Озон: объясняю, почему на откровенно некачественные товары нет негативных отзывов.
Когда-то я считал Озоновскую систему отзывов на товары самой удобной и объективной. Действительно, вполне честно, что только купивший товар человек может написать о достоинствах и недостатках товара. Но все меняется, и в случае с Озоном - в худшую сторону. Маркетинг и желание продавать больше всего, включая некачественного, делает свое дело. Я даже не говорю про оплату баллами за отзывы, написанные в течение трех дней после покупки. Понятно, что в таких отзывах можно написать только то, что товар не сломали, пока его доставляли до пункта выдачи, но такие отзывы легко определить и проигнорировать при выборе товара. Самая неприятная особенность системы отзывов на Озоне заключается в том, что покупатель не может оставить отзыв на действительно некачественный товар. А тонкость в том, что если вы приходите в пункт выдачи, вам дают заведомо непригодный к использованию товар (не важно, по какой причине), вы, конечно, его не берете, но после этого вам будет позволено оставить отзыв, который увидит только продавец, но потенциальные покупатели его не увидят. Как же оставить отрицательный отзыв? Для этого вам придется забрать заведомо нерабочий товар домой, написать негативный отзыв, попытаться оформить возврат и надеяться, что его одобрят, и деньги все-таки вернут. Понятно, что по такому пути мало кто пойдет только ради того, чтобы предупредить других покупателей о том, что данный товар покупать не стоит, поэтому и не стоит удивляться тому, что система отзывов Озона стала абсолютно необъективной и бесполезной. По сути Озон заинтересован только в публикации положительных отзывов, которые стимулируют еще больше продаж, а негативные они всеми силами пытаются не публиковать по разным причинам. Также в последнее время они очень вольно удаляют фотографии товара, оценивая их якобы некачественными и неинформативными. На один товар я оставил отзыв "Шланг также накручивается так, что экран оказывается снизу, когда насадка на нипель смотрит вниз (см фото). " и загрузил фото, как все это выглядит, так его не опубликовали с причиной, что фотография не информативная. Интересно, кто там сидит и оценивает, что для покупателя информативно, а что нет... если бы я был покупателем, я хотел бы увидеть эту фотографию до покупки, но модераторы Озона, видимо, иного мнения, потому что если кто-то увидит такую фотографию до покупки, то вряд ли он уже захочет покупать этот товар, и прощай комиссия Озона с его продажи... И так кучу фотографий уже поудаляли, что и не хочется больше фотографировать товар для отзывов на Озоне. Да и писать их не сильно хочется, потому что тратить время на написание положительных отзывов я не вижу смысла, а отрицательные все равно не опубликуют с вероятностью 90%.
Почему я решил написать эту статью? Потому что в очередной раз ощутил себя беспомощным обманутым покупателем на Озоне, не способным никак повлиять на ситуацию. На днях заказал на Озоне семена укропа. Перед заказом специально спросил продавца, какого года урожай. Продавец ответил, что 2024.
Каково же было мое удивление, когда продавец выслал семена сбора двухлетней давности.
На этикетке упаковка 26 февраля 2023, соответственно, семена собирались в лучшем случае в 2022 году, так еще и товар оказался просроченным, так как срок годности указан 18 месяцев, следовательно, после 26 августа данный товар запрещено продавать по закону, а сейчас уже середина октября! Не говоря уже о том, что упаковка 500 грамм, и чтобы ее употребить полностью до окончания срока годности, нужно как минимум несколько месяцев запаса, что тоже предусмотрено законом. Я, конечно, не забрал товар из пункта выдачи, и написал об этом отзыв, чтобы предупредить покупателей о том, что продают откровенную просрочку, но система меня обрадовала, что мой отзыв увидит только продавец, потому что я не выкупил товар. А зачем мне его выкупать, если он просрочен???
По сути, попавшиеся на обмане покупатели не могут предупредить других потенциальных покупателей о непорядочности продавца, также как и не могут связаться с администрацией Озона, чтобы просроченный товар убрали с продажи. Я после некоторых мучений все же пробился через тупого бота в службу поддержки и получил стандартную отписку:
Здравствуйте, Имярек. Благодарю за ожидание. Простите, что отправили вам просроченный товар. Действительно, ситуация неприятная. Отзывы на отменённые товары не публикуются на сайте, а направляются напрямую продавцу, чтобы он смог проработать обратную связь, повысить качество своих товаров и сервиса. Ваш отзыв не исключение и уже передан продавцу.
Как же продавец повысил качество своих товаров и сервиса после моего отзыва? Может извинился и снял товар с продажи? Как бы ни так, он не снял товар с продажи, а добавил рекламную акцию 200 баллов за отзыв, видимо, чтобы побыстрее избавиться от всей просрочки, надеясь, что кто-то в темном пункте выдачи не рассмотрит дату изготовления и срок годности!!! Любопытно, что на фотографиях товара в карточке на Озоне продавец вообще замазал дату производства в фотошопе!
И вот таких продавцов, нарушающих сразу несколько законов РФ, поощряет Озон.
1) КоАП РФ Статья 14.7. Обман потребителей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
2) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.08.2024) "О защите прав потребителей", статья 5 пункт 5. Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается. Ответственность по КоАП РФ Статья 14.4.
3) Продажа пищевой продукции с истекшим сроком годности является нарушением требований технических регламентов и создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью. Такие действия могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ (п. 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), ч. 4 ст. 5, ч. 12 ст. 17 Технического регламента Таможенного союза о безопасности пищевой продукции).
Ну и раз уж Озон не считает нужным убирать просроченные товары с продажи на своей площадке даже после обращения в службу поддержки, и я не могу на это повлиять, давайте я хоть в этой статье, которую вряд ли кто-то прочитает, пристыжу продавца. На Озоне магазин именуется названием OnlineFood с расшифровкой ИП Муродова Хусния Хасановна 323774600473201. Вряд ли это как-то повлияет на их продажи, но, как я и написал выше, эта статья написана просто от ощущения беспомощности перед системой. Понятно, что я не буду бегать по роспотребнадзорам, что-то там доказывать и добиваться справедливости. По-хорошему, в нормальном магазине просроченные товары убирают с прилавков по первому требованию покупателя, но на Озоне, как мы видим, их могут продавать годами, пока не распродадут полностью, а купившие просрочку даже не могут предупредить об этом других покупателей. Это устраивает и продавцов, избавляющихся от испорченного товара, который невозможно продать в обычном продуктовом магазине, и Озон, так как с каждой продажи они имеют денюжку, которая тухлятиной не воняет...