Человек, без которого не было бы «Мухи»

Одна из ведущих школ дизайна СССР была сформирована благодаря неоценимому вкладу Иосифа Александровича Вакса — выдающегося архитектора, дизайнера и педагога.

Иосиф Александрович Вакс
Иосиф Александрович Вакс

Его профессиональный путь начался вдали от сферы дизайна – до 1941 года он работал над градостроительными проектами Ленинграда, следуя полученной в Академии художеств специальности архитектора. Часто бывал в экспедициях на Кавказе, в Средней Азии, откуда привёз многочисленные архитектурные зарисовки. На заре карьеры И. А. Вакс работал и как плакатист, художник экслибриса, разработчик и иллюстратор детских игр. Однако судьба распорядилась иначе, и на смену архитектурным амбициям пришёл зарождающийся в то время дизайн.

Большую часть своей жизни И. А. Вакс посвятил восстановлению художественно-технического училища (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица/ СПГХПА им. А. Л. Штиглица), формированию и росту ленинградской школы дизайна. В послевоенные годы перед ним стояла сложнейшая задача: создать качественно новое учебное заведение, в котором будут готовить специалистов способных не только реставрировать разрушенные во время войны архитектурные памятники, но и проектировать окружающую среду будущего. И. А. Вакс собрал коллектив, способный взрастить высококвалифицированных специалистов в области художественного проектирования. Он заложил именно тот материально-технический базис, благодаря которому выстроилась современная образовательная система в сфере промышленного дизайна.

Человек, без которого не было бы «Мухи»

Как талантливый организатор и чуткий педагог, И. А. Вакс вдохновлял своих студентов на непрерывное саморазвитие, утверждая, что «настоящим специалистом может стать лишь человек с воображением, обладающий значительным культурным багажом и эрудицией, владеющий иностранными языками и непрерывно пополняющий свои знания».

Параллельно с преподаванием И. А. Вакс совместно с Л. С. Катониным руководил проектной мастерской малых архитектурных форм в институте Ленпроект. Совместно они разработали серию проектов оборудования интерьеров пассажирских теплоходов «Ленсовет», «Якутия», «Александр Можайский», «Юрий Долгорукий». В период с 1955 по 1967 годы осуществили реконструкцию торговых залов «Гостиного двора», спроектировали необходимые городу торговые павильоны, киоски, элементы оборудования улиц – урны для мусора, фонари городского освещения, штакетники и многое другое. В 1957 году ими был создан трамвай ЛМ-57, ставший настоящей легендой отечественного промдизайна.

В 1957 году на Ленинградском вагоноремонтном заводе был собран первый опытный экземпляр трамвая. Создание трамвая пришлось на период космического дизайна, благодаря чему кузов получил обтекаемую аэродинамическую форму. Однако со временем дизайн был упрощён: с кузова убрали хромированные элементы, отказались от сильного закругления передней части вагона, фонарь маршрутного указателя из круглого превратился в квадратный. В народе трамвай ЛМ-57 получил прозвище «стиляга», будучи обладателем яркого цветового решения. Корпус трамвая раскрашивали в зелёный, синий или красный цвет.

Трамвай ЛМ-57
Трамвай ЛМ-57

Новая модель городского общественного транспорта была очень компактной, обладала бесшумным плавным ходом за счёт подрезинивания колёс, звукоизоляцией, комфортным салоном с мягкими сиденьями и обогревом. Новаторским решением стала замена стальной обшивки вагона на более легкую алюминиевую. Здесь же были впервые применены дополнительные тормозные средства – рельсовые электромагнитные тормоза или «башмаки», что в разы позволило сократить тормозной путь при экстренном торможении и повысить безопасность. Помимо этого, на трамвае ЛМ-57 испытывали первую в Ленинграде систему радиооповещения. В начале 1960-х годов шла подготовка к бескондукторному обслуживанию общественного транспорта, специально для ЛМ-57 разработали конструкцию малогабаритного полупроводникового радиоусилителя.

Техническая схема модели трамвая ЛМ-57
Техническая схема модели трамвая ЛМ-57

Трамвай ЛМ-57 стал отправной точкой в проектировании новых моделей городского транспорта, на тот момент объединив в себе передовые решения в области инженерии и дизайна.

Знаковой работой в истории мастерской стал масштабный проект уличной световой рекламы, над которой И. А. Вакс работал совместно с коллегами.

Комплексный проект городской светорекламы. Ленпроект. Мастерская И. А. Вакса – Л. С. Катонина. 1960-е  годы.
Комплексный проект городской светорекламы. Ленпроект. Мастерская И. А. Вакса – Л. С. Катонина. 1960-е  годы.

В 1960-х годах в советских городах началось промышленное производство неоновых трубок. В Санкт-Петербурге был открыт комбинат «газосвета», такое название в Советском Союзе получил неон. Город стал местом массового изготовления рекламных вывесок. Главной задачей предприятия являлась стандартизация наружной рекламы. Допускались только прямые, строгие шрифты, особенно это касалось объектов стратегического значения (сберкассы, заводы, вокзалы и фабрики).

Предприятиям, которые организовывали быт и досуг советских граждан, была предоставлена свобода творчества. На зданиях домов культуры, ресторанов, магазинов, универмагов и кинотеатров размещали вывески с рукописными шрифтами, старались разнообразить наружную рекламу с помощью необычных силуэтов и цвета. В качестве основных материалов использовали металл, цветное силикатное стекло и краску, причём надписи наносились краской через трафарет - изготовление наружной рекламы долгое время оставалось ручным трудом.

Командой Ленпроекта было создано 24 эскиза с изображением Невского, Каменноостровского проспектов и близлежащих улиц. Проект определил облик города на ближайшее десятилетие. Простые, чёрно-белые, графичные эскизы очень точно отражали мерцание и свет уличной рекламы. Хотя неоновые вывески остались в прошлом, по эскизам Вакса можно легко узнать питерские улицы и представить, как выглядел город в середине прошлого века. Проект комплексного решения световой рекламы на центральных улицах Ленинграда – это пример мастерского исполнения и докомпьютерной проектной культуры, когда всё «отрисовывалось от руки» и «измерялось на местности».

Однако главным «детищем» И. А. Вакса оставалось училище. Его выпускники работали на лучших промышленных предприятиях СССР. Сегодня благодаря стараниям и стремлениям И. А. Вакса и его сподвижников, функционирует одна из лучших школ, готовящих специалистов в сфере промышленного дизайна.

И. А. Вакс преподавал в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной с 1945 по 1975 год. Он стал неотъемлемой частью учебного заведения, а оно в свою очередь прочно вписалось в его жизнь.

1313
11
8 комментариев

Надо сказать, что и до сих пор ленинградская школа дизайна устойчиво держит качество и динамично развивается. К сожалению, не везде так…

4
Ответить

Без Хельмянова уже не торт.
Но есть Харшак, так что хотя бы за графиков можно быть спокойными.

2
Ответить

Масштаб Иосифа Александровича гораздо больше чем сугубо ленинградский дизайн.
В числе прочего, он был постоянным членом художественно-конструкторских советов ведущих предприятий страны от ЗиЛа до ГАЗа.
Своим авторитетом он, в частности, помог организации направления дизайна в Свердловске (Екатеринбурге)
И т.д. и т.п.
Спасибо большое авторам за внимание и публикацию!

3
Ответить

Трамвай действительно очень стилевый! Кадилак Флитвуд среди трамваев! Стиву Маттину и не снилось

3
Ответить

Через такие статьи узнаешь настоящие неожиданности про историю страны в целом. Проектирование трамваев, неоновые трубки — сколько деталей, о которых мы даже нее задумывались. Браво!

3
Ответить

Великий человек!
Создал и поднял школу дизайна!

2
Ответить

Удивительно, как один человек может совмещать в себе столько талантов…

2
Ответить