Как мы незаметно меняем финансовые привычки пользователей через игры

Делимся опытом, как с помощью игр помогли инвесторам активнее пользоваться брокерскими счетами, а малому бизнесу — проще осваивать банковские продукты.

Как мы незаметно меняем финансовые привычки пользователей через игры

Всем привет! На связи Саша Солдатов — CEO и co-founder и Тоня Ганичева — лид креативных технологий REBOOT. Мы помогаем решать сложные задачи наших клиентов, будь то создание сайта для бизнеса на старте или разработка сервиса для крупной корпорации. Запускаем спецпроекты и активно занимаемся геймификацией.

Представьте, что вместо скучных инструкций, как купить акции, вам предлагают обучиться на виртуальном рынке с игровой валютой. Легко, понятно и главное весело. А теперь добавьте к этому типичные бизнес-задачи: обучить людей новым навыкам, подтолкнуть к инвестированию или приучить регулярно пополнять сбережения. Подобные запросы бизнеса можно решить, применяя механики геймификации.

В мире, где бренды соревнуются за внимание каждого пользователя, геймификация — это эффективный способ не только привлечь его, но и удержать.

В статье расскажем, что такое геймификация и как с её помощью компании решают актуальные бизнес-задачи. А ещё поделимся опытом, как с помощью игр мы помогли инвесторам активнее пользоваться брокерскими счетами, а малому бизнесу — проще осваивать банковские продукты.

UPD: а в следующей статье поделимся изнанкой работы в REBOOT от лица дизайнера :)

Перед началом сделаем ремарку: в чём отличия геймификации от игровых механик

Дальше в статье мы не раз будем упоминать термины «геймификация» и «игровые механики», так что чтобы в них не запутаться, давайте «на берегу» разберёмся в базе ↓

Геймификация

  • Контекст. Чаще всего используем в неигровых контекстах, чтобы повысить мотивацию и вовлечённость (например, в обучении, работе или маркетинге).
  • Цель. Использовать игровые элементы для решения реальных задач, никак не связанных с играми.
  • Примеры. Программы лояльности с уровнями и наградами (Starbucks), системы мотивации сотрудников на работе (Bunchball Nitro), интерактивное обучение (Duolingo), виртуальные награды и уровни (Nike Run Club).

Игровые механики

  • Контекст. Применяем внутри самой игры, чтобы построить структуру игрового процесса.
  • Цель. Создать интересный и увлекательный игровой процесс в контексте игры.
  • Примеры. Лидерборды в онлайн-играх, уровни и достижения в ролевых играх, уровни и линии прогресса (Linkedin), ачивки и статусы (FitBit). Из простых: система очивок опыта, диалоговый выбор, крафтинг, лутбоксы.

Геймификация — это способ применения игровых механик для решения реальных задач и улучшения взаимодействия пользователей с неигровыми продуктами или процессами.

Игровые механики — это конкретные инструменты и методы, которые используются для создания как игр, так и геймификационных систем.

Что такое геймификация в контексте Fintech

Банки активно используют геймификацию в своих продуктах, чтобы не только завлечь пользователей, но и помочь им разобраться с тем, что может показаться сложным.

Почему геймификация работает. Всё просто: сложные задачи, такие как обучение инвестированию или использование кредитной карты, можно подать в упрощённой игровой форме.

Например, в популярных банковских приложениях люди получают виртуальные награды за выполнение простых финансовых задач: пополнил бюджет — держи бонус! Инвестировал немного — вот тебе ещё один приз. И так шаг за шагом пользователи не только прокачивают свою финансовую грамотность, но и получают удовольствие от процесса.

Вот, к примеру, мы делали для Альфа-Инвестиций проект «В поиске акций», где решили протестировать, как отсылки к поп-культуре и лёгкий юмор вовлекут пользователей в игру. Спойлер: гипотеза сработала 
Вот, к примеру, мы делали для Альфа-Инвестиций проект «В поиске акций», где решили протестировать, как отсылки к поп-культуре и лёгкий юмор вовлекут пользователей в игру. Спойлер: гипотеза сработала 

При этом геймификация может реально подтянуть такие метрики, как LTV, Retention. Однако это лишь часть её возможностей — геймификация может эффективно работать на разных уровнях бизнеса.

Как создаём любой проект. Начинаем всегда с классики: формулируем цели и задачи бизнеса, чтобы понять, чего нужно достичь. Потом анализируем аудиторию — как продукт впишется в её повседневную жизнь, какие эмоции вызывает, с какими барьерами и мотивацией сталкиваются пользователи. И только после этого переходим к генерации идей, описанию механик, системе мотивации, достижений и призов.

Вот так и складывается рецепт геймификации: понятность + мотивация + польза

Подобные проекты могут быть короткими — например, на 30 дней, — но за это время они плавно вводят в экосистему продукта и формируют полезные привычки у пользователей. А если игра «выстреливает», она превращается в «сезонное шоу», которое можно переупаковывать под праздники или инфоповоды, постоянно привлекая аудиторию чем-то новым.

Вокруг чего хайп

Всё больше компаний (не только в финтехе) внедряют игровые элементы в свои продукты, потому что они положительно влияют на бизнес-показатели. Интерактивный подход к подаче информации помогает лучше усваивать материал, а если добавить элементы вовлечения туда, где их раньше не было, можно добиться крутых результатов.

Вот парочка примеров ↓

«Плюс Сити» от Яндекс

Три года разработки, и проект до сих пор живёт и развивается, принося крутые результаты. Пользователи строят свои виртуальные города, выполняют различные задания, зарабатывают баллы и обменивают их на реальные бонусы.

Игровой процесс сосредоточен на постоянном прогрессе и удовольствии от развития собственного города. Каждое выполненное задание и каждое улучшение в игре приближают пользователя к новым бонусам и достижениям.

Вот такие города строят участники игры. Источник – <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fplus-city.ru%2F&postId=1564144" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Плюс Сити» </a>
Вот такие города строят участники игры. Источник – «Плюс Сити» 

За постройку зданий игроки получают бонусы «Плюса», которые можно потратить на покупки и развлечения на сервисах Яндекса.

Главный секрет успеха — это не только игровые механики, но и качественный сторителлинг, увлекательные задачи, которые отлично интегрируются в бизнес-цели Яндекса:

— продвижение конкретного продукта или фичиринг новых программ, например, Кинопоиск;

— обмен аудиторией между сервисами;

— интеграция внешних брендов (задания в игре от Славы Марлоу) для их последующей конвертации в аудиторию сервиса;

— формирование привычки регулярного использования сервисов Яндекса через заработок баллов Плюса в игре.

Розыгрыш призов от OZON

Другой пример — Озон, который запустил розыгрыш призов через сбор билетов. Пользователи собирают билетики, которые дают шанс выиграть призы в лотерее. Да, это больше похоже на азартную игру, где всё строится на желании получить что-то бесплатно, и не столько на долговременное вовлечение, как в Плюс Сити. Но здесь тоже есть уровни, индекс прогресса и система достижений.

За каждую покупку пользователи получали билеты. Чем их больше, тем выше шанс получить главный приз — вот и вся механика. Источник — <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fprivatbankrf.ru%2Faktsii%2Fakcziya-megarozygrysh-kvartiry-i-tysyachi-prizov-ot-ozona.html&postId=1564144" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Финансы для людей </a>
За каждую покупку пользователи получали билеты. Чем их больше, тем выше шанс получить главный приз — вот и вся механика. Источник — Финансы для людей 

Это более краткосрочный проект, где была цель — стимулировать участников к новым покупкам на время акции, в том числе тех категорий товаров, которые выбрал сам Ozon.

Подобные инструменты можно легко адаптировать для внутренних процессов — представьте, что при обучении новых сотрудников в компании вы строите город, изучая, скажем, нюансы работы строительной компании. Так что геймификация может принимать самые разные формы, в зависимости от целей и задач.

В последние несколько лет всё больше компаний стали использовать геймификацию именно как стратегический инструмент. Например, в финансовых продуктах без онбординга и вовлечения новые фичи могут остаться незамеченными. Ведь пользователю может быть тяжело или просто лень учиться ими пользоваться. Геймификация помогает решить эту проблему, превращая взаимодействие с продуктом в увлекательный процесс (за который ещеё и награды дают).

Она не просто удерживает внимание и повышает лояльность, но и влияет на ретеншн, создавая долгосрочное вовлечение. А когда что-то так круто работает — как тут не хайпануть?

Как геймификация работает «изнутри»

В REBOOT мы любим делать проекты, которые не только радуют пользователей, но и помогают компаниям достигать своих бизнес-целей. Возьмём, например, наши проекты для Альфа-Банка.

«В поисках акций» для инвесторов

Задача. Нужно было сделать проект для мобильного банка, чтобы «разбудить» спящих инвесторов и вознаградить тех, кто регулярно активен. Задачи стояли чёткие: вдохновить пользователей чаще заглядывать в свои брокерские счета, делать сделки и мотивировать их активнее использовать приложение.

Чтобы интересно рассказать про инвестиции новичкам и опытным трейдерам — решили попробовать зайти через метафоры. Они сразу разжигают воображение, доносят смысл через ассоциации и вовлекают игрока в диалог.

А интерфейс решили сделать простым и понятным, чтобы каждый мог легко вникнуть и начать действовать.

P.S. Проработка идеи, дизайн-концепта и макетов — наша работа. А собрать игру помогли друзья из студии ZBRSK.RU

Игровая механика. Пользователям нужно находить загаданные ценные бумаги, спрятанные среди других объектов на иллюстрациях. Такая механика называется «Pixel Hunting». Игроки заранее знают, сколько бумаг нужно собрать. В конце каждого игрового периода среди тех, кто выполнил все задания, разыгрывается один из нескольких главных призов — акции на сумму 50 000 рублей.

Что сделали. Команда Альфа-Банка передала нам полный цикл разработки: от идеи до разработки, так что сначала утвердили идейную концепцию, а после начали разработку самой игры.

Чтобы поддерживать интерес, ввели нефинансовую мотивацию в виде системы ачивок, которая помогает формировать привычку возвращаться. И, конечно, убрали всё, что может ассоциироваться с политической обстановкой — фокус на российский рынок ценных бумаг.

Кроме того, разработали 35 иллюстраций с отсылками к поп-культуре, креативно объяснили сложные инвестиционные термины через ассоциации, например, «флоатеры» как бутылка с кораблем и «плечи» через сцену театра. Все 105 загадок составляли с инвест-аналитиком, чтобы не было ошибок.

Что получили пользователи. Во время игры они не только получали кайф от процесса, но и освоили азы инвестирования. А у Альфы выросла доходимость пользователя до покупки первой акции и вовлечённость в целом в инвестиции.

Вот как выглядит игра →

Поиграть можно по ссылке (лучше с мобильного): https://invest.rebooot.me

«В потоке» для микро-малого бизнеса

Нужно было помочь активировать предпринимателей активней пользоваться продуктами и сервисами банка.

P.S. Разработали игру совместно с друзьями из студии ZBRSK.RU, а авторский шрифт, имитирующий чековый, любезно предоставил дизайнер Александр Капуста.

Игровая механика. Игрок должен грамотно управлять денежными потоками, соединяя кассовые терминалы бесконечной чековой лентой. Такая механика называется «Pipe Mania» или «трубопровод» :)

Что сделали. Альфа-Банк пришёл к нам с уже готовой идеей, механикой и наработками по дизайну, но им хотелось улучшить дизайн-концепцию. Мы с командой пересмотрели визуальную метафору и предложили несколько новых концепций…

Дальше поработали над дизайном, и получилось 35 разных уровней с постепенным усложнением. В процессе игры пользователи получали советы от Альфа-Банка по развитию бизнеса — всё это подавалось в игровой форме

Что получали пользователи. Участники не только обучались работе с продуктами банка, но и получали денежные призы от 500 до 50 000 баллов программы лояльности для предпринимателей Альфа-Банка «Деньги сверху».

Вот как выглядит игра →

Поиграть можно по ссылке: potok.rebooot.me

Выводы

Всё, что мы делаем, начинается с понимания цели. Нужно убедиться, что сотрудники ознакомились с сухой документацией, или снизить риски производственных травм? Сделайте это через геймификацию так, чтобы они даже не заметили, что учатся.

Основные цели игр внутри банковских приложений:

  • Поощрение клиентов (материальное и нематериальное): играя, пользователи могут зарабатывать кешбек, участвовать в акциях или получать бонусы. Все внутриигровые активности стимулируют использовать банковские продукты и услуги чаще.
  • Продвижение новых продуктов: игры помогают продвигать новые банковские продукты, делая процесс заказа более увлекательным и вовлекающим.
  • Обучение финансовой грамотности: многие игры направлены на повышение уровня финансовой грамотности, обучая клиентов управлению финансами через интерактивные и доступные форматы.
  • Выстраивание доверительных отношений: повышая уровень грамотности, банк превращается в проводника знаний, своего приятеля и друга, который поможет и подскажет.
  • Повышение лояльности: внедрение игровых механик в период ожидания решения по кредиту, ответа специалиста службы поддержки — приятный маленький штрих, который дарит пользователям приятный опыт и укрепляет эмоциональную связь с брендом.

Подытожим: не каждая геймификация — это игра. Например, система достижений — это не игра в привычном смысле, но отличный инструмент для мотивации, вовлечения пользователя. Поэтому не гонитесь за термином. Лучше приходите к нам за проектами, которые растопят сердце даже самого холодного клиента :)

Если хотите запустить с нами проект, то переходите на сайт и нажимайте на кнопку «КНОПКА НАЧАТЬ ПРОЕКТ».

————

Кейсы можно посмотреть тут: rebooot.me.

И тут: behance.net/rebootme.

А еще заходите в гости в наш телеграм-канал:

4444
43 комментария

отдельный респект за процесс создания игры) сразу всё понятно

3

Соглашусь, респект, статья огонь

2

Спасибо:) Не зря так старались над статьей

1

про геймификацию и всё такое не первый раз натыкаюсь на VC, но тут зацепили кейсы с Альфой, особенно про игру с трубопроводом. даже не представляю как додумались до именно такой концепции (это гениально!)

2

Спасибо)) Тут мы уже работали именно с визуалом (превратили трубы в бесконечные чековые ленты), а сама идея механики трубопровода заслуга коллег из Альфа-банка 🙌

2

Тыщу лет мечтаю чтобы появилась работа «сценарист для игрового обучения»
Все бы выиграли
Скучные курсы всяких онлайн-школ бы точно

2

Мы тоже мечтаем))

1