Море, горы и железо: как любительские спортивные сборы становятся популярным форматом отдыха не только у спортсменов

После пандемии наши соцсети заполнились предложениями “приключенческих туров” внутри страны: походы, треккинг, сплавы, велозаезды, экспедиции. В последние годы этот тренд лишь усиливается: на фоне негативного новостного потока ярких впечатлений и всплеска эндорфинов хочется больше, чем просто лежать у бассейна на шезлонге.

Спортивные кемпы — один из видов туризма, позволяющий совместить путешествия с активными тренировками. О том, какие перспективы есть у любительских спортивных туров в России, и почему такой формат пока скорее напоминает «закрытый клуб», чем массовое движение, я поговорила с Максимом Докучаевым, организатором спортивного кемпа Maxcamp, управляющим спортивными площадками «Спорт Поинт 1170» на Розе Хутор и участником российских и международных соревнований по кроссфиту и триатлону.

Море, горы и железо: как любительские спортивные сборы становятся популярным форматом отдыха не только у спортсменов

– Максим, многие знают тебя, прежде всего, как организатора крутого спортивного кемпа. Можешь рассказать в двух словах о том, как возникла идея создать MAXCAMP?

– Я с детства был в теме спорта и спортивных мероприятий: с 16 лет занимался капоэйрой. Тогда этот вид спорта только начинал развиваться в России, и мы ездили в спортивные выездные лагеря в Крыму. В атмосфере лагеря тренировки воспринимались совсем не так как в тренировочном зале: это был настоящий драйв и праздник. Позднее, когда я сам ушёл в тренерскую деятельность, у меня внутри осталась мысль о том, чтобы организовать что-то подобное. В 2016 году я впервые оказался на Роза Хутор, путешествовал один, и место меня просто покорило — горы, море, спортивная инфраструктура. Я подумал: почему бы не организовать кемп здесь?

Море, горы и железо: как любительские спортивные сборы становятся популярным форматом отдыха не только у спортсменов

– В Горной олимпийской деревне?

– Да. В 2017 году здесь, на высоте 1170, открылся зал, и тогда же я провел свой первый заезд на 30 человек, большинство из которых занимались в моей группе: я тренировал тогда в клубе "Айдол" в Москве на Речном вокзале, который долгое время был "меккой" российского кроссфита.

На следующий год я сделал уже две смены и понял, что можно расти дальше. Тогда пришла мысль, что для развития нужно масштабироваться, приглашать других тренеров с их учениками. Летом 2019 года мы сделали смену с Виталием Рудаковским. В 2020 году мы планировали большую смену с четырьмя тренерами, но началась пандемия, и всё оказалось под угрозой. Но я до последнего верил, что всё получится, и не отменял. В итоге 4 июля 2020 года мы собрали около 60 человек со всей России. После этого я окончательно понял, что формат нужно развивать. Я начал масштабировать кэмп: разделил группы по уровню подготовки, добавил разные классы и тренеров.

Море, горы и железо: как любительские спортивные сборы становятся популярным форматом отдыха не только у спортсменов

– Когда ты начинал MAXCAMP, было ли уже что-то подобное в России?

– В России аналогов тогда не было, но я видел подобные проекты за рубежом. В Америке, например, у Рича Фронинга есть свой кэмп на ферме, куда приезжают атлеты с разных городов тренироваться. Я видел подобного рода сборы и в Европе, где были большие кроссфит-залы: в Испании, Португалии.

В России в 2018 году рынок любительских спортивных кемпов был практически пустым, и это в каком-то смысле сыграло мне на руку — я смог начать так, как мне хотелось, не ориентируясь на конкурентов или какой-то “общепринятый формат”.
Море, горы и железо: как любительские спортивные сборы становятся популярным форматом отдыха не только у спортсменов

– Как ты оцениваешь рынок таких кемпов сейчас? Что изменилось за шесть лет?

– К сожалению, формат любительских спортивных сборов развивается медленно. Те предложения, которые сегодня есть на рынке, делятся либо на тренировочные сборы для профессиональных спортсменов, либо на travel-кемпы, где акцент больше на путешествия, а не на спорт.

– С чем, на твой взгляд, это связано?

– Одна из причин – нехватка подходящих баз для проведения таких кэмпов. Роза Хутор в этом плане уникальна: у нас есть оборудованный зал, горы, море, инфраструктура с отелями и ресторанами. Человек может классно потренироваться, отдохнуть, пообщаться с единомышленниками. Это не только спорт, но и полноценный отдых, и такое сочетание найти сложно. Но локаций, близких к этой одновременно и по климату, и по спортивной и развлекательной инфраструктуре в стране немного, поэтому с точки зрения географии проведения выездов выбор не очень большой.

Вторая причина – узость аудитории кроссфита и функционального тренинга. Комьюнити любителей такого формата тренировок не слишком большое и достаточно закрытое.

Отчасти проблема в том, что лидеры мнений в кроссфите плохо работают с медиа. Это заметно даже по соцсетям: мало кто из профессиональных атлетов, за кем было бы интересно следить, ведёт их хорошо.

А это необходимая часть работы. Но получается, что у многих людей есть знания и инструменты, а они просто не делятся ими. В результате, у нас в стране много топовых спортсменов, но качественного контента по кроссфиту можно по пальцам пересчитать, и в итоге все смотрят на Запад как на какой-то ориентир.

Море, горы и железо: как любительские спортивные сборы становятся популярным форматом отдыха не только у спортсменов

– Возможно, все упирается в нехватку средств? Ведь создание качественного контента сегодня невозможно без вложений.

– Думаю, что основная проблема, все-таки — непонимание ценности коммуникаций. Когда я говорю о качественном контенте, я имею в виду не только картинку, но и саму информацию. У людей ведь есть опыт, знания, которыми можно делиться с новичками и любителями. Но в кроссфит-комьюнити это не принято. Есть несколько ребят, которые ведут классные информационные каналы, но это всё очень узко и развивается медленно. Возможно, со временем мы вырастем в нечто большее. Но сейчас у большинства экспертов в индустрии даже нет запроса на продвижение.

– Кстати, именно качественно выстроенная коммуникация с клиентами два года назад стала для меня стимулом впервые приехать в MAXCAMP. Мне, как специалисту в этой области, очень понравилось, как у вас организованы соцсети и чаты для участников. Ни один вопрос не остается неотвеченным.

– Да, я как учитель начальных классов, все объясняю по десять раз!

– Какую роль, на твой взгляд, коммуникация играет в общем успехе кемпа?

– Думаю, без этого просто никак. Коммуникация — это ключ к успеху каждой смены. Когда человек приезжает в кемп впервые, ему хочется получить как можно больше информации: даже если он изучил все наши соцсети и поговорил со знакомыми, ему все равно до конца непонятно, куда он едет. Мы стараемся разложить это всё по полочкам, максимально рассказать и показать через соцсети и в личном общении. Это важно как для развития кемпа, так и для развития такого формата отдыха в целом.

Важно также уметь работать с негативной обратной связью: она тоже бывает, и это нормально. Для меня как организатора такие ситуации важно не просто решить в моменте, но и учесть все пожелания клиентов на будущее.

– Сколько смен ты уже провел?

– В общей сложности мы провели более 20 кемпов, включая городские кемпы в Москве и небольшие выезды в Подмосковье. Один раз в 2021 году мы съездили на Кипр. Форматы разные: от больших смен до мини-кэмпов.

Море, горы и железо: как любительские спортивные сборы становятся популярным форматом отдыха не только у спортсменов

– Каких участников за это время было больше: профессиональных спортсменов или новичков / любителей?

– Наша основная аудитория – это обычные люди. Да, благодаря сарафанному радио в спортивном комьюнити, почти на каждую смену к нам приезжает кто-то из профессиональных атлетов, но основная масса в каждой смене – это новички с разным уровнем подготовки. А еще почти в каждом заезде есть люди, которые пробуют кроссфит впервые.

Наша цель — показать, что можно сочетать спорт и отдых. Хочется донести до людей, что можно не только лежать на пляже с коктейлем, но и тренироваться, получать удовольствие, гулять по горам и возвращаться к тренировкам.

– Какие у тебя планы на будущее?

В 2025 году у нас будет три смены, и они будут разными не только по составу, но и по направленности. На одну из смен я планирую сделать вход только для тех, кто имеет опыт в кроссфите. Думаю, это будет очень интересный турнир. Апогей кемпа.

– А дальше?

– А дальше мы уйдем в творческий отпуск. В следующем году я пересоберу MAXCAMP, чтобы вернуться через год с новым продуктом. Останется ли название — посмотрим. Слово «кемп» уже не совсем подходит для того, что я хочу сделать.

– Это интрига! Будем наблюдать. Пока еще есть возможность заскочить в последний вагон кемпа “старого формата”, что бы ты сказал новичкам, которые очень хотят попробовать такой формат отдыха, но боятся, что не потянут тренировки, глядя на фотки и видео в ваших соцсетях?

– Приезжайте, не бойтесь! У вас будет возможность потренироваться с классными ребятами и влюбиться в активный отдых. Побочным эффектом от отпуска в MAXCAMP могут стать, разве что, кубики на прессе.

мой блог:
мой блог:
33
11 комментариев

Всегда по хорошему завидовал тем людям которые имеют столько времени чтобы настолько увлекаться спортом чтобы даже и ездить на сборы.

2
Ответить

Я вот тоже завидую

1
Ответить

Это действительно большой успех — иметь такую возможность!

Ответить

Я аналогов Maxcamp вообще не знаю. Была один раз (причем не занималась кроссфитом до этого) и точно поеду еще и знакомым посоветую🙌🏻.
Умничка, что пишите об этом.
Спорт в массы 💪🏻

1
Ответить

Спасибо ☺️ да, я считаю, что про такие классные форматы нужно рассказывать больше 🙌🏻

Ответить

обожаю эту атмосферу

1
Ответить

всё, что нужно для счастья:

1
Ответить