Компании все чаще смотрят в сторону бывших работников. Как их нанимать

Яна Шигонцева
HRD Morizo (входит в E-Promo Group)

Вернуть бывшего сотрудника — гораздо проще, чем найти нового на «голодном» рынке труда. Попутно удастся еще и сэкономить на найме и адаптации. Как действовать, рассказывают Яна Шигонцева, IT-компания Morizo и Юлия Сахарова, HeadHunter СЗ ФО.

Компании все чаще смотрят в сторону бывших работников. Как их нанимать

Типичный круг алюмни

Уволился из компании мечты ради другой компании мечты, там вырос и вернулся в … первую компанию мечты на более высокую позицию. Так выглядит классический пример алюмни (alumni) — бывшего сотрудника, который вновь трудоустроился в фирму, где когда-то работал.

Антон Косырев ушел из компании, где работал разработчиком, чтобы потом вернуться на посту руководителя команды. Вот что он рассказывает:

Работал как middle уже год, все было прекрасно, но начал скучать. Хотелось вызова, новых задач и перспектив. В тот момент федеральный маркетплейс сделал мне предложение, от которого невозможно было отказаться, и я ушел развивать новый проект на позицию senior. За время работы над стартапом внутри маркетплейса повысил технические знания и навыки управления командой, углубился в бизнес и продукт. Однако приходилось заниматься и «политическими» вопросами. Через год мои обязанности стали на 90% менеджерскими, я понял, что это не то направление, где мне хотелось бы развиваться. Я начал неторопливый поиск вакансий. В один из дней мне написала рекрутер с прошлой работы и спросила, интересно ли мне рассмотреть новый проект и вернуться в компанию. Я пообщался с HR-директором и генеральным директором, понял, насколько могу быть полезен и насколько мне подходит вариант, после этого быстро принял для себя решение. Помимо самого проекта я уже знал работодателя и был им очень доволен как сотрудник, и вот я — team lead ios developer.

Антон Косырев, team lead ios developer Morizo

Старый-новый тренд

Тренд на лояльность к бывшим коллегам набирает силу, это подтверждают данные hh.ru: в 2024 году треть компаний вне зависимости от отрасли готовы рассматривать ушедших ранее работников на вакантные позиции. Причина простая: на рынке труда остро не хватает кадров. В России количество вакансий превышает число резюме. Так в сфере обслуживающего персонала количество предложений за январь—август 2024 года выросло на 27% по сравнению с тем же периодом 2023 года, на производстве — на 21%, в инвестициях и страховании — на 32%, в информационных технологиях — на 17%. Резюме в тех же отраслях стало больше лишь на 6-12%. Стоит отметить, что тренд не новый. Он уже наблюдался восемь лет назад: тогда компании перестали видеть в ушедших перебежчиков и стали воспринимать их как кадровый резерв, который обучался и набирался опыта в других организациях.

Компании все чаще смотрят в сторону бывших работников. Как их нанимать

Правила расставания

Причины добровольного ухода ценного кадра из компании могут быть разными: желание вырасти по карьерной лестнице, сменить профессию, получить высшее образование или семейные обстоятельства. Работодателю важно правильно выстроить процесс расставания, чтобы повысить шансы на возвращение специалиста в будущем. Мы составили чек-лист, который в этом поможет.

  • Проведите exit-интервью. Вы можете задать коллеге, покидающему команду, следующие вопросы:

    Какие факторы повлияли на решение покинуть компанию?

    Какие изменения в компании помогли бы вам пересмотреть решение об уходе?

    Что нужно улучшить в компании в отношении сотрудников?

    Какие бизнес-процессы изменить?

    Готовы ли вы рекомендовать нашу компанию как работодателя? Почему?

    На какую должность вы были бы готовы вернуться в будущем?
  • Проведите интервью с руководителем уходящего сотрудника. Задайте вопросы, которые помогут прояснить, будут ли руководитель и коллеги рады возвращению специалиста:

    Какие сильные стороны и профессиональные качества уходящего коллеги вы бы отметили?

    В каких вопросах ему не хватало компетенций?

    Насколько комфортно было работать с этим сотрудником?

    Как уход сотрудника повлияет на работу отдела/команды?

    Хотели бы вы снова видеть этого сотрудника в компании и своей команде?

    Конфликтность или токсичность на работе является «красным флагом» номер один для большинства работодателей. Согласно исследованию hh, ru за этот год сразу 83% работодателей выделили это свойство личности как повод перестать дальше рассматривать кандидата на вакансию.

  • Не сжигайте мосты. Проявите лояльность и готовность оказать поддержку. Например, дайте увольняющемуся сотруднику понять, что компания готова рекомендовать его, будет рада поддерживать контакт или увидеть его снова в команде. В ряде организаций уходящим дарят смешные подарки на память, exit-pack или носок с надписью «Добби свободен», а также не удаляют из чатов и каналов неформального общения коллег. Кстати, по нашим данным рекрутингового портала, отношение компании к сотрудникам и взаимоотношения в коллективе занимают второе место в списке самых важных факторов при выборе работодателя.

  • Выходите на контакт не раньше, чем через полгода или год. За это время «бывший» получит новые навыки и знания, выстроит контакты, добьется первых целей, которые ставил перед собой при смене работы, и вернется к мыслям о будущем. Здесь идеально работает неформальное общение в мессенджерах. Диалог можно завязать так: «Привет! Как дела? Помнишь, ты хотел написать новый проекта с нуля на современном стеке технологий? У нас появился подходящий вариант».

  • Оцените ожидания сотрудника. Во время собеседования с бывшим сотрудником обсудите изменения, которые произошли в компании с момента его ухода. Узнайте его нынешние потребности. Это поможет снизить вероятность отказа или повторного увольнения. Вы можете рассказать о готовящихся проектах с известными брендами, работе с новыми технологиями, перспективах стать руководителем группы или направления и возможности пройти обучение по управлению командой или развитию лидерского потенциала.

  • Сделайте привлекательное предложение. Согласно исследованию hh.ru, вне зависимости от предыстории, профессионалам в процессе поиска работы важны уровень зарплаты (его отметили сразу более 80% респондентов), отношение компании к работникам (52%) и возможность официального оформления (50%). У Антона Косырева — алюмни, чью историю привели в самом начале, список критериев схожий: участвовать в разных проектах и развиваться профессионально, понимать, что важен для компании и влияешь на ее рост, прибыль и перспективы. Среди приоритетов он также указал индивидуальный комфорт, адекватную атмосферу без излишнего контроля и микроменеджмента — это еще несколько пунктов, важных для любого сотрудника, чей опыт позволяет сравнивать и выбирать работодателей.

  • Составьте индивидуальный план развития (ИПР) сотрудника. Включите в него работу над компетенциями, которые ранее вызывали трудности и вопросы. Так вернувшийся в ранг действующих коллега быстрее вольется в процесс и не будет сомневаться, что сделал верный выбор. Например, разработчик Антон хотел реализовать сложный проект, заниматься техническим кодингом и учить младших специалистов. В ИПР у него включили технические курсы и регулярные встречи с HR, который обучает наставничеству.

Компании все чаще смотрят в сторону бывших работников. Как их нанимать

Выгода очевидна

Есть по меньшей мере четыре причины не закрывать дверь перед ушедшими.

Ускоренный найм: экономия времени и ресурсов. Рекрутер не тратит недели на холодный поиск кандидатов, не проводит долгие интервью для проверки soft skills и не организует собеседования по hard skills. Когда есть уверенность в навыках соискателя, можно даже обойтись без технического интервью. У нас в практике был форс-мажор, когда на новый «горящий» проект за неделю необходимо было найти команду из семи человек, три из которых — лидеры направлений. Рекрутеры справились за три дня, закрыли все вакансии бывшими сотрудниками. Команда, кстати, сейчас трудится тем же составом.

Никаких неприятных сюрпризов. Старый-новый соискатель хорошо знаком с компанией, отношением к сотрудникам, корпоративной культурой, руководством, системой премирования, поэтому чувствует себя более спокойно и уверенно. Такой работник четко понимает свой функционал, приносит с собой свежие знания, новый опыт, деловые контакты, может с нетривиального ракурса взглянуть на предыдущую деятельность и выступить с полезными инициативами

Плюс в карму HR-бренда. Сотрудники, которые возвращаются в компанию после работы в другой организации, обычно более преданы своему делу и смелее проявляют энтузиазм, чем новички. «Бывшие» сравнили условия у разных работодателей и выбрали наиболее подходящие. Их появление позитивно сказывается на коллективе, поскольку демонстрирует, что не всё новое оказывается лучшим. Часто алюмни активно рекомендуют своего работодателя в профессиональных сообществах и, сами того не замечая, становятся амбассадорами HR-бренда.

Ускоренная адаптация. Любому сотруднику нужно время, чтобы вникнуть в суть процессов, погрузиться в детали, но в случае с вернувшимся коллегой, процесс все же проходит по ускоренной схеме.

66
33
11
18 комментариев

возвращаться можно на "теплое местечко" - когда ты уже не хочешь никакого роста, новых скилов и особых усилий. Ты ушел, потому что в 1 компании ты не мог пробить "потолок", ты знаешь проблемные места - которые не решаются и не будут решаться, с приличной нагрузкой все это тупо приведет к выгоранию.

1

Спасибо за ваш комментарий. Тогда в таком случае может и не имеет смысла возвращаться.. Хотя, если это новый проект, новый стек технологий новая должность.. То почему бы не попробовать?))

Все зависит от роста твоей "бывшей" работы. Если есть новые направления, перспективы - почему нет? Такое правило хорошо для проектников или в молодежной компании, где руководство не "матереет". В какой-нито большой махине, где 150+ согласований и сидят статисты до пенсии этот номер не пройдет.

1

Полностью с вами согласны:)

А как вообще коллектив реагирует, когда ушедший возвращается в ранге руководителя? Наверняка есть недовольные? Что с ними делать?

1

Хороший вопрос, спасибо. С негативом мы не сталкивались. Но если такое произошло, нужно попытаться объяснить, почему так произошло. Ссылать на объективные факторы: опыт человека и его компетенции.

Так, а все же.... проще возвращать своих бывших или переманивать чужих сотрудников? Вдруг вторые эффективнее...?

1