В Телеграме сотни мини-приложений, но непонятно, как их найти. Мы запустили сервис для поиска: теперь 85 000+ человек ищут через нас мини-аппы, а в ЛС каждый день запросы на рекламу

В мессенджере уже есть все: от кошелька и донатов-реакций до приложений с крипто-играми и магазинами одежды. Но полноценный каталог так и не придумали — зато придумали мы за 3 недели. На нашем сайте уже 1700+ аппов. Пользователи выводят в топ любимые приложения, а разработчики соревнуются за трафик. Рассказываем, как мы захватили рынок мини-аппов →

В Телеграме сотни мини-приложений, но непонятно, как их найти. Мы запустили сервис для поиска: теперь 85 000+ человек ищут через нас мини-аппы, а в ЛС каждый день запросы на рекламу

Привет! Меня зовут Михаил, я маркетолог и сооснователь сайта FindMini.app и ТMA для поиска приложений в Телеграме.

Несколько месяцев назад мы с партнером увидели большой интерес к мини-приложениям, но не нашли полноценного каталога — искать приложения было сложно, и это приходилось делать обходными путями.

За 3 недели мы придумали решение — и привлекли десятки тысяч пользователей, сотни разработчиков и большое количество подписчиков в наш Телеграм канал.

Рассказываю, какие перспективы у мини-аппов, что смотивировало нас придумать сайт и каких результатов мы уже достигли ↓

Телеграм — больше не мессенджер

Вернее, не только мессенджер.

Сейчас развитие мини-приложений в Телеграме вписывается в глобальную стратегию развития мессенджера: внедрение блокчейн-платформы TON, реакций-донатов, внутреннего браузера. Разработчики добавляют все больше функционала, — и мы поняли, что технологически Телеграм идет по пути китайского WeChat.

WeChat существует уже более 5 лет как суперприложение. Он объединяет в себе мессенджер, платежную систему и мини-приложения: от заказа еды и покупки одежды до перевода денег. Изначально это была обычная соцсеть — и она превратилась в суперапп из-за внутренних приложений и сервисов.

В WeChat уже с главного экрана можно зайти в мини-приложения и игры.
В WeChat уже с главного экрана можно зайти в мини-приложения и игры.

Телеграм имеет шансы стать экосистемой для пользователей по всему миру и повторить успех WeChat.

Сейчас эта история только начинается: идет adoption период, и юзеров учат пользоваться приложениями через разлечения. Будет несколько волн развития и роста, и первая уже происходит на наших глазах.

Да, сейчас приложения в основном связаны с ТОНом и играми, тапалками на крипте — но дальше количество миниаппов вырастет. Ожидаем увидеть финансовые приложения, e-commerce, разные утилиты и другие полезные сервисы. Уже есть приложения от Яндекс, Оzon и Oppo.

Аудитории будет гораздо интереснее заходить в Телеграм, и разработчики это понимают. Из этой идеи и появились донаты звездочки, миниаппы и проекты на ТОН — больше разных сценариев, как взаимодействовать с мессенджером.

А еще внедрение звездочек и ТОНа долгосрочно ведет к тому, что в Телеграме появится больше качественных и крутых продуктов. Монетизация будет не только через рекламные посты или Telegram Ads, но и дополнительная: как поддерживают на Twitch или Boosty. Так что звездочки — это и улучшение контента.

Увидели потенциал приложений — но не увидели их самих…

Идея создать сайт для поиска приложений родилась из очевидной проблемы: неясно, как эти мини-приложения искать.

Ничего не понятно, но очень интересно — дела обстоят примерно так. Люди интересуются проектами, которые шумят и взлетают.

— При этом нет условного App Store, куда зайдешь, чтобы найти себе альтернативу Clash of Clans.

— Нет подборок с приложениями, которые заинтересуют пользователей.

— Нет официальных удобных инструментов поиска и каталогизации — и это создает барьер как для юзеров, так и для разработчиков.

Как найти приложения? Практически никак. Только пока не встретишь где-то ссылку, которая ведет на апп напрямую.

Есть поиск через вкладку в Телегаме, но он неудобный и ограниченный. Так что поиск через браузер — единственный хороший вариант сейчас. Хочешь зайти в приложение для дейтинга — скорее всего оно есть, но просто так его не откроешь. Приходится идти в браузер и искать напрямую, открывать кучу сайтов — но не факт, что приложение найдешь.

Мы решили пофиксить эту проблему через удобный каталог мини-приложений, который помог бы пользователям находить нужные сервисы, а разработчикам — продвигать свои продукты.

Так появился FindMini.app.

Мы планировали, что нас будут находить на этапе поиска в браузере:

→ попадать на сайт, на описание приложения;

→ читать сценарии использования аппа, видеть скриншоты;

→ изучать сайт дальше: смотреть приложения по категориям, — например, связанные с TON, — или аппы в тренде.

Платформа должна была стать мостом между пользователями и разработчиками. Более того, мы бы двигались в ногу с планами Телеграма и внесли свой вклад в развитие экосистемы мини-приложений.

Но нас было двое, и надо было запуститься в кратчайшие сроки. Понимали, что время — ключевой фактор успеха, и нельзя упускать волну интереса. It was time to market.

Разработка сайта: корпоративные стратегии и дух стартапа

Задумка проекта пришла практически одновременно мне и моему бывшему коллеге из Авито, и мы начали вместе работать. Распределили обязанности так: я отвечаю за внешние коммуникации, operations и бизнес-развитие, а он взял на себя всю техническую часть и дизайн.

Разработка заняла всего 3 недели. Мы начали в конце мая, а уже в июне запустили первую версию.

Наш бэкграунд сыграл немалую роль в создании сайта. Например, я учился и жил в Америке, работал в американских компаниях: от стартапов до корпораций.

От корпораций мы взяли идею, что самое главное — продукт, и фокус должен быть на его качестве.

А от стартапов взяли скоростной режим работы: можно полгода пилить продукт, а можно запустить MVP через 2 недели. Мы пошли по второму сценарию. А дальше — собирать обратную связь, делать итерацию, и так по кругу. Прогресс идет сильно быстрее.

Планирование и созвоны — наши регулярные процессы. Мы работали недельными спринтами, чтобы быть и быстрыми, и гибкими. В один момент у нас были определенные приоритеты и фокус. Но следующий спринт — всегда новые планы.

Так мы задавали себе ритм, работали над приоритетными задачами и при этом быстро адаптировались.

Живя в Калифорнии, я здорово проникнулся стартапами Кремниевой долины. В нескольких даже удалось поработать.
Живя в Калифорнии, я здорово проникнулся стартапами Кремниевой долины. В нескольких даже удалось поработать.

Продукт — главное, что есть. Мы четко понимали: ни монетизация, ни маркетинг, ни реклама не будут нашим бустом, — только качество сервиса.

С хорошим продуктом ты можешь расти, и ты будешь расти. Люди сами будут приходить, любить и рассказывать о проекте другим. Это мы тоже взяли из опыта в крупных компаниях: там делается большой акцент на качестве.

Партнер был свободнее в плане времени, а у меня есть основная работа. Над сайтом приходилось работать по вечерам и выходным, жертвуя временем с семьей и отдыхом.

Можно сказать, мы работали на чистом энтузиазме. Верили в потенциал продукта — и верили, что он получится.

Во время разработки были две основные части:

1. Сбор данных и их обработка с точки зрения каталогизации, описания и всех составляющих карточки приложения. Данные собирали из открытых источников: сайтов и телеграм-каналов. Дальше часто приходилось дополнять описания приложений, добавлять скриншоты — всю эту работу мы делали вручную.

2. Фронт-энд, на котором верстали сайт и выкатывали в продакшн.

Дизайн мы собрали из наработок с прошлых рабочих проектов в Фигме. Несмотря на ограниченные ресурсы, дизайнер даже не понадобился. Мне кажется, для первой версии дизайн получился удачным и привлекательным.

Дизайн нашего сайта и карточки приложений. Мы всегда добавляем скриншоты и описания, чтобы пользователи сразу понимали суть мини-аппа.
Дизайн нашего сайта и карточки приложений. Мы всегда добавляем скриншоты и описания, чтобы пользователи сразу понимали суть мини-аппа.

В итоге сайт запустился — но популярность пришла, от кого мы ее не ждали.

Целились в пользователей — а откликнулись разработчики

Когда мы запускали FindMini.app, первоначальный фокус был на B2C — пользователях мини-приложений. Для большего взаимодействия и привлечения юзеров мы даже запустили телеграм-канал, где регулярно публикуем обзоры новых аппов.

Но наибольший отклик мы получили от разработчиков. Они увидели в нашем сервисе возможность продвижения своих продуктов.

После запуска к нам стали приходить люди из разных частей индустрии: разработчики, пользователи приложений, инвесторы, рекламные сети и аналитические сервисы. Сообщений было настолько много, что это стало занимать время: приходилось общаться и отвечать по вечерам после работы.

В итоге, мы пересмотрели наши планы и сместили акцент на B2B аудиторию, не забывая про юзеров. Было важно в первую очередь собрать фидбек и понять, как мы можем максимально помочь девелоперам — сделать для них понятный и удобный сервис.

Мы начали развивать функционал для разработчиков и добавили четыре важные фичи:

1. Самостоятельная регистрация приложений. Вся модерация аппов проходит вручную и занимает до 1 дня — в отличие от Телеграма, где аппрув длится месяц. У нас удобный и быстрый процесс, но кнопки «Опубликовать приложение» не было. Мы добавили эту возможность.

2. Топ приложений, в котором юзеры сами голосуют за самые лучшие аппы, а разработчики — соревнуются за первенство и сами ведут людей на наш сайт.

В Телеграме сотни мини-приложений, но непонятно, как их найти. Мы запустили сервис для поиска: теперь 85 000+ человек ищут через нас мини-аппы, а в ЛС каждый день запросы на рекламу

3. Секция для бизнеса. У нас будет отдельный B2B раздел, и каждая компания может заполнить раздел о себе и своих услугах: от разработки и игровых студий до рекламных сетей, аналитики, продаж, инвестиций и найма.

4. Платное продвижение. Мы ввели платный промоушен приложений на сайте. Разработчики получают дополнительный трафик к своим продуктам, а мы — небольшой заработок.

На самом деле, с продвижением интересная история: оно не всегда происходит за деньги.

Если мы видим классное и интересное приложение, которое заслуживает внимание, то мы можем продвинуть его бесплатно. Нас никто об этом не просит — просто хотим поддерживать разработчиков и показывать аудитории действительно полезные аппы.

В категории с трендами у нас правда популярные приложения — но в разделы Promoted или «Топ приложений на ТОН» мы иногда добавляем мини-аппы сами.

В телеграм-канале пока нет платного продвижения, но оно может вскоре появится. Сначала мы думаем о пользе и аудитории, уже потом о монетизации. Сейчас кажется, что нам нужно давать людям больше — только потом брать за это деньги.

Кстати, в ТГ канале похожая история, как с продвижением на сайте: мы публикуем посты по графику, но некоторые приложения постим внеочередно. Слишком они нам нравятся :)

Заявка добавить приложение на FindMini.app. Нужно только ввести основную информацию, подождать до 24 часов — и приложение уже на сайте.
Заявка добавить приложение на FindMini.app. Нужно только ввести основную информацию, подождать до 24 часов — и приложение уже на сайте.

Расширить нашу аудиторию до разработчиков и дать им больше возможностей стало правильным решением. И сейчас это отражается в цифрах ↓

Прошло 4 месяца — и мы уже одни из самых крупных

По количеству приложений на сайте мы точно всех обогнали — и по юзерам тоже быстро растем.

Делюсь цифрами за несколько месяцев работы, которые это докажут:

  • 85 000+ месячных уникальных пользователей заходят на сайт;
  • 50 000 подписчиков в телеграм-канале на русском и 11 000+ подписчиков в канале на английском;
  • 1700+ приложений уже размещено на сайте;
  • 50—80 приложений появляются каждую неделю;
  • 10+ разработчиков еженедельно публикуют приложения самостоятельно.

Разработчики приходят не только российские, но и зарубежные: наш сайт адаптирован на английский язык. Коммьнити Телеграма в СНГ большое, но оно активно растет и за его пределами. Получается, приложения международные — и наш сервис тоже. А для большего удобства мы даже выпустили свое мини-приложение нашего магазина в Телеграме!

Посещаемость сайта растет каждую неделю. 
Посещаемость сайта растет каждую неделю. 

Планов по развитию сайта много: доработать дизайн, улучшить описания приложений в карточках и начать писать контент самим — например, обзоры приложений, подборки или небольшие статьи. На последнее хотим сделать упор: сейчас наш основной трафик идет от SEO.

Для разработчиков мы планируем расширить набор инструментов, которые помогут им эффективнее продвигать свои приложения. Проект уже начал приносить доход, но мы еще будем рассматривать разные варианты монетизации, при этом не жертвуя пользовательским опытом.

Мы думаем об идее добавлять в каталог не только мини-приложения, но и телеграм-ботов. Правда, они часто бывают не очень полезными. Так что эта мысль может навсегда остаться в планах.

Наша главная цель — стать номером один не только по количеству листингов, но и по трафику. Хотим, чтобы люди приходили в первую очередь к нам, когда ищут приложения в Телеграме.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу, чтобы помочь приблизиться к цели: @findminiappru. Или напишите мне лично на @hayesst — я всегда рад пообщаться с разработчиками и пользователями!

Пишите в комментариях, что думаете о нашем проекте ↓

1212
55
22
10 комментариев

Михаил, так держать!!!

А ещё можно вживую послушать про FindMini.App в нашем подкасте же!

https://youtu.be/Zy3Vcb2O6fQ?si=jmLC6OZniIabM1sb

Ну и в нашем сообществе еженедельно выходят дайджесты новых приложений от Михаила )))

канал - https://t.me/+Ba2JDB6KRfc5Nzli

чат - https://t.me/+18HhAzvtfZIyOGJi

2
Ответить

Было бы здорово, если бы добавили возможность самому разработчику редактировать свой добавленный мини-апп, не написывая в тех поддержку)

1
Ответить

Cпасибо, добавим в скором будущем обязательно

Ответить

Биржу рекламы в миниапах не думаете пристегнуть? Очень надо

1
Ответить

есть вот это, но на свой страх и риск, я еще не проверял жулики или нет barzha.com

Ответить

Спасибо, Роман. Верим, что делаем полезный сервис для пользователей.

Ответить

Прикольно, хочу тоже каталог для другой ниши делать. Интересно, на чём писали? брали что-то готовое и адаптировали или с нуля всё?
А то я пока сколько не искал, толковых скриптов-каталогов современных так и не смог найти.

Ответить