Женщина перевела 1 млн р. не тому человеку. Получатель и банк отказались их вернуть. Три инстанции тоже разрешили не возвращать деньги

Казалось бы, история проста: переводя деньги, отправитель ошибся и переслал деньги не туда, куда следует. Сомнений в неосновательном обращении быть не может. Но в этом деле истцу пришлось пройти несколько инстанций и потратить два года, чтобы добиться возврата.

Прежде чем начать, приглашаю вас в мой ТГ-канал, где я ежедневно пишу о новинках законодательства, интересных делах, государстве, политике, экономике. Каждый вечер — дайджест важных новостей государственной и правовой сферы.

Что случилось?

Начиналась эта история вполне обыденно. Гражданка А. взяла в банке кредит наличными в размере 2,8 млн рублей. Выйдя из банка с такой суммой, она направилась к банкомату и совершила 66 переводов по номеру телефона.

Переведя в общей сложности 1 млн рублей, А. решила проверить — а туда ли она вообще переводит? Оказалось, что не туда — в номер телефона закралась ошибка.

А. обратилась в банк, которому принадлежал банкомат, но тот заявил, что деньги уже переведены. И посоветовали обратиться в банк получателя.

Но там тоже ничем помочь не смогли, отправив договариваться с самим получателем.

Но получатель вообще принял А. за мошенницу и отказался вернуть деньги. Тогда А. обратилась в суд, требуя вернуть неосновательное обогащение.

Что решили суды?

В иске А. указала — мужчина получил от нее деньги ошибочно, никаких договорных отношений с получателем не было, никаких оснований для получения денег у него нет.

Сам ответчик заявил: счетом, куда пришли деньги, он не пользовался, деньги не потратил, кто перевел деньги — не знает, так как при переводе через банкомат получатель не указывается.

Это и стало проблемой. Дело в том, что на руках у А. была только выписка по операциям через банкомат о совершении 66 операций.

Но в ней не были указаны реквизиты отправителя. Поэтому суд посчитал, что А. не доказала, что она и являлась отправителем денег, и, следовательно, имеет право требовать возврата.

В иске было отказано. Такое же решение приняли в апелляции и кассации.

Что сказал Верховный суд?

В выписке действительно не было указано, что именно А. внесла деньги. Но суд должен был оценить все доказательства в совокупности. В частности, показания А. о переводе денег совпадают с данными из выписки операций через банкомат и выписки движения денег на счету ответчика — везде фигурирует одна и та же сумма, внесенная 66 раз в определенное время.

Также суды не учли объяснения сторон: получатель, в частности, признавался, что это не его деньги, они поступили от неизвестного отправителя.

Поэтому решения были отменены, дело отправлено на новое рассмотрение (Определение Верховного суда по делу N).

Точку в истории поставила апелляция, пересмотревшая дело. Иск был удовлетворен — деньги надо вернуть (Определение Верховного суда Республики Татарстан по делу N 33-12745/2024).

Приглашаю вас в мой ТГ-канал, где я ежедневно пишу о новинках законодательства, интересных делах, государстве, политике, экономике. Каждый вечер — дайджест важных новостей государственной и правовой сферы.

Женщина перевела 1 млн р. не тому человеку. Получатель и банк отказались их вернуть. Три инстанции тоже разрешили не возвращать деньги
8 комментариев

Хайповать на чужом контенте без ссылки на источник – зашквар 😐

Ответить

Так там ТГ- канал указан. Все нормально.

1
Ответить

Очень странно. Статья 1102 ГК РФ + меня за каждый день пользования суммой (хотя тут уже доказывать надо что реально пользовался), возможно ещё добавить инфляцию официальную, моральный вред, судебные издержки. При возможности туда же могут вписать и то что пришлось в рабочее время отпрашиваться - это уже потери дополнительные. Таких же дел - море разбиралось. А так как это случайно - вряд ли это кто-то у кого нет имущества, которое УЖЕ переписано на других и т. д. Соответственно после того как приставы займутся, уже и на банкротство нельзя подать - не прокатит.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

странная история, как можно было 66 раз перевести не на тот номер, а главное зачем?

Ответить

У меня была похожая история. Ещё в эпоху без СБП (2011 год). Перевел в ВТБ не тому (для перевода нужно было ввести 6-значный номер). Банк в возврате отказал, но менеджеры связались с получателем, та сказала, что возвращать ничего не станет. Пришлось писать в полицию на запрос анкетных данных получателя, полиция запросила эти данные у банка, я подал иск о неосновательном обогащении. Так деньги вернули. На все это ушло 1.5 года примерно.

Ответить