Навигация для бизнеса: как мы создали геосервис «Компас»

Продукт, который помогает предпринимателям с поиском мест для открытия бизнеса

Навигация для бизнеса: как мы создали геосервис «Компас»

Как пришли к идее

Команда аналитического проекта T-Data регулярно выпускает исследования для бизнеса на основе больших данных. Они помогают предпринимателям лучше ориентироваться в рынке и принимать взвешенные решения. Но обычно такие исследования касаются всей категории товаров в целом или какой-то большой локации. Нам же хотелось создать такой продукт, который даст ответы начинающему предпринимателю именно для его кейса, будь то цветочный в Кузьминках или магазин косметики в Строгине.

Так появилась идея сервиса «Компас», который очень упрощает геомаркетинговые исследования для бизнеса. Открыв карту города, можно увидеть уровень конкуренции, средний чек, количество покупок на одного клиента, проходимость и другие показатели для конкретной категории и места. Они собираются исходя из данных по поведению более 45 млн клиентов Т-Банка и выдаются в обезличенном виде. Особенно это актуально для малого бизнеса, который не может на начальном этапе позволить себе проанализировать карту города: для этого потребуется много ресурсов, финансовых в том числе.

Сервис «Компас» для клиентов экосистемы Т-Банка работает бесплатно и для многих предпринимателей стал киллер-фичей при выборе банка-партнера.

Прежде чем запускать разработку продукта, мы проанализировали многочисленные запросы от предпринимателей и поняли, что в подобном сервисе многие очень нуждаются. Особенно это касалось малого бизнеса. Мы провели серию опросов и десятки глубинных интервью с представителями бизнеса из восьми сегментов, чтобы понять их основные боли в этом вопросе.

Далее определили факторы выбора локации для точки:

  • проходимость трафика;
  • конкурентная загруженность района;
  • средний чек конкурентов;
  • число покупок в районе;
  • стоимость аренды.

Изначально у нас были и другие показатели в работе, но они оказались невостребованны, поэтому данные по ним решили не считать и в прод не выкатывать. И наоборот, обратная связь клиентов помогала нам откалибровать недостающие метрики.

Для команды разработки это экспериментальный проект, который стал настоящим вызовом. Одной из фич была оптимизация под мобильные устройства, чтобы отстроиться от конкурентов.

В несколько подходов доработали UX и UI, используя исследования, интервью с представителями целевой аудитории. Научились обрабатывать большие объемы данных для перерисовки карты в приемлемое для пользователя время. Удалось добиться хорошего покрытия для устройств и браузеров в короткие сроки и серьезно прокачать скилл команды.

От идеи — к реализации

Сначала нужно было собрать команду. В проекте участвовали ребята из аналитического проекта T-Data и команды специальных проектов. Всего восемь человек: разработчики, аналитики, маркетологи и менеджеры.

Процесс разработки состоял из семи этапов:

  • Реализация MVP на основе данных.
  • Исследование MVP на живых клиентах.
  • Разработка концепта дизайна.
  • UX-исследования.
  • Разработка карты, авторизации, демокарты и всех фич внутри продукта.
  • Устранение багов и тестирование.
  • Выкатка на прод.

Если говорить про сложности, основная была в том, чтобы сделать карту удобной и отобразить аналитику большого массива данных самым простым и производительным образом.

Мы несколько раз меняли размер районов и их цвета, чтобы добиться наиболее понятной для клиента визуализации. В результате сделали отображение областей тремя способами: выделяли районы треугольниками, квадратами и сотами (гексагонами). Последний вариант работает по умолчанию: он равномерно покрывает поверхность и дает лучшую сбалансированность при анализе пространственных данных. Из-за этого фигура стала стандартом отрасли.

Навигация для бизнеса: как мы создали геосервис «Компас»

Кроме того что наша команда впервые работала с картой, в проекте была еще одна особенность. Компас стал первым продуктом Т-Банка, который предоставил внутреннюю геоаналитику напрямую пользователям.

Основная технологическая уникальность Компаса в том, что на основе транзакций мы получили высокое покрытие всех торговых точек городов-миллионников России, тем самым предоставляя пользователям качественную аналитику. Данные обновляются раз в месяц и не требуют вмешательства команды — это позволяет гарантировать актуальность информации на карте и не заставляет разработчиков и аналитиков отвлекаться на рутину.

Данные по конкурентам в категории Дом и ремонт
Данные по конкурентам в категории Дом и ремонт

Какие итоги

С момента запуска сервиса по сентябрь 2024 сайт Компаса посетило свыше 185 тысяч пользователей. Все они искали место для открытия или сравнивали показатели у конкурентов в таких сферах, как общепит, автозапчасти и автосервисы, дом и ремонт, бары, продукты и салоны красоты.

После запуска мы добавили фильтр среднего чека. Еще одним нововведением стало сохранение района: после перерыва пользователю показывают ту локацию, на которой он остановился. Протестировать Компас можно по ссылке.

1212
9 комментариев

Для малого бизнеса такой сервис кстати, т.к. итак бюджет ограничен, любые открытые данные с аналитикой помогают копейку другую сэкономить.

1

Про города-миллионники я понимаю, выборка там хорошая и плотность транзакций для аналитики более точной, но было бы здорово и города 500 тыс жителей плюс-минус 200 тыс включить в Компас ваш.

Здравствуйте.

Сейчас для выбора доступно порядка 15 городов. Мы развиваем проект и не панируем останавливаться. Спасибо за обратную связь!

1

Сам предприниматель, видел недавно новость про схожий сервис у Яндекса, щас решил потестить то и это, у Яндекса больше демография, у Тинька плюсом банковские данные. Для меня лично ценнее наверное банковская биг дата, тк отражает то как реально тратятся люди, но можно сочетать рез-ты

А подскажите пожалуйста сервис от Яндекса. Не видел раннее.

Очень Крутая история!

Попробовал посмотреть в одном гексе в ЮВАО инфу по покупателям в категории "авто/сто/запчасти", удивило что у нас тут рядом настолько плотная аудитория. Это хороший доп стимул к старту бизнеса. Я конечно уже анализ проводил но немного по-другому, а тут как то все данные сразу нужные, и основаны как я понял на покупках клиентов, интересно)