Бизнес с партнёром или без?

Наталия Красильникова
визионер, предприниматель

Мне часто задают этот вопрос. Те, кто хочет попробовать себя в бизнесе впервые, и те, кто ведёт свое дело много лет. Люди из разных отраслей, профессий, молодые и зрелые, новички и профи. Эта тема волнует нас всех, потому что затрагивает сразу два краеугольных вопроса: истинную стратегию и культуру отношений.

Когда начинаешь что-то своё, в голове одновременно рождается множество вопросов, которые надо решать. Причём многие вещи хочется сделать быстро и при этом качественно. И в этот момент многие задумываются, что нужен партнёр. Нужен, чтобы вместе делать и идти в одну сторону. При этом, если мы с вами заглянем за кулисы, мы услышим часто разговор о деньгах на стартовый капитал. И на этом пункте обычно первые партнёрские переговоры и заканчиваются. Ну вроде как знакомы же друг с другом. Например, с института. Что же обсуждать? А потом начинается деловая суета, рутина, и в отсутствии сверенных ценностей, культур, опыта ведения бизнеса возникают вопросы друг к другу. А почему этого нет? А почему это не так? А что ты вообще делаешь? А где деньги? И возникают обиды, непонимание, разобщенность... И уже не так понятно, а на чем же вы сошлись и что делать дальше?

Партнеры делят бизнес... Из частной коллекции картин
Партнеры делят бизнес... Из частной коллекции картин

Почему же так получается? Ответ каждый знает. Знает, что надо было обсудить на старте не только деньги. Надо было обсуждать миссию в своей жизни и в деле, которое начинаешь с партнёром. Ценности свои и своих потенциальных партнёров. Правила принятия решения. Условия входа и выхода из бизнеса. Да, именно входа и выхода. Я обращаю внимание на эти вещи, потому что часто сталкиваюсь с подобным недопониманием: один хотел построить бизнес, чтобы поднять денег и заниматься совсем другими идеями и решениями, а другой в этом видит весь смысл своего существования. И конечно, потом подходы разнятся радикально. И столь же радикально расходятся и позиции по различным, зачастую даже не критичным вопросам. Потому что нам хорошо только тогда, когда наши внутренние базовые установки отношения к жизни и к другим не нарушены, а это возможно лишь когда ценности, культура, поведение, отношения укладываются в допустимые для нас нормы.

Бизнесу в России не очень много лет, поэтому и культуры поведения в деловых отношениях очень не хватает. Просто не от кого большинству участников рынка перенять правила поведения, восприятия, построения совместного дела, передачи бизнеса по наследству или по факту выхода из партнёрства. И из-за отсутствия подобного опыта, мы проскакиваем эти вопросы на стадии партнёрского обсуждения на старте. И не предполагаем для себя, что мы меняемся, и нам также требуется в какой-то момент развития снова и снова разговаривать с партнёром и обсуждать развитие партнёрства, а не только деловую рутину.

Лучше я сам, один все буду решать

Собственник бизнеса

Когда я слышу от заказчиков, что они устали от партнёрства, что не видят для себя больше смысла в том, чтобы работать с кем-то вместе, что "лучше я сам, один все буду решать", - я понимаю, что человек устал от неразрешаемых конфликтов и утратил веру, что может быть иначе. Безусловно, есть те, кто способен строить бизнес в одиночку. Как правило, в таких командах есть наемные ключевые сотрудники, суть отношений с которыми тоже есть партнерство. И у всех есть стратегические партнёры из бизнесов в цепочке. Но на собственной практике могу сказать однозначно: подавляющее большинство успешных компаний построены на глубоком понимании истинного партнёрства. Потому что в современном мире для результата нужно объединять немалое количество людей. Причём людей с высокими степенями свободы. И тут нет других способов, кроме партнёрства в различных формах. Делая сложные продукты со сложными моделями продаж и продвижения, мы вступаем в цепочки взаимной зависимости друг от друга. И поэтому для успеха нам так важно определять долгосрочные базисы и для взаимодействия, и для развития. Нужно обсуждать вдумчиво и ценности, и желания, и правила коммуникации, и принципы принятия решения с партнёрами, чтобы выработать партнёрскую стратегию. Тогда внутренние взаимодействия не будут столь печально непредсказуемы.

Если Вы сейчас стоит перед таким вопросом, с кем и как Вам двигаться дальше в деле, сначала задайте себе вопросы:

  • А что для меня по-настоящему означает достичь успеха в этом деле?

  • А что я оценю как собственный провал?

  • Каковы мои сильные стороны как партнёра?

  • Каковы мои слабые стороны как партнёра?

  • Какие ценности для меня являются наиболее важными и значимыми?

  • Что я не переношу на дух в поведении людей?

  • Из-за чего (по каким причинам) я могу разорвать отношения с человеком?

  • Хочу ли я быстрого масштабирования?

  • Вообще, какого размера бизнес я хочу?

  • Готов ли я обсуждать возможности работы с инвесторами?

  • Какие принципы выбора поставщиков у меня?

  • Для кого и среди кого я хочу работать?

  • В чем моя миссия в жизни?

Все возможные вопросы Вы определите для себя, конечно, сами. Это лишь базовый набор подсказок. Если вас затронула эта тема, Вы можете послушать подкаст Авоська опыта по этому вопросу. И просто спрашивайте у всех, чьё мнение вы хотите узнать по этому поводу, а "как ты считаешь, вот насколько важно для успешного партнерства....? Через 10, 20 или сотни ответов других, Вы поймёте, что на самом деле важно именно Вам.

Лично я верю в то, что партнерство это самый важный инструмент построения и развития бизнеса. Мне интересно выстраивать партнёрские отношения, в которых участвует более 3-х сторон. Соединяя талантливых людей, можно сделать то, что недоступно сделать одному. Удачи Вам в вашем бизнесе, и если вдруг в Вашей голове созрел какой-то значимый вопрос, задавайте его всем и Вы создадите собственный опыт.

22
2 комментария

Партнеры приходят и уходят, а профессиональное маркетинговое агентство остается навсегда

Иногда вместе с партнерами уходят даже поставщики... Все бывает в деловой жизни