Оценка компетенций продуктовых дизайнеров. Часть 2: Карта навыков.

Оценка компетенций продуктовых дизайнеров. Часть 2: Карта навыков.

Привет! Я Ваня Соловьёв, руководитель продуктового дизайна в «Магните». Рано или поздно в компании возникает вопрос: как оценивать вклад и навыки продуктовых дизайнеров. Тогда ответственные начинают искать информацию в интернете, собирая обрывки знаний то тут, то там. Обычно это приводит к неточным результатам: системы и методы оценки разные, и их объединение не всегда положительно сказывается на итоговом результате.

В предыдущей статье я рассказал про этапы оценки и подробно остановился на первых четырех. Сегодня я детально расскажу про оценку навыков и как мы доработали ее под себя.

Содержание цикла

Оценка навыков

Как я говорил в предыдущей статье, мы взяли за основу базовую матрицу навыков. Ее суть в том, что дизайнер видит навык, оценивает его по 5-бальной шкале и переходит к следующему навыку. Такой подход помогает понять хард- и софт-навыки дизайнера: какие развиты хорошо, а какие требую коррекции. Также совокупность навыков показывает уровень дизайнера.

Хард-навыки — это конкретные технические умения и знания, необходимые для выполнения работы. Они включают владение инструментами дизайна, понимание принципов UI/UX, навыки прототипирования, аналитические способности и знание методологий разработки продукта.

Софт-навыки, напротив, это личностные качества и социальные умения, которые определяют, как человек взаимодействует с другими и решает задачи. К ним относятся коммуникативные навыки, эмпатия, креативность, адаптивность, критическое мышление и лидерские качества.

Какие-то навыки мы взяли из других матриц, какие-то написали сами, т.к. у нас они востребованы. В итоге у нас получилось 119 навыков разбитых на 6 категорий:

  • работа над задачами;
  • поведение;
  • продуктовая экспертиза;
  • данные и исследования;
  • дизайн;
  • менеджерские навыки.

Ниже приведён пример навыков для блока «Продуктовая экспертиза». Разумеется, мы готовы поделиться ссылкой на полный список навыков и саму матрицу — вы найдёте её в конце статьи.

Блок навыков «Продуктовая экспертиза» и оценка дизайнера Евгении
Блок навыков «Продуктовая экспертиза» и оценка дизайнера Евгении

Как мы пришли к системе балансов

Мы стремились к простой методологии: сотрудник оценивает свои навыки, дизайн-лид проводит калибровку, и становится объективно видно, на каком уровне сейчас находится дизайнер и какие навыки могут требовать дальнейшего развития. Однако проблема в том, что навыки и их оценка общие, а грейды и их нюансы — нет. Может случиться так, что мидл со средними «хардами» получит такую оценку, что его пора переводить в сеньоры. И всё из-за того, что у него от природы сильно развит навык коммуникации и другие «софты».

Чтобы сгладить этот эффект, мы добавили к матрице свою систему балансов, которая помогает сделать её более гибкой и точнее определять уровень дизайнера. Вот как она работает.

Система балансов в виде схемы
Система балансов в виде схемы

Мы взяли все 119 навыков и дважды разбили их:

  • сперва на общие навыки и менеджерские
  • далее в каждой ветке выделили 🟢 софт- и 🔵 хард-навыки

Далее мы взяли за основу следующие утверждения:

  • джун должен иметь минимальный акцент на всех навыках
  • от мидла мы ждем хорошего акцента на хардах
  • сеньор должен быть хорош в хардах и силен в софтах
  • у ведущего дизайнера высокие акценты на хардах и софтах
  • дизайн-лид обязан иметь сильный акцент на менеджерских софтах

Отдельно отмечу, что грейд ведущего дизайнера — это не промежуточный этап между сеньором и дизайн-лидом. Это отдельная ветка развития после уровня сеньор, в которой больше акцента на развитии углублённой продуктовой экспертизы и отсутствует функция управления другими дизайнерами.

Каждый навык оценивается от 0 до 4:

  • 0 — не проявляется
  • 1 — учится и есть теория
  • 2 — проявляется иногда
  • 3 — проявляется постоянно
  • 4 — безупречно владеет и делится знаниями

Больше всего вопросов вызвала оценка 4 «безупречно владеет и делится знаниями». Многие ребята ставили эту оценку в навыках типа «Приоритезирует задачи», «При возникновении проблем своевременно о них сообщает» и т.п., где в принципе не может быть безупречного владения. Мы учли этот опыт, и в будущей оценке подумаем ещё раз над более точной формулировкой.

Исходя из рассуждений выше, мы ввели «пороговую систему» — чтобы претендовать на новый грейд, дизайнеру необходимо набрать минимальное количество очков по хард- и софт-навыкам для этого грейда.

«Пороговая система», софты/харды

  • 30/40 — Джун
  • 65/90 — Мидл
  • 130/180 — Сеньор
  • 170/235 — Ведущий
  • 190/235 — Дизайн-лид

30 продуктовых дизайнеров прошли оценку навыков, и точность этой «пороговой системы» для нас составила примерно 96%

От дизайнера требуется только оценить себя. Баланс между софт- и хард-навыками рассчитывается автоматически по формуле. Пороги входа всегда видны сотруднику, и он может примерно определить свой уровень. «Подкручивать» навыки бесполезно, ведь на калибровке с дизайн-лидом это будет заметно, и он справедливо изменит оценку до объективной. В среднем, каждый дизайнер тратил около 30 минут на оценку своих навыков.

В конце статьи есть ссылка на шаблон оценки. Сделайте копию, попробуйте оценить себя и посмотрите, на каком вы уровне. Напишите в комментариях, совпала ли полученная оценка с вашим текущим уровнем.

У Евгении получилась оценка 139 (софты) / 188 (харды). Наложив эту оценку на «пороговую систему», мы понимаем, что она на уровне сеньора. Справедливо. 
У Евгении получилась оценка 139 (софты) / 188 (харды). Наложив эту оценку на «пороговую систему», мы понимаем, что она на уровне сеньора. Справедливо. 

Мы также добавили раздел «Экстра навыки». Это не классические «харды» и «софты», а то, чем дизайнер может заниматься или хочет начать заниматься в свободное время. Таким образом, мы можем понять, чем еще интересуется дизайнер помимо своей основной работы и как мы можем мотивировать его в будущем.

Оценка компетенций продуктовых дизайнеров. Часть 2: Карта навыков.

Единый дашборд по всем дизайнерам

Чтобы было проще отслеживать оценки и в дальнейшем сравнивать дизайнеров, мы создали отдельный дашборд. В Google Таблицах можно создать его с помощью функции =IMPORTRANGE. Посмотрите это двухминутное видео, и вы сможете сделать такой же дашборд за 10 минут.

На таком дашборде можно сравнивать дизайнеров между собой и видеть общую картину по команде
На таком дашборде можно сравнивать дизайнеров между собой и видеть общую картину по команде

Все данные будут подтягиваться автоматически. Дизайнер работает в своём документе, а вы в режиме реального времени получаете изменения в свой дашборд. Если у вас несколько команд, можно скопировать дашборд на новый лист, оставить только дизайнеров этой конкретной команды, и у вас получится дополнительный дашборд по отдельной команде. Красота!

Калибровка оценки навыков

После того как дизайнер оценил свои навыки, наступает этап калибровки. Дизайн-лид видит на общем дашборде, что его сотрудник завершил работу, и переходит в локальный файл дизайнера и просматривает каждый навык, сверяясь с тем, как он оценил себя. Если у лида возникают сомнения по поводу навыка и оценки, он ставит свою в столбце справа. Таким образом, он проставляет свои оценки только в тех случаях, когда не разделяет оценку дизайнера. Он может ставить как в меньшую, так и в большую сторону — главное объективность. В среднем это занимало у дизайн-лида от 30 до 40 минут на каждого дизайнера. Было несколько «сложных» калибровок, на которые уходило до часа.

Дизайн-лид может ставить оценки как в меньшую, так и в большую сторону — главное объективность.
Дизайн-лид может ставить оценки как в меньшую, так и в большую сторону — главное объективность.

Когда дизайн-лид просмотрел все навыки и отметил те, которые вызывают у него сомнения, он связывается с дизайнером. Вместе они обсуждают каждый спорный момент и приходят к согласию относительно справедливого значения на данный момент. Итоговую оценку вносят в столбец дизайнера. В конце встречи, после обсуждения, столбец с оценками дизайн-лида удаляется.

Смотрим в будущее

Такая оценка навыков отлично масштабируется на будущее, и через 2-3 оценки дизайнер и его лид могут видеть явные признаки прогресса в развитии навыков. Это мотивирует дизайнера и дает руководителю больше аргументов для повышения зарплаты.

Приятно наблюдать развитие навыков Евгении сквозь прошедшие оценки навыков.
Приятно наблюдать развитие навыков Евгении сквозь прошедшие оценки навыков.

На этом завершается вторая часть руководства по оценке компетенций. В следующей, заключительной части я расскажу о том, что такое дизайн-чекап, как он помогает нам в диалоге с бизнесом и про финальные этапы оценки.

Полезные ссылки

Спасибо Юре Ветрову за вклад в развитие Карты компетенций. И отдельное спасибо моим дизайн-лидам: Саше Букину, Артёму Флеину, Жене Михайлову и Виталию Симанову за помощь в разработке и проведении оценки компетенций ❤

99
14 комментариев

Супер детально расписаны навыки. При этом не видно ни навыков работы с дизайн системами, ни навыков использования генеративного ИИ. Почему?

1

Эдуард, снова привет!

У нас действительно нет в оценке навыков, связанных с дизайн-системой. Это связано с тем, что у нас есть команда, которая занимается её развитием и поддержкой. От дизайнера требуется лишь умение работать с компонентами, которое можно приобрести за пару часов.

Что касается генеративного ИИ, то для продуктового дизайна его применение на постоянной основе сложно найти. Сгенерировать изображение? Возможно, но у нас есть коммуникационные дизайнеры, которые занимаются иллюстрациями и иконками. Написать текст? Иногда ребята используют GPT для создания и проверки на ошибки, но это скорее исключение, так как у нас есть редакторы.

Таким образом, польза от генеративного ИИ есть, но она скорее локальная и не вплетена в основную работу продуктового дизайнера.

1

За карту компетенций спасибо, возможно что-то из нее добавим в свою ) 🤝

1

"главное объективность" сам факт что лид видит оценки дизайнера уже снижает объективность. Как по мне дизайнер и лид не должны видеть оценки друг друга

Андрей, привет. Можешь чуть подробнее раскрыть свою мысль, чтобы я смог понять твои опасения?

Иван, спасибо за подробный разбор. У меня несколько вопросов:
1. В статье много упоминалось о команде, лид команды А, лид команды Б и т.д. Здесь имелось ввиду функциональные команды дизайнеров? А эта система работает, если дизайнер большую часть времени проводит в кросс-функциональной команде?
2. Правильно ли я понимаю, что под разные направления дизайнеров (продуктовый, графический, дизайн-системы) надо корректировать матрицу навыков?