Не учи ученого: как сохранить экспертность и авторитет в глазах обучающихся в эпоху расцвета ИИ

Не учи ученого: как сохранить экспертность и авторитет в глазах обучающихся в эпоху расцвета ИИ

Школьники и студенты давно используют компьютерные технологии, готовясь к уроку. Через несколько секунд после запроса всезнающие поисковики выдают миллионы ответов, а нейросети решают уравнения и готовят тексты на заказ. С одной стороны, Минпросвещения России предлагает учителям поручить цифровым помощникам проверку домашних работ и заполнение отчетов. С другой — учителя опасаются новой волны списываний: непонятно, чему научится школьник или студент, если задания за него выполняет нейросеть. Как перестать беспокоиться и полюбить искусственный интеллект, если вы педагог? Вместе с экспертами рассказываем, что делать, чтобы не отстать от прогресса и приспособиться к новой реальности.

Будущее уже наступило, старик

Статистика, собранная в колледжах США, показывает, что захват образовательного рынка искусственным интеллектом неизбежен. Можно даже заявить, что он уже произошел. 90% участников того же опроса считают, что ChatGPT полезнее репетитора. Они также довольны индивидуальной поддержкой чат-ботов в 91 случаях из 100. Кроме того, ИИ легко составляет дополнительные учебные материалы и проверяет тесты с выбором ответа, что позволяет педагогам меньше заниматься рутиной. По данным тех же американских колледжей, благодаря прогнозированию оценок с точностью до 80% повысилась успеваемость 34 712 студентов.

В нашей стране ситуация схожая. Опрос Skillbox и Anketolog.ru показал, что более 40% студентов из крупных городов России хотели бы иметь дополнительные материалы к занятию, которые рекомендует ИИ, и получать сгенерированные конспекты семинаров. Студенты считают использование нейросетей для подготовки презентаций, геймификации обучения и демонстрации условий задачи в дополненной реальности удачной идеей. Кроме того, каждый третий из них хотел бы взаимодействовать на территории учебного заведения с роботом-ассистентом, который подскажет путь к аудитории, окажет психологическую поддержку, а при необходимости — и первую медицинскую помощь.

В мире, где любую почти любую информацию можно найти за несколько секунд, роль педагога стремительно меняется. У учителей появляется страх, что их сбросят с корабля современности. Но эксперты сходятся во мнении, что новые технологии необязательно приведут к краху преподавательского авторитета.

Ректор АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» Вадим Медведев подчеркивает, что ИИ влияет не столько на ход обучения, сколько на будущую карьеру. «Самый большой риск, как ни странно, в ограничении использования ИИ в образовательном процессе. Легко представить себе человека, который обучался в искусственных условиях без калькулятора и компьютера, а потом приходит работать туда, где без этих инструментов его производительность будет невостребованно низкой», — отмечает он.

Живой учитель vs цифровой помощник: кто победит?

Педагогам придется потрудиться, чтобы не выглядеть безнадежно отсталыми в глазах молодежи. Учителям нужно не бояться ИИ, а понять, как пересмотреть критерии оценки и определение сложности задач, как перестроить задания, чтобы они оставались содержательными и помогали развиваться ученикам и студентам всех возрастов. Медведев подчеркивает: «Цель обобщенно можно описать так: каждый ученик должен не только эффективно применять ИИ, но понимать и проявлять свои способности как человека больше и лучше, чем ИИ».

С вопросом, как преподавателю оставаться вне конкуренции с алгоритмами, мы обратились с к Андрею Комиссарову, ведущему эксперту цифровизации образования Университета 2035, методологу и игропрактику. Как настоящий разработчик, приверженность к ИИ-решениям он показал не на словах, а на деле, предоставив своему цифровому двойнику отвечать на наши вопросы. «Цифровой Комиссаров» дал преподавателям два совета: «Первый — фокус на критическое мышление. Понимаете, ученики могут найти информацию, но не всегда могут оценить ее качество или применимость. Ваша задача — научить их критически оценивать источники, анализировать данные и делать обоснованные выводы. Это навык, который поисковик не заменит. Второй — создание контекста. Педагог может предоставить контекст и глубину, которые не всегда очевидны из сухих фактов. Объяснение, почему определенные знания важны и как они связаны с реальной жизнью, делает обучение более значимым».

Как вычислительная машина не заменит математиков, так не может тягаться с человеческим разумом и генеративный ИИ — по крайней мере, в том виде, в котором он существует сейчас. В отличие от самообучающихся алгоритмов, люди не проводят параллели, основываясь на том, как работают грамматические конструкции и как часто конкретные слова встречаются вместе, а понимают смысл, контекст и сказанное между строк.

Даже если ученики используют искусственный интеллект за спиной педагога, есть несколько вариантов решения проблемы. Можно раскрыть все карты и проявить креативность: напрямую предложить переработать то, что выдает нейросеть. Например, на уроке химии, физики или математики попросить объяснить и обосновать ход решения задачи и поискать альтернативные варианты, которые приведут к тому же ответу. В гуманитарных дисциплинах можно поручить студентам выбрать лучший из вариантов сгенерированного текста, проверить и отредактировать его стилистику. Пусть они добавят в эссе или сочинение оригинальные идеи, литературные приемы или личные примеры. Можно представить себя на месте Франкенштейна: вдохнуть жизнь в безликий текст, автоматически собранный из цитат в интернете.

Сила педагога — в опыте и эмпатии

«Учитель может предложить школьникам нечто, что выходит за рамки алгоритмов и данных, — уверен Андрей Комиссаров. — Представьте себе, что обучение — это не просто передача информации, а сложный танец, в котором важны не только шаги, но и эмоции, интонации, поддержка и вдохновение. Искусственный интеллект пока не может почувствовать и отреагировать на человеческие эмоции также тонко. Чтобы убедить в этом школьников, важно показать им, что учитель — это не просто источник знаний, а человек, который готов помочь, поддержать. Тогда они почувствуют разницу между взаимодействием с человеком и машиной».

Комиссаров добавляет, что педагоги не только вкладывают в головы школьников и студентов знания, но и выполняют роль наставников и воспитателей: передают свой жизненный опыт, учат принимать взвешенные решения, развивают критическое мышление, помогают справляться со сложными ситуациями и формировать этические и моральные ценности.

С мнением, что алгоритмы и программы для обучения не заменят живого преподавателя в качестве наставника и консультанта, согласны 35% российских студентов. Участники опроса готовы поручить искусственному интеллекту рутинные задачи, чтобы разгрузить педагога. При этом 60% из них пожелали сохранить личное общение с преподавателем и одногруппниками. Чуть меньше — 52% студентов — хотят получать индивидуальную обратную связь от живого человека. Их можно понять: сгенерированный алгоритмом ответ на запрос не учитывает все нюансы — от предпочитаемого способа решения задач до психологической составляющей общения.

Полезные инструменты

Для педагогов, школьников и студентов, которые готовы понять и принять новые технологии, набор инструментов на основе ИИ исчисляется десятками, если не сотнями. 86% преподавателей в США не отстают от трендов и считают работу с искусственным интеллектом неотъемлемой частью учебного процесса. За семестр чат-боты помогают обработать 10 тысяч сообщений и ответить на них.

«Чат-GPT и другие языковые модели [полезны] для генерации учебных материалов, создания сценариев уроков и ответов на вопросы учеников. Adaptive Learning Systems — такие системы, как Dreambox или Smart Sparrow, — помогают адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности каждого ученика», — дополняет список Андрей Комиссаров.

Он также советует учителям использовать системы распознавания речи и текста, чтобы быстрее проверять письменные работы и развивать умение учеников высказывать свои мысли.

В качестве заключения предлагаем список образовательных технологий на основе искусственного интеллекта:

Writefull ищет в тексте ошибки и стилистические огрехи, а еще — предлагает варианты, как их озаглавить. АНО «Национальная технологическая инициатива» разрабатывает схожую нейросеть, чтобы проверять сочинения, а TurboText от компании-резидента Сколково подбирает к текстам по три варианта заголовков.

• Нейросеть MathGPT генерирует и решает сложные задачи и упражнения, система 01Математика подбирает и адаптирует материал под конкретных пользователей, а математический тьютор Thinkster после тестирования предлагает план обучения.

DeepL переводит с иностранных языков тексты, даже длинные, с использованием искусственного интеллекта и в процессе обучается делать это все лучше и лучше.

BlackBox тоже знает больше двух десятков языков и помогает их освоить, только в сфере программирования.

Curipod AI и Tome по заданному описанию создают короткие презентации с текстами и картинками, а их аналог Beautiful также располагает на слайде текст и другие объекты, добавляет анимацию и переходы.

• Компьютерные алгоритмы помогают и в планировании: они строят образовательные траектории учеников и предсказывают, насколько хорошо каждый усвоит материал. Платформа Cognii персонализирует учебные материалы при помощи ИИ, подстраиваясь под потребности учеников. Она позволяет педагогам собирать курсы, которые адаптируются к потребностям каждого ученика. Конструктор для преподавателей iSpring Suite Max, который разработали в Йошкар-Оле, тоже генерирует видеокурсы. Платформа преобразует тексты до 4000 знаков в дикторскую озвучку, а голос для нее можно выбрать из 387 вариантов на 53 языках.

• Подспорьем для учителя станет и нейросеть Quizwhiz: она генерирует тесты с вариантами ответов.

Jill Watson AI framework предлагает набор виртуальных ассистентов, которые отвечают на вопросы по курсу (в том числе, для онлайн-образования) и рассказывают о научных экспериментах. Например, VERA помогает студентам в исследовательских проектах по экологии.

• Робот компании Kadho подошел бы для ребят помладше: он распознает детскую речь и помогает юному собеседнику расширять словарный запас и точнее формулировать свои мысли.

Следите за событиями в сфере ИИ на национальном портале в сфере ИИ – ai.gov.ru.

реклама
разместить
5 комментариев

Спасибо за статью! ИИ - это только инструмент, с помощью которого у преподавателей появилась крутая возможность разнообразить занятия и давать тот же образовательный "контент" под новым углом, не тратя время на разработку интерактивов и прочих интересных ученикам форматов.
Сколько бы ни кричали, что "ИИ нас всех заменит!!" думаю это всё же преждевременная паника, из моего опыта.

1

жить в эпоху расцвета ИИ довольно интересно. Лет 10 назад мы и представить не могли, насколько ИИ включится в наши будни...

во-во, я раньше смотрел фильмы с роботами и искуственными интелектами, и думал что это фантастика.... а сейчас понимаю, что все в нашем мире возможно

Это вообще что-то невероятное. Я тут недавно читал новости на национальном портале в сфере искусственного интеллекта, и эта нейросеть просто перевернула представление о том, как ИИ может помогать в науке

последнее время очень часто наблюдаю за всей этой темой котрая крутится вокруг ИИ, и как по мне, в РФ очень не плохо справляются с изучением и внедрением искуственного интелекта в разные сферы деятельности