Оценка компетенций продуктовых дизайнеров. Часть 1: Этапы оценки.

Оценка компетенций продуктовых дизайнеров. Часть 1: Этапы оценки.

Привет! Я Ваня Соловьёв, руководитель продуктового дизайна в «Магнит». Рано или поздно в компании возникает вопрос: как оценивать вклад и навыки продуктовых дизайнеров. Тогда ответственные начинают искать информацию в интернете, собирая обрывки знаний то тут, то там. Обычно это приводит к неточным результатам: системы и методы оценки разные, и их объединение не всегда положительно сказывается на итоговом результате.

В этом цикле статей из трёх частей я расскажу о всех важных этапах оценки компетенций, которые помогут дизайнерам понять свои сильные и слабые стороны, определить вектор развития на следующие полгода, а компании — получить ясное представление о дизайнерах и их ценности для бизнеса. Вместо «обзорной экскурсии» я подробно опишу каждый этап, шаги и детали, которые часто упускаются, но влияют на итоговое качество оценки.

Содержание цикла

В моей команде 30 продуктовых дизайнеров, и мы проводим оценку компетенций каждые полгода. Этот подход одинаково применим как к небольшим командам до 10 человек, так и к крупным от 60. Изменяются только масштаб и степень контроля, но не сам подход.

Из чего состоит оценка компетенций

Для начала я кратко опишу основные этапы оценки, а затем подробно рассмотрю каждый из них.

Коммуникация на команду

Многие упускают этот шаг, считая это очевидным. Но поскольку оценка варьируется от компании к компании, для многих дизайнеров процесс может быть непонятен. Чем меньше неопределенности, тем охотнее люди будут ему следовать.

Общее пространство для оценки

Комфорт прохождения оценки и выполнение всех этапов в срок зависят от организации процесса. Когда этапы разбросаны по разным документам или инструментам, сложно удержать в голове, что и где искать. Эту проблему можно решить с помощью единого дашборда, где будут собраны все этапы и обеспечен быстрый доступ к ним.

Self Review

Помогает сотруднику рассказать о своих достижениях за последние полгода и выделить, что не удалось сделать и почему. Это отличный этап рефлексии как для дизайнера, так и для его руководителя.

Обратная связь 360°

Это классическая оценка 360°, когда коллеги, с которыми дизайнер тесно работал последние полгода, оценивают его личный вклад и навыки командной работы. Это помогает понять его взаимодействие с командой и определить точки роста, чтобы совместная работа была еще более плодотворной.

Оценка навыков

Ключевой этап для детального определения навыков дизайнера. В основе лежит матрица из хард- и софт-навыков с 5-балльной шкалой оценки. Мы улучшили эту матрицу, добавив систему балансировки, чтобы она учитывала особенности каждого грейда и давала более точное представление о текущем уровне дизайнера. Более подробно о ней расскажу в следующей статье.

Калибровка оценки навыков

Чтобы оценка навыков была объективной, мы ввели калибровку от дизайн-лидов для каждого дизайнера. Это помогает получить более точное представление о текущих навыках сотрудника.

Дизайн-чекап команды

Если оценкой навыков мы считаем детальный разбор, то дизайн-чекап — это обзор его влияния на продукт и ценности для бизнеса. Таким образом, у нас складывается полное представление о команде и дизайнерах в ней.

Финальная калибровка

Еще один этап, чтобы добавить больше объективности в оценку. Дизайн-лид подготавливает по шаблону небольшое саммари по каждому дизайнеру, чтобы другие дизайн-лиды могли согласиться с итоговым мнением или добавить обратную связь от себя.

Личные планы развития

Собираем всю обратную связь с прошлых этапов в понятный и структурированный документ: где сотрудник молодец, что ему стоит улучшить, какие ожидания от него на следующие полгода и сопутствующая литература, курсы и лекции. Это документ, к которому дизайнер и его лид будут возвращаться для отслеживания прогресса в следующие полгода.

Коммуникация на команду

Для того чтобы оценка прошла гладко, стоит заранее подготовить к ней команду. Мы создали серию постов о том, что ожидает дизайнеров во время оценки. Подробно описали, на наш взгляд, сложные моменты, чтобы ребята были к ним готовы и знали, что от них требуется.

Мы также подготовили понятную дорожную карту проведения оценки, чтобы объяснить сроки и показать, что мы будем делать каждую неделю шаг за шагом. Таким образом, команда понимала дедлайны, и каждую неделю мы информировали их о предстоящих задачах.

Вся оценка компетенций занимает 3 недели
Вся оценка компетенций занимает 3 недели

Как позже рассказывали дизайнеры, такая предварительная коммуникация перед оценкой помогла им заранее выделить время на прохождение этапов, а некоторым даже морально подготовиться к предстоящему процессу.

Общее пространство для оценки

Какие инструменты мы использовали для проведения оценки

  • Notion для заполнения самооценки и составления индивидуальных планов развития. После ухода Notion мы перешли на Ynote. Пока не так удобно, как раньше, но верим, что ребята смогут сделать достойный продукт.
  • Google Формы для сбора обратной связи 360°.
  • Google Таблицы для создания оценки навыков и дизайн-чекапа.

В итоге у нас получилось довольно много разных ссылок для одного дизайнера, а у нас их тридцать человек! Чтобы упростить жизнь дизайнерам и себе, мы создали дашборд в Notion по командам, куда вынесли важные этапы оценки и ссылки на них.

Общий дашброд оценки компетенций для всей команды
Общий дашброд оценки компетенций для всей команды

Если форму для сбора обратной связи 360° могли видеть все, то Self Review, таблицу с оценкой навыков и индивидуальные планы развития должны были видеть только дизайнер и его руководитель. Для этого мы с помощью настроек доступа разграничили публичное и личное. Таким образом, на уровне общего дашборда дизайнер видел все команды и всех дизайнеров, но не мог перейти по ссылкам, требующим приватности.

В итоге для каждого дизайнера и его руководителя всё свелось к одной единой ссылке на общий дашборд, что существенно упростило прохождение оценки и контроль со стороны дизайн-лидов.

В следующей оценке навыков мы планируем перейти на внутренний инструмент для проведения подобных мероприятий. Но это уже совсем другая история, которая ждёт нас в будущем :)

Self Review

Дайте каждому дизайнеру чистый лист, и пусть каждый что-нибудь напишет о себе, своих проектах и опыте за последние полгода. Будут ли эти данные качественными — зависит от дизайнера и его умения излагать мысли. Чтобы сгладить этот фактор, обычно в Self Review есть заранее подготовленные вопросы, на которые дизайнеру нужно ответить.

Качество проведения Self Review напрямую зависит от вопросов, которые будут поставлены перед дизайнером. Поэтому мы тщательно изучили опыт коллег из других компаний и остановились на следующих вопросах.

— Каких целей достигнул? Что удалось сделать ценного по поставленным целям и вне их?

Тут могут быть как личные цели, так и цели, которые дизайнер ставил с руководителем.

— Каких целей не смог достичь? Что помешало достижению цели? Чего не хватило?

То, чем дизайнер недоволен и что хотел бы исправить и улучшить в будущем. Сюда можно включать как провалы конкретных поставленных перед ним или командой целей, так и его личные ошибки.

— Оцени свой вклад в результат команды в соответствии с занимаемой ролью.

Выбор одного из вариантов:

  • Значительно выше ожиданий
  • Выше ожиданий
  • Соответствует ожиданиям
  • Ниже ожиданий
  • Значительно ниже ожиданий

— Опиши развернуто, почему ты выбрал такой ответ.

В этом вопросе дизайнер может в свободной формате написать все, что ты бы он хотел и что не вошло в вопросы или ответы ранее.

Имея общий шаблон для самооценки, дизайн-лиды могут быстрее обработать всё, что написали о себе дизайнеры в их команде, и преобразовать это в дальнейшие планы развития.

Обратная связь 360°

Как и Self Review, качество обратной связи напрямую зависит от вопросов, на которые будут отвечать коллеги дизайнера, с которыми он плотно работал последние полгода.

Для себя мы взяли следующие вопросы.

— Кто дает фидбек?

— Показать обратную связь дизайнеру?

  • Да, показать полностью
  • Да, показать без ФИО
  • Нет, не показывать совсем

Этот вопрос важен, поскольку некоторые люди избегают давать негативную обратную связь. Это становится проблемой, когда дизайнер получает только положительные отзывы. Чтобы облегчить задачу коллеге, он может написать все, что хочет, оставаясь анонимным для дизайнера.

— Что позитивного и/или нейтрального ты можешь сказать о совместной работе?

— Что хотелось бы улучшить в работе, чтобы работа стала слаженнее, а результат еще лучше?

— Вклад в результат команды в соответствии с занимаемой ролью

  • Значительно выше ожиданий
  • Выше ожиданий
  • Соответствует ожиданиям
  • Ниже ожиданий
  • Значительно ниже ожиданий

Немного технической части, чтобы упростить процесс

Если вы как и мы, решили проводить оценку с помощью Google Формы и Google Таблицы, рекомендую сделать следующее. Сначала создайте для каждого дизайнера таблицу с матрицей навыков, затем для каждого дизайнера сделайте форму для сбора обратной связи и свяжите ее с таблицей. Таким образом, у вас будут два потока данных в одном месте, что упростит работу с ними.

Связанная форма появится в таблице в виде дополнительного листа. Чтобы дизайнер раньше времени не увидел обратную связь, которая еще только собирается, рекомендую скрыть лист с обратной связью до тех пор, пока все коллеги не ответят и вы не обработаете полученную информацию.

Скрывайте лист с обратной связью, пока вы не обработаете ее
Скрывайте лист с обратной связью, пока вы не обработаете ее

На этом завершается первая часть руководства по оценке компетенций. В следующей части я расскажу об оценке навыков и объясню, почему наша система такая эффективная.

Спасибо моим дизайн-лидам: Саше Букину, Артёму Флеину, Жене Михайлову и Виталию Симанову за помощь в разработке и проведении оценки компетенций. ❤

1919
5 комментариев

Иван, а в чем практический смысл этой оценки для дизайнеров? Происходит ли так, что после оценки вы резко понимаете, что не доплачивали некоторым дизайнерам и тут же увеличиваете им оплату труда? Возможно, кого-то сразу же увольняете? Привязаны ли грейды жестко к зарплате? Создается ли кадровый резерв, из которого четко намечаются несколько кандидатов на твою или вышестоящие должности? Особенно интересует последний вопрос, т. к. часто ищут новых руководителей на рынке, а не повышают внутри. Если ни на один заданный вопрос нет положительного ответа, то я позволю себе усомниться в полезности всего этого мероприятия.

2
Ответить

Эдуард, привет. Спасибо за такой подробный и содержательный комментарий. Постараюсь ответить не менее обстоятельно.

...в чем практический смысл этой оценки для дизайнеров?
Помимо пользы для дизайнеров и понимания «кто я и где я нахожусь», я рассматриваю весь этап оценки как сбор данных для того, чтобы моя команда была прозрачной для бизнеса. Бизнес понимает, во что он вкладывает и меньше трения на тему бюджетов, повышения и найма.

Происходит ли так, что после оценки вы резко понимаете, что не доплачивали некоторым дизайнерам и тут же увеличиваете им оплату труда?
Да, такое произошло после последней оценки. Мы выявили сотрудников, которым нужно поднять зарплаты этой осенью.

Возможно, кого-то сразу же увольняете?
Такое тоже случалось, но в более мягкой форме.

Привязаны ли грейды жестко к зарплате?
Да, у каждого грейда есть своя вилка.

Создается ли кадровый резерв, из которого четко намечаются несколько кандидатов на твою или вышестоящие должности?
На основе комплексной оценки мы можем выделить сотрудников, которые потенциально хотят и могут расти дальше, например, до уровня лида.

3
Ответить

Не сталкиваетесь ли с проблемой когда дизайнер растет быстрей чем возможности компании повышать зп? Если есть то как справляетесь?

Ответить

Андрей, привет! В Магните я ещё не сталкивался с такой проблемой. Давай рассмотрим этот случай теоретически. Как быстро должен расти дизайнер, чтобы компания не успевала повышать зарплату?

Обычно в IT-компаниях есть возможность повышения зарплаты каждые полгода, но с ограничением роста в рамках года (условно не более 20% за год). То есть если дизайнер за полгода вырос с джуна до мидла — это нормальный случай, и тут проблем быть не должно.

Расти в более сжатые сроки так, чтобы это было заметно и требовало поощрения — довольно сложно. Всё упирается в наработку опыта на реальных задачах.

Что думаешь?

Ответить