Кейс: как франчайзи пытался обмануть франчайзера и прогорел

Кейс: как франчайзи пытался обмануть франчайзера и прогорел

В середине июня 2022 года франчайзи сети ресторанов быстрого питания «Грильница», управлявший заведениями в Новосибирске и Горно-Алтайске, принял решение выйти из сети в одностороннем порядке. Процесс отказа от франшизы прошёл стремительно, всего за несколько часов. Вечером рестораны ещё работали под брендом «Грильница», а уже на следующее утро сменили вывеску.

Как оказалось, франчайзи нарушил несколько условий договора и продолжал незаконно пользоваться привилегиями франшизы. Франчайзер не собирался сдаваться и решил отстоять свои права. О том, как развивалась эта поучительная история, чем она закончилась и что делать, если франчайзер сталкивается с кражей интеллектуальной собственности, нам рассказали в «Грильнице».

Неправильный выход из сети

Согласно закону, любой франчайзи вправе прекратить свою работу в составе сети, однако сделать это нужно добросовестно.

Отказавшись от франшизы, недостаточно просто формально объявить об этом, снять логотипы и перекрасить стены ресторана. Процесс выхода гораздо сложнее, так как франчайзи, подписывая договор, получает не только право на использование бренда, но и доступ к уникальным знаниям: секретам производства, рецептам, технологиям и другим конфиденциальным данным.

По условиям договора, при расторжении контракта или прекращении использования франшизы франчайзи обязан сделать следующее:

  • заранее уведомить правообладателя о своём решении;
  • прекратить любое использование интеллектуальной собственности, бизнес-модели и производственных технологий;
  • вернуть все материалы, содержащие конфиденциальную информацию;
  • привести помещение ресторана в соответствие с условиями договора.

Также договор содержал положение о неконкуренции. Согласно этому условию, франчайзи не вправе создавать аналогичные предприятия и конкурировать с сетью в течение трёх лет после выхода из франшизы.

К сожалению, бывший партнёр не выполнил эти обязательства.

После выхода из сети «Грильница» рестораны в Новосибирске и Горно-Алтайске продолжили свою работу под новым брендом.

Сотрудники новой сети в Новосибирске рассказали в интервью, что о смене бренда узнали ночью. При этом меню ресторана практически не изменилось, а некоторые позиции даже стали готовить по рецептам, от которых ранее отказались в «Грильнице». Также прежними остались технологии производства и сырьё.

Что сделал франчайзер?

Чтобы подтвердить, что рестораны продолжают использовать рецепты «Грильницы», франчайзер обратился в Центр пищевых технологий — к ведущему эксперту в области пищевой промышленности в России. По результатам сравнительной дегустации блюд «Грильницы» и нового бренда «7 meals» было установлено, что рецептуры совпадают на 76–96%. Небольшие различия объяснялись индивидуальной работой поваров и заменой некоторых ингредиентов.

Кроме того, бывший партнёр нарушил ряд других условий. «Грильница» была вынуждена обратиться в суд для взыскания задолженности по роялти и штрафов, а также защитить свои исключительные права на фотографии блюд, которые новая сеть использовала для продвижения своей продукции в первые недели работы.

Выход был заранее спланирован

Выход франчайзи не был спонтанным — он был заранее спланирован.

Как выяснилось позже, примерно за 9 месяцев до отказа от работы по франшизе партнёр подал заявку на регистрацию товарного знака «Seven meals» на своё имя. А всего через неделю после подачи заявки работник ресторана в Новосибирске зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и открыл ресторан в Искитиме под тем же брендом «7 meals».

Спустя несколько месяцев после открытия ресторана в Искитиме партнёры решили отказаться от франшизы в Новосибирске и Горно-Алтайске.

Выводы

Если бывший франчайзи продолжает использовать бизнес-модель франшизы, коммерческую тайну и секреты производства, это говорит о том, что правообладатель создал качественный продукт.

После выхода из сети партнёр фактически получил:

  • оборудованный ресторан с продуманным дизайном, соответствующим оборудованием и удачной локацией с высоким трафиком благодаря известности бренда «Грильница»;
  • налаженные связи с проверенными поставщиками, рекомендованными франчайзером;
  • готовое и протестированное меню;
  • сформированный штат обученных сотрудников.

Однако для поддержания эффективности работы ресторана крайне важны стандарты, которым необходимо следовать, а также всесторонняя поддержка правообладателя и выстроенные бизнес-процессы.

Потеряв узнаваемый бренд и поддержку правообладателя, он не справился с управлением ресторанами. Новосозданные заведения стали критически терять популярность и доход, что привело к образованию задолженности перед поставщиками и сотрудниками.

Финал

Вновь открытый ресторан бывшего партнёра в Новосибирске был закрыт через 4 месяца. То же самое случилось и с рестораном в Искитиме. Ресторан в Горно-Алтайске осенью приостанавливал свою деятельность по решению суда в связи с допущенными нарушениями санитарно-эпидемиологических требований.

Франчайзер дал второй шанс новосибирскому ресторану, который после своего закрытия был куплен действующим партнёром «Грильницы».

Мораль

От копирования, имитации и неправомерного использования продукта, к сожалению, не застрахован никто. Для «Грильницы» это был первый подобный опыт. Но в то же время этот кейс стал для «Грильницы» показательным, поскольку по нему можно действительно оценить, что франшиза получилась эффективной.

Чтобы познакомиться с «Грильницей», приходите 5–7 ноября на BuyBrand Expo 2024, стенд E502-1. Смотрите других участников и билеты на сайте!

1111
2 комментария

Да, нужно внимательно партнёров выбирать)

1