Как ИП масштабировать бизнес: 5 стратегий роста, которые работают

Потребность в масштабировании часто связана с проблемой роста, когда увеличивать доходы и объёмы становится всё труднее из-за того, что бизнес «достиг потолка». Перед вами пять эффективных стратегий, которые помогут вывести ваш бизнес на новый уровень развития.

Как ИП масштабировать бизнес: 5 стратегий роста, которые работают

Стратегия №1: инвестиции в маркетинг и рекламу

Масштабирование бизнеса — это расширение границ: например, через охват большей аудитории. Взрывной рост популярности бренда ведёт к притоку новых клиентов, повышению узнаваемости и, как следствие, — росту продаж и дохода. Добиться такого эффекта позволяет грамотное продвижение.

Преимущество стратегии в том, что в бизнесе ничего менять не нужно. Нет вложений в создание новых продуктов, открытие магазинов, перестройку бизнес-процессов. Вы предлагаете всё то же самое, только большему количеству людей.

Один из способов масштабирования по данной стратегии — расширение воронки продаж. Это можно сделать с помощью продвижения через новые каналы связи: например, по ТВ или радио, чтобы охватить потенциальных клиентов вне интернета или офлайн-рекламы. Другой подход — изучить свои продукты и подумать, каким ещё сегментам целевой аудитории они могут быть интересны.

Пример: продавец протеиновых батончиков в рекламе делает акцент на составе и пользе продукта для здоровья. Базу покупателей составляют спортсмены, люди на диетическом питании. Для масштабирования продавец расширяет позиционирование товара: преподносит батончики как сытный быстрый перекус, которым можно надолго утолить голод без отрыва от дел. Эти УТП привлекают новые сегменты аудитории — офисных работников, студентов, фрилансеров, геймеров.

Помимо расширения воронки продаж, можно использовать следующие методы:

  • прокачка личного бренда;

  • участие в общественной жизни: выступления на мероприятиях, спонсорство, благотворительность;

  • запуск программ лояльности;

  • разработка маркетинговых предложений со скидками, акциями, подарками, розыгрышами призов.

Учитывайте, что инвестиции потребуются не только в маркетинг, но и в обеспечение качественного обслуживания клиентов, число которых будет расти. Убедитесь, что ресурсов компании хватит на обработку большего числа обращений, выполнение заказов, техподдержку.

Стратегия №2: выход на новые рынки

Это горизонтальное масштабирование: работа ИП хорошо отлажена, все ошибки исправлены, подводные камни изучены, поэтому можно расширять территорию присутствия. Стратегия подходит только в том случае, если сейчас компания приносит стабильную прибыль. Вывод малодоходного бизнеса на незнакомый рынок связан с высокими рисками и может привести к ещё большим убыткам.

Способы масштабирования на новом рынке:

  • открытие магазинов и филиалов в других городах;

  • запуск франшиз;

  • выход на международный рынок.

В первом случае можно просто скопировать успешную бизнес-модель и развернуть её в другом регионе. Предварительно оцените:

  • востребованность продукта на новой территории;

  • конкурентное окружение;

  • географические и культурные различия.

Для успеха на новом рынке важна готовность к адаптации под особенности региона. Покупательная способность, поведение, ожидания и предпочтения аудитории в новом городе могут отличаться от тех, к которым вы привыкли.

Поэтому если вы ограничены в ресурсах, лучше начать с региона, похожего на ваш. Так вы сможете обойтись минимальными изменениями в сложившихся бизнес-процессах и быстро запустить работу в понятных условиях.

Если готовы рисковать и вкладываться в создание и внедрение чего-то нового — можно выходить на рынки, не похожие на «родной». Например, начать работу с зарубежными клиентами или регионами с другими традициями и менталитетом. Возможно, потребуется запустить новые продукты, изменить подход к сервису, подстроиться под локальные паттерны сотрудничества с контрагентами.

Стратегия №3: разработка новых товаров или услуг

Это вертикальное масштабирование: бизнес двигается к покупателю и дополняет продуктовую линейку актуальными предложениями. Например, парикмахерская открывает массажный кабинет, начинает дополнительно зарабатывать на продаже профессиональной косметики или нанимает стилиста, чтобы предлагать более комплексные услуги.

Запуск новых продуктов позволяет значительно расширить аудиторию, но требует вложений. Если бюджет на масштабирование небольшой, можно пойти по другому пути: не разрабатывать новые услуги с нуля, а просто сменить формат оказания существующих. Примеры:

  • прачечная открывает пункты самообслуживания;

  • кафе параллельно с привычным форматом предлагает кейтеринг;

  • цветочный магазин добавляет услугу выездного декорирования праздников.

Так вам не придётся осваивать новую нишу и инвестировать в новое направление, но получится расширить аудиторию и привлечь больше клиентов. В результате вы зарабатываете на тех же продуктах, что и раньше, но в новой подаче и большем масштабе.

Стратегия №4: повышение операционной эффективности

Ещё один вид вертикального масштабирования: бизнес автоматизирует рутинные задачи, за счёт чего освобождает ресурсы для развития.

Что можно автоматизировать:

  • приём онлайн-обращений от клиентов через чат-боты;

  • работу колл-центра с помощью виртуальных голосовых ассистентов;

  • работу отдела продаж, склада, логистики через CRM и ERP;

  • контроль персонала с помощью систем мониторинга и анализа эффективности сотрудников.

Автоматизация улучшает коммуникацию внутри компании, повышает прозрачность процессов, обеспечивает гибкость управления.

Например, чтобы принимать обоснованные управленческие решения при масштабировании, нужно ясное понимание экономики бизнеса. Это возможно только при эффективном ведении бухгалтерского учёта. Автоматизация бухучёта позволяет освободить время для стратегических инициатив и при этом всегда иметь доступ к актуальным и точным финансовым показателям.

С помощью сервиса «Онлайн-бухгалтерия для ИП», вы всегда будете в курсе сроков уплаты налогов, избежите штрафов и пеней, а главное — сможете грамотно уменьшить налоговую нагрузку. С сервисом ваша бухгалтерия будет под контролем, и вы сможете сосредоточиться на развитии бизнеса.

Стратегия №5: привлечение внешнего финансирования

Развитие требует инвестиций. Их размер зависит от выбранной стратегии и инструментов, но в любом случае нужно подготовить источники финансирования в соответствии с будущими финансовыми потребностями. Это особенно важно, если масштабирование связано с изменением структуры и модели бизнеса, например, если вы открываете филиалы, строите торговую сеть, запускаете новые продукты, услуги, бизнес-процессы с формированием инхаус-команд.

Источниками инвестиций могут стать:

  • фонды поддержки малого бизнеса;

  • банковское кредитование;

  • госсубсидии;

  • частный капитал.

При финансовом планировании учитывайте, что деньги нужны как на запуск нового направления, так и на поддержание бесперебойной работы в первое время.

Также стоит заранее оптимизировать внутренние процессы, поработать над продуктивностью команды, внедрить автоматизацию. Это поможет убедить инвесторов в перспективности ваших начинаний и привлечь больше вложений.

44
1 комментарий

Это можно сделать с помощью продвижения через новые каналы связи: например, по ТВ или радио-радио в 24 году... ну смотря конечно какая целевая аудитория у вашего продукта ,если 40+ то может и прокатить