5 советов начинающим инвесторам от Питера Линча

5 советов начинающим инвесторам от Питера Линча

Это Питер Линч, он был управляющим хедж фонда Fidelity Magellan в период с 1977 по 1990 год. За это время активы фонда выросли с 20 млн. долларов до 14 млрд. долларов, то есть показали доходность в 70 000%. Сегодня я хочу рассказать о 5 главных советах, которые Питер дает всем начинающим инвесторам. Для тех, кому не нравится читать длинные тексты, вот ссылка на аудиоверсию. Информацию для статьи я взял из его выступления 1994 года, но то, что он говорит – настолько актуально, как будто он выступал не четверть века назад, а только вчера!

Совет № 1 — Разбирайся в том, чем владеешь

Просто удивительно сколько людей вкладывает свои сбережения в компании в которых вообще ничего не понимают. Стоит им только услышать что акции начали расти в цене, и они сразу бегут их покупать. А потом теряют деньги и обвиняют фондовый рынок в том, что это все подстава, что всем заправляют профессионалы, роботы, крупные инвесторы, и вообще обычному человеку никогда там не заработать. Но их убытки – это прямое следствие их действий. Они не разобрались в том, во что решили вкладываться, не изучили компанию, не изучили её финансовую отчетность, бизнес модель и т.д. Поэтому получили вполне закономерный результат.

И это удивительно, потому что обычно люди очень бережно относятся к своим деньгам. Когда они выбирают новый телевизор, то внимательно изучают различные варианты, сравнивая всевозможные характеристики, смотрят в интернете обзоры и читают рецензии на маркетплейсах, спрашивают друзей и знакомых. Тоже самое когда они выбирают новый автомобиль или ищут отель в котором планируют остановиться во время путешествия в европу. Когда же дело касается акций, то им достаточно какого-то случайного упоминания компании где-нибудь в интернете или в разговоре со знакомым знакомого и они готовы вкладывать в неё все свои сбережения.

Недавний пример, акции компании Hertz, которые выросли почти в 10 раз всего за 2 недели июня, хотя в мае компания УЖЕ объявила о банкротстве на фоне коронакризиса. А это значит, что все, кто покупал их акции после этого момента останутся ни с чем после реструктуризации. Но судя по обсуждениям на форумах — многие розничные инвесторы наивно полагают, что они получат долю в новой компании. Причем многие из них купили акции после того, как прочитали в новостях, что они начали очень сильно расти.

5 советов начинающим инвесторам от Питера Линча

Проблема в том, что большинство людей относится к акциям как к лотерейным билетам, которые могут неожиданно принести выигрыш, но при этом они понятия не имеют, как устроена сама лотерея. И это в корне неверный подход. За каждой акцией стоит компания, и есть причины, по которым акции начинают расти или падать. Например, Coca-Cola в 1994 году зарабатывала в расчете на 1 акцию в 30 раз больше, чем они зарабатывали в 1964 году. И их акции выросли в цене примерно в 30 раз за это время. С другой стороны, Bethelem Steel в 94 году зарабатывала меньше, чем они зарабатывали в 64, и цена их акций упала вполовину от той, какой была.

Просто запомни, акции – не лотерейные билеты. Если компания процветает, то и акции растут в цене, здесь нет ничего сложного, но люди любят все усложнять. Некоторые даже пытаются предсказать поведение рынка.

Совет № 2: Не пытайся предсказать рынок

Это пустая трата времени. Никто не может предсказать поведение рынка. Если кто-нибудь мог бы это сделать несколько раз подряд, то он бы уже был миллиардером. Но в мире не так много миллиардеров, по сравнению с количеством аналитиков, которые регулярно публикуют свои «прогнозы» по поводу рынка

Конечно, было бы невероятно полезно знать, каким будет рынок в будущем, каким будет среднее значение индекса доу джонса, размер базовой процентной ставки и когда именно случится следующий кризис. Это очень полезная информация, но ты никогда не будешь знать её заранее. Просто посмотри аналитические статьи накануне кризиса 2008 года, всего за пару-тройку месяцев до того, как он разразился, и ты удивишься тому, что не найдешь ни одного упоминания о грядущем крупнейшем обвале в истории со времен великой депрессии. Наоборот, 99% аналитиков предсказывали рынкам невероятный рост к концу года.

Питер любит говорить, что если ты тратишь в год 15 минут на экономику, то теряешь впустую 12 минут. При этом он имеет в виду экономику в глобальном смысле, макро экономику, движение денежной массы, процентные ставки и т.д. и т.п. Экономика, которая действительно имеет смысл – это микро экономика. Если ты вложился в акции автомобильных компаний, то тебя должны интересовать цены на металлолом и цены на подержанные автомобили. Когда цены на вторичном рынке авто идут вверх – это хороший показатель. Если у тебя есть акции химических компаний, то важна будет цена на этиловый спирт и другие ключевые компоненты. И так далее. Это факты, а не мнения и прогнозы.

5 советов начинающим инвесторам от Питера Линча

Алан Гриспен (бывший глава федеральной резервной системы) честно признался, что даже он не может предсказать, какие будут процентные ставки в будущем. Как ты планируешь прогнозировать ставки федрезерва, если они сами не представляют, какими они будут?

Совет № 3: Учи историю

История показывает нам, что рынки время от времени падают. На самом деле они падают гораздо чаще, чем может показаться. Сейчас речь пойдет об американском рынке, потому что на российском делать нечего, если твоя цель – заработать себе на старость. Подробнее об этом я также уже рассказывал в видео «из миллиона в миллиард». В период с 1900 по 1990 года рынки падали 50 раз на 10% или больше. То есть каждый второй год рынки падают на 10% минимум.

Из этих 50 падений 15 были на 25% или более. Эти периоды времени получили названия медвежий рынок. 15 раз за 90 лет, то есть каждые 6 лет рынок падал на 25% или более. Это то, чему нас учит история, и это то, к чему ты должен быть готов. Если ты не можешь относиться спокойно к подобным перепадам, то тебе лучше не владеть акциями и не заниматься инвестициями.

Но на самом деле это хорошо, когда такое происходит. Например, тебе понравилась компания, которая торговалась по 14 долларов, а сейчас упала до 6, то это здорово. Ты изучил их отчетность, изучил бизнес модель, дела у компании идут неплохо, и ты предполагаешь, что они могут вырасти до 22. Рост с 14 до 22 – это очень хороший результат. С 6 до 22 – это невероятный результат. Коррекции рынка всегда случаются, но никто точно не знает когда именно произойдет следующая. Это уже задним числом многие любят говорить, что они предсказывали это падение. Так что ты можешь использовать волатильность рынка себе на пользу, если будешь к ней готов и будешь разбираться в компаниях, которыми владеешь.

Совет № 4 — Не торопись

Обычно люди невероятно торопятся с покупкой акций, потому что боятся что-то упустить. Приведу в пример одну очень известную компанию, Walmart. Она провела IPO в октябре 1970 года. Уже в то время у них были замечательные показатели в течение последних 15 лет, отличная отчетность и т.д. Можно было подождать 10 лет, допустим, если мы не были уверены в том, что этот Walmart сможет вырасти и хотели посмотреть за его развитием. Можно было купить их акции спустя 10 лет после выхода на биржу и увеличить свой капитал в 35 раз. Конечно, если бы мы купили их сразу после того, как они вышли на биржу, то смогли бы увеличить капитал в 500 раз, но даже спустя 10 лет после IPO у нас была возможность увеличить свой капитал в 30 с лишним раз. Можно было подождать 5 лет после того, как Microsoft вышел на биржу и за следующие 5 лет увеличить капитал почти в 50 раз. И такие примеры можно продолжать приводить один за другим хоть целый день, потому что количество компаний, способных принести тебе невероятную прибыль, намного больше твоих возможностей вложиться в них.

Ещё раз, акции – это не лотерейные билеты. И у тебя всегда есть более чем достаточно времени для того, чтобы изучать различные компании, разбираться в них и находить те, в успехе которых ты будешь уверен. В то время как большинство людей же бежит вкладывать деньги в первую попавшуюся на глаза компанию.

Совет № 5 – Пользуйся своим преимуществом

Очень часто у людей бывают огромные информационные преимущества, которыми они не пользуются. Приведу пример компании SmitKline, которая изобрела Tagamet. Это лекарство отлично справлялось с язвами желудка, а что было ещё лучше для производителя, так это то, что стоило тебе перестать принимать Tagamet, так все твои проблемы возвращались снова. И для того, чтобы заработать на этом, тебе вовсе не нужно было покупать акции SmitKline, когда Tagametтолько проходил через клинические испытания, и его дальнейшая судьба была неизвестна. И не нужно было покупать их когда про него начали публиковать статьи в New England Journal of Medicine или Lancet, но о нем знали только профессионалы. И не нужно было покупать их когда он только вышел на рынок. Ты мог сделать это через год, когда уже миллионы людей увидели и оценили этот продукт. И все равно смог бы увеличить свой капитал в 5-6 раз! В то время как врачи, фармацевты, медсестры, миллионы людей, которые работали с этим продуктом, видели его эффективность, выписывали на него рецепты, продавали его клиентам, затем шли и вкладывали деньги в нефтяные компании, потому что так им посоветовал брокер или потому что они прочитали об этом в каком-нибудь экономическом журнале. Через несколько лет аналогичная ситуация произошла с Glaxo и Zantac. И такие ситуации повторяются постоянно, но люди продолжают упорно их игнорировать. В то время как достаточно всего пары тройки акций внутри своей индустрии, чтобы обеспечить себя до конца дней.

P.S. На своем YouTube канале я выпускаю ролики на тему личных финансов и рассказываю о том, как пытаюсь превратить миллион рублей в миллиард, так что если тебе это интересно, и если у тебя есть желание заработать себе на обеспеченную старость с помощью фондовых рынков, то присоединяйся; )

88
4 комментария

Комментарий недоступен

2
Ответить

п. 1 на собственном опыте испытал, когда хорошо потерял с OGI и DKNG. С тех пор зарубил себе - если понимаю рынок и индустрию, как бы прибыльно не было, не лезу туда

Ответить

антон, приходите к нам в чат yanadivane (ссылку не ставлю в ТГ можно найти кому надо), не спам.

Ответить

Зачем?

Ответить