Что такое онлайн-образование, и в чём проблема вебинаров?

Меня зовут Гоша, и я работаю в компании Бруноям. Но речь пойдёт не о нашей школе, а о современном онлайн-образовании.

О чём речь?

Начнём с того, что не все понимают, как вообще проходит обучение в интернете.
Классический и самый распространённый вариант - это вебинары. В режиме реального времени спикер показывает себя и презентацию, параллельно комментируя изображения с экрана. У слушателей есть возможность задать вопрос в чате и пересмотреть потом вебинар в записи.

Что такое онлайн-образование, и в чём проблема вебинаров?

Из недостатков такого формата я бы выделил низкое качество видео и звука, время, которое тратится на технические настройки и на взаимодействие с чатом, пустые по информативности и наглядности презентации. И есть компании, которые умудряются продавать записи таких вебинаров как полноценные курсы. Единственное преимущество такого формата - это возможность задать вопрос в режиме реального времени. Соответственно, в записи слушатель этого лишается.

Предзаписанные уроки - противоположный формат вебинарам, который постепенно начинает заполнять просторы интернета и спасать репутацию всего онлайн-образования. Здесь заранее снимается преподаватель, потом видео с ним режутся, монтируются, добавляется анимация, инфографика. Информация из видео поясняется прямо на экране во время просмотра.А противоположным форматом я его назвал потому, что обычная длина таких уроков 15 минут, тогда как у вебинаров около 3х часов.

Что такое онлайн-образование, и в чём проблема вебинаров?

А есть текстовой формат, который приносит хорошие результаты, к примеру, начинающим копирайтерам. Это может быть email-рассылка, пост во Вконтакте или Instagram. Суть одна - в письменном виде даётся теория, примеры и задание для выполнения.

Для наглядности скриншот от очень известного редактора и копирайтера.

Что такое онлайн-образование, и в чём проблема вебинаров?

А можно это всё назвать онлайн-образованием?

Так сейчас пытаются учить через интернет. Но не всё то образование, что онлайн. Ночной стрим или очередной выпуск блогера сюда не относится.

Ретрансляция знаний через микрофон - это не обучение. Пересказ книги - тоже.

Каждый пытается впихнуть как можно больше "полезной" (и не очень) информации в свой курс. Но это никак не помогает людям закрывать их задачи: поиск профессии или освоение навыка.

пример плохого понимания, что такое онлайн-обучения
пример плохого понимания, что такое онлайн-обучения

И если требования к очному обучению никого не удивляют (школы и университеты нанимают людей, которые умеют общаться с учениками, знают методики обучения, имеют понятную речь), то в онлайне их многие игнорируют. Тут слово “многие” не для красного словца. Часть нашей работы заключается в просмотре онлайн-курсов других компаний. Если за качеством контента следят, то на способы внедрения информации энтузиазма уже не хватает.

Нашёл прекрасную иллюстрацию успешного человека, который прошёл все стадии образования. Родители именно так и рисовали нам счастливое будущее.

Что такое онлайн-образование, и в чём проблема вебинаров?

Но как только речь заходит про онлайн-образование - то все резко делятся на два лагеря: те, кто считает, что это развод и проще бесплатно всему в интернете научиться, и тех, кто видит в этом волшебную таблетку, которая делает всех ленивых и неумелых богатыми и красивыми.

Что такое онлайн-образование, и в чём проблема вебинаров?

Что мы вкладываем в понятие "онлайн-образование"?

Онлайн-образование - это передача знаний. Передача - это когда ты отдал, а другой получил. Образование - это целая система, которая позволяет внедрить информацию от одного человека другому.
Мы видим это примерно так:

  • Педагогика. Как правильно доносить информацию, как удерживать внимание слушателей, как строить повествование.
  • Стандарты качества контента. Это и структура, и актуальность информации, а в идеале с привязкой к чему-то конкретному. Например, к вакансии. Чем более чётко сформулирована цель ученика и программа курса, тем эффективнее пройдёт само обучение.
Что такое онлайн-образование, и в чём проблема вебинаров?
  • Качество уроков. Восприятие информации - сложный процесс. А когда это совершенно новая информация - задача становится ещё труднее. Любой отвлекающий фактор становится значительным. Это как сравнивать две фотографии: с подходом “а лишь бы снять” и с выраженным фокус, на который фотограф нам указывает.
Что такое онлайн-образование, и в чём проблема вебинаров?
  • Качество съёмки: звука, видеоряда, скорость и речь спикера - всё это может стать причиной, что человек забросит этот курс и не сможет получить никакой результат от него. Интернет на вебинарах виснет, обрывается, микрофон шипит, не всегда можно разобрать слова, на улице собаки лают - проще говоря, фокус с преподавателя уже потерян.
  • Обратная связь. Если нет конкретных требований к ученикам, нет обратной связи по заданиям, нет контроля качества - нет самого образования, нет корректировки своих действий в сторону улучшений.

Чек-лист по улучшению онлайн-курсов на примере монтажа:

  • Продолжительность одного ролика не более 15 минут. Внимание дольше не держится. Отрицать давление перед просмотром трёхчасового видео не стоит. Отводите на обучение короткие отрезки времени. Задача ученика - прослушать блок и сразу применить, а не напитаться премудростями.
  • Вырезаем все “ээ”, “мээ” и даже “бээ”.
  • Все онлайн-действия спикера по возможности убираем в анимацию: как он ищет и открывает нужную папку, как набирает в поисковике запрос для примера.
  • Наглядная инфографика того, о чём говорит спикер. Некий конспект перед глазами для визуалов. Можно добавлять определения и большие описания, чтобы спикер не тратил на них время.
Что такое онлайн-образование, и в чём проблема вебинаров?
  • Вырезаем всё, что не нужно для слушателей. Если говорить про вебинары, уберите моменты, где просите проставить плюсики в чатике, где решили сбегать за чаем, где рассказываете не актуальную на сегодняшний день историю.
  • Добавляем наглядные примеры. Картинки ради картинок не нужны. А вот иллюстрация того, о чём вы говорите - нужна. Говорите об инстаграм-продвижении - прикрепляйте интерфейсы приложения, популярные аккаунты, скрины успешных рекламных кампаний. Напомню, что мы внедряем информацию, а не просто транслируем. Больше наглядности - больше понимания.
  • Добавляем личный опыт специалиста. Пересказ информации не даёт нужного результата. Применение знаний в реальной жизни, на реальных кейсах с реальными ошибками и интересными решениями - вот, за чем приходят учиться.
  • Качество звука. Микрофон с шумоподавлением. Речь внятная. Предложения на половине не режем. Проще переснять, если где-то что-то не устраивает. Пусть преподаватель медленно говорит, но зато чётко - потом ускорить можно. Пусть подсматривает сколько угодно, чтобы не мекать без конца - вырежем при монтаже.
  • Скорость речи. Платформа должна позволять ускорить хотя бы в 1,5 и 2 раза.
  • Качество видео. Текст читабельный, времени на просмотр достаточно, картинки не с кричащими цветами и наглядные. Камера fullHD 1080. 720 точно нет, 2к и 4к по желанию.
  • Переходы плавные. Не должно быть световых переключений, смены фокуса и настроения спикера - внимание будет потеряно, и придётся пересматривать каждое видео несколько раз.
  • Держать в голове - на чём должен быть фокус. Если хотите добавить какой-то эффект в анимации между слайдами, подумайте, а для чего он тут, что мы вообще хотим донести до слушателей.
  • Готовим сценарий для преподавателя: что и как говорить. Корректировать его действия не после всей съёмки, а после первых же дублей.
  • На иллюстрации показываем только то, что должны показывать. Некоторые советы, которые я пишу, выглядят ну очень банально. Но практически не видел компаний, которые бы их соблюдали, поэтому считаю не лишний об этом упомянуть.
Хороший и плохой примеры иллюстраций
Хороший и плохой примеры иллюстраций

Подытожим

Онлайн-образование доросло до того, чтобы стать полноценным способом для обучения. Но для этого нужно запариваться над контентом, качеством преподавания и технической оснащённости.
Одним монтажом не заканчиваются онлайн-курсы: нужно и преподавателей подготовить, и дополнительные материалы, и задания. Но это темы для отдельных статей. До встречи!

77
2 комментария

Спасибо!

1
Ответить

Берете одну из платформ для проведения вебинаров (я использую bizon365), используете связку Таргет ВК + лид-магнит + рассылка, доводите людей до бесплатного вэба, в конце которого продаете платный. Готово. И у васостается группа заинтересованных подписчиков в рассылке. Естественно, если плохо подготовитесь к бесплатному, продаж не будет, вот тут уже вышеперечисленные советы и пригодятся. А за трафиком можно к https://vk.com/masadvert

Ответить