Давайте начнём вот с какого примера: около 60% браков в течение первых трёх лет заканчиваются разводом. Согласитесь, что если какое-то событие имеет такую вероятность, то хорошей практикой было бы подумать о возможных сценариях. При этом практически 100% пар, начинающих отношения, уверены, что именно они — те самые 40%, у которых всё будет хорошо.Тут самое время спросить: а при чём здесь стратегия и экзиты?В мире бизнеса действуют живые люди с такими же особенностями: они верят, что у них всё будет хорошо. Но что, если всё пойдёт не так, как планировалось? Именно в такие моменты приходит понимание необходимости экзит-стратегии — плана, который позволяет выйти из бизнеса с наибольшей выгодой.Экзит-стратегия — это заранее разработанный план действий, который помогает основателям бизнеса, совладельцам или инвесторам завершить участие в проекте, получив при этом максимальную отдачу от своих вложений. Это может быть полный выход из бизнеса или частичная продажа доли.Экзит-стратегия подразумевает осознанное планирование финальной точки бизнес-деятельности, а не ожидание того, что бизнес будет «жить вечно». Важно понимать, что стратегическое планирование выхода — это не только о том, как и когда продать бизнес, но и о создании условий, при которых продажа или выход из проекта будут наиболее выгодными.Почему экзит-стратегия важна?Основное открытие нобелевского лауреата Даниэля Канемана — цифровая логика и простройка долгосрочных связей слабо пересекаются с принятием повседневных решений. Не было такой нужды в процессе эволюции, не сформировалась такая способность у нашего вида. В мире бизнеса и предпринимательства встречаются схожие представления: бизнес будет жить вечно, друзья-кофаундеры 50/50 никогда не поссорятся, продукт настолько уникальный, что конкуренты его точно не скопируют, и так далее.Это просто факт: принимать решения на уровне чувств и интуиции — естественно и просто, иметь долгосрочную цель и последовательно к ней двигаться — тяжело и противоестественно. Однако реальность такова, что бизнес — это организованная деятельность, и ему присущи свои циклы: старт, развитие и завершение. Поэтому экзит-стратегия — это не опция, а необходимость.Основные тезисы о бизнесе и экзит-стратегииТезис №1Бизнес — это организованная деятельность, созданная основателем и для целей этого основателя (основателей). Повторяемая и отделённая от самого фаундера. Если я парикмахер и работаю на себя — это самозанятость, но ещё не бизнес. Бизнес начинается, если я открыл сеть парикмахерских или оформил и продвигаю франшизу.Тезис №2Бизнес создаётся с одной из трёх мотиваций:Зарабатывать долго и, возможно, передать своим наследникам, продолжая извлекать прибыль.Заработать много на продаже.Как занятие для души, а не для заработка.Тезис №3У любых отношений и организаций есть свой жизненный цикл: старт — развитие — завершение. Но, в отличие от человеческой жизни, бизнес может продлевать свою жизнь теоретически неограниченное количество раз.При всём уважении, ни хобби, ни самозанятость к теме отношения не имеют.Для того, чтобы войти в тему экзит-стратегии с позиции основателя, нужно:Согласиться с тезисом №1: владелец — это не бизнес. А бизнес — это продукт владельца. Звучит просто, но на практике, особенно если речь идёт о «деле всей жизни», осознание этой мысли может занять месяцы или даже годы. Тут есть ещё культурная особенность — относиться к бизнесу как к своему ребёнку, а не к продукту продажи.Задать себе вопрос: «Где мой бизнес закончится?» И честно ответить на него. Если ответ — «Будет жить вечно», вы обманываете себя.Ответить себе на вопрос: чего я хочу от этого бизнеса? Что он должен принести лично для меня?Экзит — это кульминация всех усилий по развитию бизнеса, момент, когда основатель или инвестор может получить максимальную выгоду, при этом покидая проект либо полностью, либо частично. И эта точка может быть как реальной, так и потенциальной — лежащей далеко в будущем.Так уж получилось, что члены нашего коллектива были по разную сторону баррикад и со стороны большого капитала и со стороны проектов для инвестирования, и у нас есть 3 вывода:Денег больше, чем проектов. В мире существует огромное количество свободного капитала, который ищет, куда быть инвестированным. Но хороших проектов не так много.Инвесторам не важны стартапы и идеи. Большинство владельцев капитала не интересуются идеями и фаундерами стартапов. Их главная цель — сохранить и приумножить свои деньги.Управление сложнее, чем инвестирование. Вложить средства в проект легко, но управлять им после инвестиций и выйти на правильной стадии — это настоящее искусство.Думать о сценариях кульминации на старте бизнеса, как уже упоминалось, — контринтуитивная практика. Но именно она приносит больше всего денег.Экзит-стратегия — это неотъемлемая часть успешного бизнеса. Она требует продуманного подхода и осознания того, что завершение бизнеса — естественная часть его жизненного цикла. Проектирование сценариев выхода может показаться противоречивой практикой, но именно оно позволяет извлечь максимальную выгоду и избежать возможных рисков.Смелые решения принимаются на старте, но настоящая прибыль приходит тогда, когда вы умеете правильно выйти из игры.
А есть какой-то чеклист, чтобы оценить насколько актуально уже начать готовить свой бизнес к продаже?
Чеклист скорее нужен для того, чтобы сверить не настал ли подходящий момент выхода из бизнеса. Об этом в следующих статьях поговорим. А начинать готовить бизнес к продаже нужно в идеале на этапе составления бизнес-плана, либо чем раньше, тем лучше.