Как и зачем ВкусВилл делает из своих сотрудников предпринимателей

Во ВкусВилле любой сотрудник может предложить идею развития компании или запуска, нового бизнес-направления, получить образовательную, наставническую и финансовую поддержку для тестирования проекта, а потом получать процент от прибыли, если этот проект выстрелит. Расскажем, почему компании выгодно растить предпринимателей.

Как и зачем ВкусВилл делает из своих сотрудников предпринимателей

Что такое внутреннее предпринимательство

Это когда компания поддерживает идеи развития бизнеса, запуска новых проектов и внедрение инноваций от сотрудников и помогает их реализовать. Например, Google дает разработчикам возможность 20% своего времени тратить на дополнительные проекты. В результате таких экспериментов появился почтовый клиент Gmail, который сделал и запустил разработчик Пол Букхейт параллельно со своей основной работой.

Предпринимательский подход помогает:

  • сохранить или улучшить позиции на рынке;
  • адаптироваться под стремительно меняющийся контекст;
  • находить способы закрывать самые разные потребности клиента.

Компании вкладываются в развитие сотрудников и подпитывают их мотивацию. Для этого часто используют такие инструменты: банки идей, внутренние инкубаторы и акселераторы, внутрикорпоративные фонды, кейс-чемпионаты, хакатоны. Всё это точечные активности, а оценка их эффективности и реальных результатов для бизнеса — повод для дискуссий.

Во ВкусВилле предпринимательская культура заложена на уровне системы управления, а реализация идеи не ограничена рамками определенного трека.

Ольга Болбат
лидер развития предпринимательства и инноваций во ВкусВилле

В каждой компании есть сотрудники, которые хотят попробовать запустить свой бизнес, но выбирают работу в найме из-за стабильности условий. Для всех сторон процесса — клиента, компании, сотрудника — выгодно развитие такого потенциала, поэтому мы поощряем инициативы и стараемся дать возможность стать предпринимателем любому коллеге.

Мы не считаем, что есть какой-то единый набор критериев, которые делают людей предпринимателями. В любой компании всегда есть достаточное количество сотрудников, у которых есть идеи и желание пробовать что-то новое, работать над улучшениями. Но сама по себе идея без реализации не несет большой ценности, и все усилия мы прикладываем к тому, чтобы инициативы тестировались их авторами через реальную обратную связь от клиентов, а метрики проверяли их жизнеспособность. Чем меньше ограничений и свободы для команд, тем выше скорость тестирования и запуска проектов — для нас важно не делать бутылочных горлышек на пути развития сотрудников.

Далее поговорим о том, зачем ВкусВилл работает с внутренними и внешними инновациями, какие подходы и инструменты использует и чем выделяется на рынке.

Предпринимателями не рождаются, предпринимателями становятся

Причем становятся чаще, если среда для реализации идей мотивирующая и безопасная.

Такую среду во ВкусВилле формирует клиентократия — собственная система управления, которая строится на обещаниях компании клиенту, исполнителя заказчику. Каждая новая функция, дополнительный товар в ассортименте и любые изменения в бизнес-процессах делаются ради нашего главного начальника — покупателя. Компания рассматривает абсолютно все идеи, которые помогут сделать магазины лучше, доставку — быстрее, а внутренние процессы — эффективнее. Если углубиться в ключевые принципы клиентократии, то как минимум два из них являются базой для реализации идей: экспериментирование и самостоятельность.

Экспериментирование (про бизнес). Любые изменения в командах, продукте или бизнес-процессах компании запускаются через тесты и оценку их результатов. Мы не начнем строить «космический корабль», вкладывая огромные деньги, не соорудив «маленькую лодочку» из уже доступных ресурсов. Все изменения проходят поступательно, через серию экспериментов и доработки на основе обратной связи от покупателей.

Например, идея ночных магазинов без продавцов возникла у нашей команды во время поездки в Корею в ноябре 2023 года, а первый ночной магазин ВкусВилла заработал уже через три недели. Эксперимент сработал, и сейчас у компании более 30 круглосуточных торговых точек.

Мы докрутили идею и сделали доступ к магазинам по QR-коду
Мы докрутили идею и сделали доступ к магазинам по QR-коду

Самостоятельность (про сотрудников). Мы не говорим, кто, что и как именно должен делать. Коммуникация между лидерами и командами строится НЕ на языке должностных инструкций и инструментов, а через ключевые фокусы и образ результата, к которому нужно прийти. Каким способом сотрудники будут решать задачу — их выбор.

Синергия этих принципов запускает предпринимательское мышление и мотивирует сотрудников на поиск новых, более эффективных путей достижения цели. При этом ВкусВилл не отказывается от стандартных треков по работе с внутренними идеями сотрудников и внешними инновациями. В компании есть несколько путей и поддерживающих команд, но ни одна из них не ставит перед собой задачи сделать единое окно входа — мы за свободное развитие предпринимательства внутри компании.

Обучение, финансирование и поддержка

Предложить идею может любой сотрудник ВкусВилла. Не важны ни должность, ни срок работы, ни какие-либо другие нюансы. Не нужен даже опыт запуска проектов — если есть желание, помогаем и учим этому с нуля.

Какие могут быть идеи. Предпринимательские — новый продукт, сервис, услуга для покупателей или новой ЦА. Оптимизационные — проекты, направленные на сокращение потерь, улучшение работы с покупателями или внутренних процессов компании.

Критерии для отбора идей минимальны: честное отношение к клиенту, идея не должна идти вразрез с ценностями и эволюционной целью ВкусВилла «Полезные продукты для здорового питания, доступные каждому», должна быть экономически целесообразна и не ухудшать уже существующие процессы, возможно масштабирование на всю сеть.

Кто реализует идеи. Чаще всего сами авторы: мы верим, что у них наибольшая мотивация, потому что они уже загорелись этой инициативой. Но бывает и так, что автор идеи не готов самостоятельно ее реализовывать. Тогда ее забирает держатель процесса, в рамках которого эту идею предложили, или любой другой сотрудник, у кого своих идей нет, а реализовать хочется.

Как и зачем ВкусВилл делает из своих сотрудников предпринимателей

Обучаем и консультируем. Обучение проходят все, кто хочет попробовать себя в роли предпринимателя, но пока не имеет нужных навыков для самостоятельного развития проекта. За пять недель учим анализировать рынок, выявлять боли покупателей, считать бизнес-модель.

Во время обучения каждого сотрудника сопровождает эксперт и наставник — в компании мы называем их трекерами. Они помогают составлять план работы, делать домашние задания по обучению, делятся контактами экспертов, которые могут дать совет или помочь с проектом. Их задача — помочь сделать каждый следующий шаг и выбрать наиболее короткий путь для достижения цели эксперимента.

Даем ресурсы на тест. Если идею решили протестировать, компания выделяет 200 000 ₽ на оборудование, консультации, услуги разработчиков и другие ресурсы, которые нужны для проверки гипотезы или пробного запуска проекта.

Если на тестирование идеи не хватит 200 000 ₽, то ее нужно защитить перед Советом управляющих или внутренним заказчиком — например, руководителем отдела, проблему которого она решает. Презентация поможет компании убедиться, что у предложения есть потенциал и оно выгодно для покупателей.

Этапы проекта. Работа идет по такому пути:

  • Дискавери («сбор и анализ информации о клиентах и рынке»).
  • Проверка гипотезы ценности.
  • Проверка гипотезы роста.
  • Выход в полноценное развитие.

На всех этапах мы оцениваем проект по качественным и экономическим метрикам, и на рубеже каждого совместно с командой принимаем решение о том, стоит ли двигаться дальше.

Тестируем идеи минимальными усилиями. Мы вдохновлялись книгой Эрика Риса «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели» и придерживаемся концепции бережливых стартапов, когда новые идеи тестируются быстро и минимальными усилиями. Так в магазинах «ВкусВилл» появились сокоматы — возникла идея, сразу купили аппарат для выжимки сока и поставили его в один из магазинов, а теперь они стоят в более чем 800 точках.

Зачем сотрудникам участвовать в этом. Во ВкусВилле есть как стандартные для всего рынка бенефиты внутреннего предпринимательства, например изменение карьерного трека и выход в лидерскую роль, так и более редкие подходы — финансовая мотивация от результата. Для предпринимательских проектов финансовая мотивация составляет 3–5% от прибыли до момента окупаемости инвестиций, после — 20%. Для оптимизационных — единоразовая выплата 20% от финансового эффекта за 1 месяц.

Неудачные успешные проекты: почему во ВкусВилле не боятся ошибок

Все люди боятся ошибаться, и это нормально, но при запуске и развитии проекта это одно из ключевых препятствий к успеху. Наши сотрудники ошибаются с чистой совестью и получают за это премию в виде месячного оклада за доведенный до конца проект. Это ключевой момент в работе с внутренним предпринимательством — правильно относиться к опровергнутым гипотезам.

Восприятие отрицательного результата эксперимента как поражения команды может стать сильным демотиватором для сотрудников. Во ВкусВилле опровергнутые гипотезы — это не что-то страшное и осуждаемое, а наоборот, новое знание о том, куда компании не стоит идти или какой из способов не работает. Поэтому команды, у которых не получилось, на самом деле сохраняют компании время и деньги. Это тоже определенный успех.

Например, так было с идеей организовать вывоз мусора. Ее предложил менеджер сопровождения доставки. Суть проекта заключалась в том, чтобы курьеры забирали бытовой мусор при доставке заказа, тем самым экономя время клиента.

Проект прошел все этапы: образовательную программу, встречи с бизнес-трекером и тестирование гипотезы ценности. Лидер проекта сам выходил на маршруты в роли курьера, чтобы напрямую опрашивать клиентов и собирать первичные данные. Такое исследование показало, что у клиента действительно существует потребность, и гипотезу решили тестировать в условиях рынка.

Как и зачем ВкусВилл делает из своих сотрудников предпринимателей

Команда провела подготовку к полноценному тесту: создали номенклатуру услуги, разработали айдентику для приложения курьера, настроили систему оплаты и интеграцию услуги в каталог. Они даже предвидели возражение клиентов: что курьеры, которые доставляют их заказ, будут контактировать с чужим мусором. Поэтому заранее были разработаны строгие требования к упаковке мусора и использованию одноразовых перчаток. А самим курьерам подчеркивали, что услуга необязательна и предполагает дополнительную оплату.

Но за месяц тестирования было только 16 покупок, что значительно ниже ожидаемой метрики успеха. Проект не зашел.

Кажется, что сейчас есть доставка чего угодно и в любое время, можно даже из дома не выходить. «А нет, выходить придется, как минимум мусор выкинуть», — подумал я. Так родилась идея дополнительного сервиса, который может быть полезен для бабушек, мам с детьми, тех, кто себя неважно чувствует и физически не может выйти из дома в какой-то период. Но гипотеза не оправдалась.

Вне зависимости от результатов обучение основам предпринимательства, принципам клиентократии и этапам ведения проекта стало для меня уникальным опытом. ВкусВилл помог протестировать мою идею, тут неоценима поддержка команды, которая всегда поможет, подскажет, направит на правильный путь.

Для себя вынес уверенность, что никогда не нужно сдаваться, нужно всё пробовать и идти к цели. Драйва и запала создавать новое для клиента только прибавилось! Клиент — босс. Сейчас я работаю над новым проектом, разрабатываем классные продукты в молочной категории.

Александр Негодяев, менеджер сопровождения доставки

Вывод. До этапа полноценного запуска и масштабирования доходит меньше 3% проектов. От некоторых идей отказываемся на этапе тестирования, но иногда идеи находят иной путь реализации. Например, покупателям не нужен был вывоз мусора, но широкий отклик получил запуск бесплатного вывоза вторсырья — когда можно отдать пластиковые бутылки или упаковку от готовой еды курьеру, который привез заказ.

Бизнесы внутри бизнеса: «Сгоряча» и вендинги

Благодаря принципам клиентократии, поддерживающим командам и уважению к ошибкам у нас появились проекты, которые выросли в отдельный бизнес внутри компании и закрывают самые разные потребности покупателей:

Сотрудники ВкусВилла становятся предпринимателями и развивают свое дело в компании, вот только пара историй в лицах.

Вендинги. Электра Электра, которая во ВкусВилле занималась мерчандайзингом и придумала проект «Сокоматы», решила, что хорошо бы поставить свои автоматы с едой и продуктами в аэропортах. Аренда места в аэропортах оказалось слишком высокой, и от этой идеи отказались, зато вендинги отлично прижились, например, в торговых центрах и офисах — к концу 2023 года поставили уже 484 аппарата. В конце 2022 года Электра запустила новый проект «Индилавка» — это онлайн-сервис по доставке широкого ассортимента экзотических товаров — и продолжает тестировать новые и новые гипотезы. Электра всегда ведет 1–2 проекта дополнительно с основной работой.

Электра Электра
управляющая вендингами, лидер проекта «Индилавка»

Во ВкусВилле созданы просто идеально комфортные условия для людей с непробиваемой лидерской позицией, с предпринимательской жилкой.

Самое ценное — работа над идеей погружает тебя вообще во все сферы, это как экскурсия по компании. Ты знакомишься с коллегами, погружаешься в правовые, финансовые и другие аспекты ведения бизнеса. Все отделы объединяются вокруг проекта: сразу подключается бухгалтерия, юристы, клиентские пути, дизайнеры, доставка, магазины, горячая линия тут же создает чатик. С одной стороны, проект — это всегда какой-то вектор, какое-то направление вперед куда-то в новую точку. С другой стороны, ты хорошо узнаёшь, как вообще работает компания. Коллеги поделятся своими ограничениями, которые объективно существуют. И ты творишь в реальном времени, в реальных рыночных условиях, а не выдуманный проект на бумаге по принципу теории вероятности.

Мне вообще очень нравится запуск новых проектов. Нравится сам момент от зарождения идеи до ее реализации. Нравится делать что-то новое, то, чего не было, и видеть, как этот новый проект живет в нашей экосистеме, как им пользуются покупатели, как он трансформируется. Ты начинаешь с одной гипотезы, а в итоге идея развивается, перекликается с другими сервисами и адаптируется под потребности — получается такой трансформированный проектный крепыш, как ребенок. Ты никогда не знаешь, кем он станет, когда вырастет, но, вспоминая этот путь взросления, ценишь каждый момент и свой вклад. ВкусВилл — такая большая семья, в которой приятно творить и поддерживать.

Доставка горячей еды «Сгоряча». Сергей Павлов проработал в маркетинге семь лет: ему нравилось заниматься продвижением продуктов в сфере ресторанного бизнеса. В 2018 году будущий предприниматель пришел продакт-менеджером во ВкусВилл и сильно вовлекся в процесс.

Кухни оборудованы в дарксторах, из которых собираются заказы на доставку продуктов
Кухни оборудованы в дарксторах, из которых собираются заказы на доставку продуктов

В 2021 году Сергей запустил сервис доставки горячей еды от ВкусВилла — после коронавируса рынок готовой еды начал активно расти, поэтому идея оказалась удачной. Проект «Сгоряча» начинался с одного фуд-трака в Москве, а потом трансформировался в доставку свежеприготовленной еды, а по итогам 2023 года принес компании выручку в 1,8 млрд рублей и работает уже в более чем 30 городах России.

Сергей Павлов
лидер проекта «Сгоряча»

В поисках развития и новых вызовов я сменил несколько крупных компаний. Во ВкусВилл пришел шесть лет назад, здесь я начал создавать целевой продукт вместе с технологом, экспериментировать, анализировать, воплощать свои идеи в жизнь. И если хочется чего-то нового, смены траектории, у тебя нет рамок в компании — ты можешь сменить роль, присоседиться к проекту или протестировать свою идею.

Проработав два года продакт-менеджером, я начал свой первый проект как внутренний предприниматель. Мы с командой запустили ВкусВилл Айс — магазин с 95% ассортимента замороженных продуктов, искали уникальные позиции, тестировали нестандартный для рынка формат. Это был классный проект, у него были свои поклонники, но со временем сеть «Айс» переформатировалась в полочный ассортимент, а команда разделилась.

Одна дверь закрывается — открывается другая. Случился бум доставки, и уже наметился спрос на готовые блюда, покупатель хотел заказывать горячую еду. И я начал новый эксперимент — формат «дарккитчен». Сегодня это более 120 кухонь «Сгоряча» в 30 городах и бренд со своим настроением и вкусом во вселенной ВкусВилла и за ее пределами.

Внешние проекты и вовлечение партнеров

Мы работаем не только с проектами наших сотрудников, но и с внешними командами. Например, запускаем совместные эксперименты новых форматов и внедряем инновации.В этом году в медиа разлетались новости о наших тестовых проектах с кафе и ресторанами. Это проекты партнеров, но мы придерживаемся тех же принципов взаимодействия и развития, что описаны выше.

  • «Бодрю» — с командой бренда Сoffee Machine. В основе идеи — создание придорожных кафе с вовлеченным сервисом и вкусными полезными продуктами по формату to go и drive-thru. Первая кофейня «Бодрю» открылась в Московской области.
  • Запустили первую пиццерию «Rимляне». В меню можно найти не только пиццу, но и что-то неожиданное, например баклажан с сыром фета.

Пиццу можно поесть прямо в кафе, а еще заказать с доставкой домой или в офис 
Пиццу можно поесть прямо в кафе, а еще заказать с доставкой домой или в офис 
  • Кафе «Вместе» — с командой бренда DO.BRO Coffee. Уже открыто две тестовые точки.
  • «Зеленая кофейня» — с командой бренда «Правда кофе». В меню, помимо кофе, много холодных напитков: молочные коктейли, фреши и напитки с матчей. Завтраки и обеды — из кулинарии ВкусВилла.
Новый для нас формат, это такая кофейня-смузишная
Новый для нас формат, это такая кофейня-смузишная

ВкусВилл при поддержке экспертов из Startup Lab работает не только с развитием предпринимательства, но ещё и с внешними командами в сфере ИТ.

Лаборатория инноваций ВкусВилла привлекает отечественные стартапы, которые создают передовые решения, повышающие удобство сервиса и качество продуктов для покупателей. Как и в треке развития предпринимательства, мы не идем по пути единого окна входа в компанию и единого подхода к работе с инновационными проектами.

Любая команда ВкусВилла может внедрить новые решения вместе с партнерами. Есть два пути:

  • Проактивный — изучение бизнес-процессов компании, погружение в текущие вызовы для бизнеса и скаутинг их решений и команд с рынка, в том числе по инициативе внешних команд.
  • По запросу — когда у какой-то из команд ВкусВилла появляется конкретная задача, они начинают искать решения. Наши команды инноваций могут взять на себя организацию пилотного проекта и его последующее масштабирование в случае успеха — таким образом бизнес-подразделения минимизируют временные затраты на работу с инновациями.

Например, при поддержке Лаборатории инноваций в магазинах «ВкусВилл» появились гидропонные модули для зелени от стартапа GREEN SPACE. Заказали готовую стойку, установили в одном магазине и сразу увидели результат: зелень лежит не в упаковке, а стоит в горшочках, подпитывается водой и светом, поэтому дольше остается свежей и привлекательной. В итоге продажи зелени увеличились в три раза, а списания, наоборот, сократились — тоже в три раза.

В таких модулях зелень дольше остается свежей и вкусной 
В таких модулях зелень дольше остается свежей и вкусной 

Сейчас такие модули стоят в 20 магазинах и трех дарксторах ВкусВилла. В планах масштабировать проект на всю сеть.

Почему мы так топим за то, чтобы во ВкусВилле было как можно больше предпринимателей

Предпринимателями почему-то принято считать людей, которые зарабатывают деньги, но их на самом деле отличает другое: они живут идеями. И сама суть предпринимательства заключается в том, чтобы менять мир к лучшему ради себя и окружающих: делать жизнь людей качественнее, удобнее, технологичнее.

Например, многие знают Haier — ну да, популярный бренд бытовой техники, но на самом деле вклад президента корпорации Чжана Жуйминя гораздо больше, чем просто качественный холодильник. В 1980 году завод Haier задолжал 1,4 миллиона юаней, страдал из-за разрушенной инфраструктуры, плохого управления и отсутствия контроля качества. Приступив к работе, Чжан Жуйминь выдал рабочим кувалды и велел уничтожить партию бракованных холодильников. Так он дал понять: старые методы не работают. И не только перевернул подход к качеству бытовой техники, но и оргподходы, существовавшие столетие. Это помогло ему создать суперплатформу, объединяющую предпринимателей.

Или голландец Йос де Блок — основатель системы патронажного ухода Buurtzorg. Проработав 15 лет медбратом и 10 лет на позиции директора в патронажных службах, Йос де Блок пришел к выводу, что в системе надо срочно что-то менять, и начал это делать. Так появилась компания Buurtzorg, которая состоит из самоуправляемых команд с 10 000+ медсестер и медбратьев, перевернувшая голландское здравоохранение и известная по всему миру.

Сегодня многие компании понимают важность предпринимательского подхода и активно поддерживают его среди своих сотрудников. Чтобы вместе делать мир лучше каждый день.

3030
33
8 комментариев

Интересно, а многие после такого опыта потом уходят и открывают что-то своё?

Безусловно, такие примеры есть, но мы даже рады тому, что коллеги, работа которых основывается на принципах клиентократии, могут развивать свое дело по тем же принципам.

Но, конечно, для нас важнее сколько коллег остаются и реализуют свое дело внутри компании.

Недавно один из наших сотрудников поделился своим примером: еще в детстве он начал записывать идеи первых проектов, но с реализацией их во взрослом возрасте были проблемы, даже опыт продажи одной из своих компаний. Коллега решил себя попробовать в роли наемного сотрудника, но быстро поняв, что предпринимательский дух не отпускает, стал развивать собственный проект внутри компании. Говорит, что если бы не такая возможность, покинул бы компанию и вернулся к роли предпринимателя.

1

Жаль, что пицца пока только в Москве, хотелось бы попробовать)

А в каком городе вы живете? Возможно со временем мы подумаем о расширении проекта.

1

Ваш прекрасный сотрудник из Вкусвилла отдал мой заказ другому человеку и оставил мою семью без ужина.
А другие ваши прекрасные сотрудники обнадежили меня тем что в течение 7 дней мои деньги ко мне вернутся. Так что сегодня и без денег и без ужина.

Доброй ночи.
….. «Внешние проекты и вовлечение партнеров.
Мы работаем не только с проектами наших сотрудников, но и с внешними командами. Например, запускаем совместные эксперименты новых форматов и внедряем инновации…..»

Каким образом происходят знакомства с идеями и вовлечением партнеров?