А потом жаловаться, что реальный мир не похож на воображаемый.
А что, может быть правы те, кто постоянно твердит, что мир с каждым днем портится и движется к неминуемому краху?

Давайте все-таки вернемся в реальный мир.

Люди такие, какие они есть. Если не сравнивать их с воображаемыми идеальными работниками, то они вполне нормальные. Конечно, всегда существует какой-то процент реальных уродов если их специально не коллекционировать, то погоду они не сделают.

Средний человек, нанимающийся на работу, в общем-то, работать готов. Но вот чего от него точно не следует ожидать, так это того, что он воспримет интересы собственника как свои собственные и будет их защищать даже более рьяно, чем сам собственник.

Если уж вы завели свой бизнес, то отстаивать свои интересы вам придется самому. На самом деле, в этом нет ничего такого сложного. Главное только не забывать ни на секунду, в чем именно ваш интерес состоит. Если вам удастся справиться с этой трудностью, то все остальное – элементарно.

Бизнес должен приносить деньги. Суть бизнеса с тех пор, как этот вид деятельности появился, неизменен. Вы покупаете и продаете. Покупаете дешево, а продаете дорого. Разница составляет ваш доход, который вы можете использовать как вам заблагорассудится. Получение этого дохода и является целью бизнеса.

Наивные люди, никогда бизнесом не занимавшиеся, часто делают элементарную ошибку. Они тупо сравнивают цену покупки и цену продажи – и у них сносит башку. Они действительно думают, что продажа кофе в разлив приносит хреналлион процентов прибыли. Они грезят, как заводят себе кофейный аппарат и уже через месяц катаются на Роллс-Ройсе. Ладно бы эту ошибку совершали вчерашние или просто школьники.

Но ведь время от времени эта с позволения сказать мысль посещает депутатов Государственной Думы, сравнивающих себестоимость продукта с его магазинной ценой. После чего они не в состоянии подавить желание что-нибудь в очередной раз запретить или ограничить. Иногда тем же занимаются люди, называющие себя экономистами… но не будем об убогих.

Настоящий предприниматель понимает, что к чему. Он знает, что между десятками и сотнями процентов бумажной рентабельности и реальными деньгами, которые он может положить себе в карман, лежит длинный путь. И на этом пути воображаемые горы денег, которые можно заработать на разнице между ценой покупки и ценой продажи, превращаются в скудный ручеек.

Горе-экономисты/депутаты/стартаперы (нужное подчеркнуть) не учитывают кучу факторов, которые уменьшают свободный денежный поток. Расходы на сырьё и материалы, на оплату труда, налоги, офис, маркетинг, отложить деньги в кассу (если есть сезонность).

Предприниматель, который имеет даже базовый опыт сразу найдёт в чём ошибка, и почему рентабельность кофе не означает рентабельность бизнеса.

Но прошёл ли он весь этот же путь разложения свободного денежного потока на составляющие для своего собственного бизнеса до самого конца? Есть ли у него полноценное представление о структуре расходов в его бизнесе?

Есть расходы и расходы.

Одни расходы необходимы для того, чтобы бизнес нормально функционировал. Другие расходы необходимо делать, чтобы обеспечивать рост бизнеса. Конечно, это в том случае, если вам повезло и вашему бизнесу есть куда расти. В этом последнем случае вы соглашаетесь потерять сегодняшний заработок ради того, чтобы увеличить свой доход в будущем.

Но очень часто деньги просто теряются. Проблема заключается в том, что отделить нужные расходы от ненужных очень трудно. И не стоит полагаться на то, что работники вашей фирмы помогут вам разобраться, где именно теряются деньги. Они, скорее, попытаются объяснить вам, что надо потратить еще, и тогда дела пойдут на лад.

Практически любая фирма в своей жизни регулярно проходит один и тот же цикл. Сначала неконтролируемый рост затрат. Потом, обычно, в период кризиса и сжатия рынка, принимается «волевое» решение резать все косты, которые только возможно. При этом никто не гарантирует, что режутся именно ненужные расходы. Но в любом случае под удар попадают и необходимые, что только усугубляет кризис.

В этом цикле нет ничего здорового. То, что вы сумели выжить сейчас, вовсе не означает, что ваша фирма гарантированно выживет при следующем спаде. Деньги как терялись, так и будут теряться. И эта хроническая слабость бизнеса будет все время подрывать вашу способность конкурировать и развиваться.

Можно ли с этим что-то сделать?

Как мы уже говорили, по своей сути любой бизнес прост.
И одновременно он сложен.

Проста его суть: дешево купить и дорого продать.
Сложен что он потому, что между этими крайними точками существует хитрая система взаимозависимостей.

Эта система тем хитрее, чем больше номенклатура товаров, с которыми вы работаете и чем больше операций требуется, чтобы обеспечить возможность продать дорого то, что изначально обошлось вам дешево.

Принимая то или иное решение, владелец бизнеса никогда не видит всю систему взаимозависимостей целиком. В лучшем случае он может просчитать на последствия принимаемых решений на 2-3 шага вперед.

Это уже хорошо. Многие не делают и этого. И уж тем более не следует этого ждать от сотрудников, которым вы делегировали принятие тех или иных решений. Но даже такой тщательный анализ возможных последствий не является гарантией того, что в результате вы не потеряете деньги.

А если бизнес достаточно велик и сложен, то вы будете вынуждены делегировать принятие решений своим сотрудникам. И даже если мы предположим, что они не злонамеренны, у них-то общей картины нет и быть не может. Им она до лампочки.

В одной фирме мы однажды попробовали скорректировать KPI одного из отделов так, чтобы при принятии решений учитывались последствия для другого подразделения. Какой роскошный получился скандал! В какой-то момент показалось, что вот сейчас вообще все уволятся, даже те, кого это никак не затрагивало. Просто из принципа.

Еле-еле удалось всех уговорить хотя бы попробовать. И уже на следующий день все забили и продолжили работать как прежде. А денежки так и продолжали тю-тю.

Модель фирмы

Разобраться одной только силой мысли во всех нюансах взаимосвязей внутри фирмы, чтобы учесть их при принятии решений невозможно. Если, конечно, речь не идет о продаже кофе (одного только кофе).

Для этого нужно иметь модель, которая бы позволяла рассчитывать, какие именно расходы необходимы. Тогда результаты расчетов можно было бы сравнить с фактическими и понять, где теряются деньги, а во многих случаях, и почему.

В свое время мы испытали реальный шок, когда выяснили, что такую модель никто никогда не разрабатывал. Хотя, казалось бы, ничего такого принципиально сложного в этом нет.

Поэтому мы взяли, и ее разработали. Так что обращайтесь. Мы адаптируем нашу модель к вашему – именно вашему, а не какому-то абстрактному бизнесу и покажем вам, где именно и почему вы теряете деньги. И что можно было бы сделать, чтобы их в будущем не терять.

P.S. Так выглядит “простая” схема, в самой типовой фирме.

Взаимосвязи просчитываются.
Сценарии прорабатываются.
Лишние расходы выявляются.
“Косяки” проявляются до того, как они дорастут до апокалиптических масштабов.

Так выглядит BigData + цифровизация фирмы здорового человека.

Модель фирмы Иван Иванян
Модель фирмы Иван Иванян

Больше информации по этой теме я буду публиковать здесь на vc.ru, и в Телеграм-канале.
Подписывайтесь на наш основной Телеграм-канал НеЭкономика, и на youtube-канал НеЭкономика, где мы пишем и рассказываем о макроэкономических рисках, устройстве мировой финансовой системы и о том, как устроены экономические процессы.

33
3 комментария

Вам когда-нибудь попадалось словосочетание "процессная модель"? Если да, то с чего вы взяли, что первыми до этого додумались?

Ответить

В нашей модели управление фирмой - это управление запасами.
А в процессной модели управление фирмой - это управление людьми.

Ничего общего.

Ответить

Посмотрел на превью и голова уже заболела

Ответить