Разогнать «туман войны»: впервые раскрыты зарплаты, KPI и структуры киберспортивных клубов

Крупнейший в СНГ киберспортивный турнир EPICENTER ESforce Holding / Epic Esports Events
Крупнейший в СНГ киберспортивный турнир EPICENTER ESforce Holding / Epic Esports Events

Я давно и с интересом слежу за тенденциями HR в киберспорте. Как люди извне игровой индустрии — из «традиционного» спорта, медиа, финансов и т. д. — приходят работать в киберспортивные организации. И наоборот: как талантливые киберспортивные энтузиасты обогащают степенные корпорации своим опытом работы с молодёжью через игровую коммуникационную платформу.

Поэтому я был очень рад ознакомиться со свежайшим исследованием «Киберспорт: раскрытие организационных структур, обзор рынка заработных плат топ-менеджеров ведущих клубов мира», выполненным Odgers Berndtson. Кто не знает, это одна из крупнейших международных консалтинговых компаний, специализирующихся на поиске, оценке и развитии топ-менеджеров. А также единственная Executive Search-компания с выделенной Global Gaming Practice.

Ценно это исследование тем, что и уровень зарплат, и оргструктуры клубов представляют собой Terra Incognita (или закрыты «туманом войны», раз уж мы про видеоигры). В результате ни у коллег по рынку, ни у партнёров «со стороны» нет понимания уровня развития и зрелости клубов как основных представителей киберспортивной экосистемы — они до сих пор могут представляться «подвальными компашками», в то время как это вполне организованный бизнес со всеми присущими атрибутами (хотя и не без исключений, конечно).

В исследовании были опрошены высокоуровневые сотрудники из клубов, входящих на мировом уровне в топ-25 по выигранным призовым. География исследования включает в себя регионы от Северной Америки до Океании, в том числе Западную Европу, Россию и СНГ. Что же выяснили авторы исследования?

Организационные структуры

81% клубов представляют собой бизнес-структуру со всеми ключевыми функциями внутри: Sales, Operations, HR, Finance и др., которые подчиняются генеральному директору. Эти структуры соответствуют организационным аналогам из корпоративного мира.

Odgers Berndtson
Odgers Berndtson

19% клубов имеют всего двух ключевых руководителей (CEO и COO), которые делят между собой зоны ответственности. Наиболее часто встречаемая комбинация, когда у одного руководителя — Sales, Marketing и Gaming, а у второго — весь back-office. В половине этих случаев функции продаж и маркетинга реализуются своими силами, в остальных — клубы отдают эти функции на аутсорсинг.

Odgers Berndtson
Odgers Berndtson
Odgers Berndtson
Odgers Berndtson

Управление спортивной частью

В 57% клубов управляет командами и несёт ответственность за спортивный результат отдельно выделенный человек (Sports Director / Chief Gaming Officer), в остальных 43% данная функция привязана к одному из ключевых людей в клубе (СЕО/СОО). Ключевой фактор — наличие у СЕО/СОО личного профессионального игрового опыта.

Odgers Berndtson
Odgers Berndtson

Компенсационные пакеты и их формирование

Диапазоны доходов сильно разнятся. Здесь надо уточнить, что, как пишет Odgers, «полученные значения вилок зарплат представлены колоколообразной кривой, середина 80% — это область в средней секции, которая исключает область 10% слева и 10% справа». Иначе говоря, это диапазон значений, представленных большинством респондентов, за исключением совсем уж выпадающих значений (ни откровенных бедняков, ни космоса):

  • CEO: от 70,000$ до 170,000$ gross;
  • COO: от 50,000$ до 160,000$ gross;
  • CCO (Sales, Partnerships, Sponsorships)/CMO (Content, Marketing, PR): от 50,000$ до 150,000$ gross;
  • HRD/CFO/CIO/Legal Director: от 40,000$ до 120,000$ gross.

За последние полтора-два года структура компенсационных пакетов приобрела вид, аналогичный другим индустриям: фиксированная часть, бонус (размер которого зависит от выполнения КPI) и LTI (Long-term incentives) — примерно 40% ведущих клубов стимулируют свою топ-команду долгосрочными мотивациями.

Основными KPI топ-менеджмента являются операционные показатели: выполнение P&L, количество подписчиков в социальных сетях и активных болельщиков, просмотров матчей/контента команды, удержание и привлечение партнёров. И только у Chief Gaming Officer и у СЕО в KPI присутствуют спортивные результаты. Это отличается от клубов из традиционного спорта, где в большинстве случаев от спортивного результата зависит бонус всей команды топ-менеджеров.

Про какие тренды говорят CEO киберспортивных клубов?

В заключение, вот тренды и инсайты, озвученные первыми лицами главных киберспортивных клубов мира:

  • Киберспортивный клуб — больше не просто набор игроков, которые играют за себя или своего инвестора. Это полноценный бизнес с медийной и коммерческой частью. Киберспорт стал частью развлекательной индустрии (Entertainment);
  • Штат сотрудников находится в диапазоне от 18 до 75 человек. Лишь 21% опрошенных Odgers организаций имеет штат более 50 человек. Клубы пока (в отличие от команд из традиционного спорта) остаются компактными структурами;
  • Растёт «зрелость» киберспортивных организаций и их открытость внешнему рынку: сюда приходят люди, не имеющие профессионального игрового опыта за плечами, приглашаются бизнес-консультанты для решения задач найма, написания стратегии и развития клуба;
  • Не менее чем у 75% топ-клубов кратко- или среднесрочная задача — схождение баланса клуба в точке расходов и доходов;
  • Меняются устоявшиеся правила в контрактах со спортсменами: появляются KPI по спортивным результатам и более «длинные контракты»;
  • Распределение выигранных призовых смещается в сторону увеличения процента доходов клуба. И это хорошо (с).
55
2 комментария

По меркам большого спорта - очень небольшие деньги. Но адекватные уровню развития киберспорта в целом, не пузырь

3
Ответить

Да, так и есть

Ответить