Синдром самозванца, критика, неуверенность и прочие прелести начинающих дизайнеров

Один из моих студентов-дизайнеров (графический дизайнер, опыт 1.5 года) прислал вопрос:

Синдром самозванца, критика, неуверенность и прочие прелести начинающих дизайнеров

Так как эту страничку читают в основном мои студенты, возможно мой ответ поможет кому-то еще.

► Начинающий дизайнер

Когда мы начинаем новую карьеру или осваиваем новое хобби, мы все выглядим как профаны, и в этом нет ничего необычного или зазорного. Быть новичком нормально, чувствовать недостаток знаний и опыта - нормально, сомневаться в себе - нормально. Ненормальность начинается тогда, когда опытный дизайнер ловит снобизм и начинает раздавать советы направо и налево, будучи убежденным в своей офигенности.

Дизайн - это такая сфера, где не может быть правильно или нет. Это как искусство, в котором каждый видит то, что позволяют увидеть его опыт, культура, образование, воспитание и пр. С годами и опытом приходит понимание что будет лучше или хуже работать для пользователя. Это получается путем многочисленных проб и ошибок, насмотренности, исследований, сравнений. В ошибках нет ничего страшного и непоправимого, в конце концов мы создаем продукты, от которых не зависит жизнь человека. От говнодизайна еще никто не умер.

Когда берешься за любой проект, спрашивай себя: для кого ты это делаешь, что важно донести этим проектом, какое ключевое послание? Что должен делать/чувствовать/думать человек после того как увидел/встретил/воспользовался твоим проектом?

► Критика

Если дизайн, неважно графический или веб, просто и в понятной форме доносит то, что ты хотела сказать, значит дизайн хороший. Что об этом думают другие люди - это их дело. Они могут посоветовать лучшие решения, исходя из своего опыта, но если они делают это, следи за тем как они это делают. Если они поясняют свои советы конкретными фактами - это хорошая критика, даже если ты с ней в корне не согласна. Если же они говорят что-то из серии “дизайн - говно”, но никак не объясняют свои слова, пропускай это максимально мимо ушей. А лучше задавай миллион вопросов. Максимально коси под полного профана, пусть они объясняют тебе каждый свой комментарий. Увидишь, как все эти мудрые гуру дизайна начнут плавать и уходить от ответа.

Критика - это всегда ответственность, критика того, что делает начинающий специалист - это ответственность в мегакубе. Если профи-дизайнер не способен обосновать свою критику, он не должен критиковать вообще.

► Где лучше начинать - в команде или соло?

Так как это очень индивидуально, я напишу тебе плюсы и минусы обеих опций, а ты решай сама.

Команда

Плюсы:

  • Можно увидеть внутрянку работы команды и примерить ее на себя, понять как строятся процессы, как ставятся и выполняются задачи, как работают разные направления дизайна и как они связаны друг с другом
  • Всегда полезно слышать разные взгляды и мнения о проекте и его исполнении
  • Можно увидеть разные подходы к решению одной и той же проблемы, и понять что подходит тебе
  • Возможность поработать над действительно большими и крутыми проектами, которые можно сделать только командой
  • Самое главное - можно бесконечно учиться и впитывать чужой опыт

Минусы:

  • Как правило начинающий специалист не может принимать окончательные решения по проекту. Обычно команда слушает его предложения, но не всегда воспринимает всерьез. Это может здорово выбивать из колеи новичка
  • В сработанных командах свой стиль, темп и метод работы, и с ним можно только смириться, даже если он кажется странным
  • Джунам обычно скидывают самую скучную рутинную работу, которую лень делать всем остальным. С этим ничего нельзя сделать - только смириться.

Соло-дизайнер или единственный дизайнер в команде

Плюсы:

  • Полная творческая свобода и контроль над проектами: только ты решаешь какие дизайн-решения будут на проекте
  • Не нужно согласовывать решения с другими дизайнерами
  • Широкий спектр задач: сегодня делаешь баннеры для сайта, завтра - визитки, в понедельник - приложение. Можно быстро стать многоруким мультизадачным Шивой
  • Прямое общение с другими отделами: разработчиками, маркетологами, продажниками, аналитиками, даже клиентами

Минусы:

  • Полная ответственность за весь проект со всеми вытекающими: всё получилось - вот тебе премия, ничего не работает - ты виноват (даже если нет)
  • Профессиональная изоляция: никто не покритикует твой дизайн “полезной критикой”. Это создает огромное количество проблем, если ты работаешь одна/один на проекте длительное время т.к со временем взгляд замыливается и ты перестаешь объективно оценивать результат
  • Больше риск выгореть

► Синдром самозванца

С синдромом самозванца не надо делать ничего, просто прими его как факт. Он есть у всех, просто по-разному выражается. Мне, например, он даже нравится, потому что привносит драйв в достаточно рутинные проекты. Всегда мотивирует знать, что есть куда расти и к чему стремиться.

Мой самый большой совет, если ты не хочешь выгореть и вовсе разочароваться в дизайне: никогда не ходи на профессиональные групповые критики, не выставляй свои работы в группах, где одни дизайнеры критикуют других. Если тебе сложно воспринимать критику в принципе, там на тебя ее выльют огромным ушатом, и каждое слово будет восприниматься как камень в спину. Не всем нужна критика. Если же ты научишься от нее абстрагироваться и воспринимать просто как рабочий момент, спрашивай мнение только у тех, кто будет критиковать именно работу над проектом, а не тебя. Всю остальную критику игнорируй. Сколько бы опыта у тебя не было, это твой опыт, и ты вправе на него полагаться.

► Тильда - не дизайн

По поводу твоей фразы про тильду и баннеры - якобы это не дизайн.

Всё в нашем мире создано дизайнерами. Любой предмет, до которого ты сейчас можешь дотянуться, был когда-то создан дизайнером. Приложение, в котором ты читаешь этот текст, было создано дизайнером. Вполне возможно, что он не считал проект, который он создал, шедевром, но между тем все в мире едят ложками, которые кто-то когда-то создал, и пьют чай из кружек, форму которых придумал для них дизайнер.

Помнишь момент из фильма “Дьявол носит Прада”, когда Миранда говорит про цвет свитера?

В этом и есть весь смысл дизайна: мы может его отрицать, считать несерьезным, посредственным, простым, неподходящим, глупым и пр, но мы все окружены вещами и проектами, созданными дизайнерами.

Дизайн - это коммерческое искусство, это искусство, которое продает. Если оно продает успешно - оно хорошее, и не важно тильда это или баннер.

__________________________________________

Спасибо, что дочитали!

У меня есть небольшой телеграм-канал о дизайне, где я делюсь своим опытом, мыслями и прочей полезностью. Заходите, там только свои ✍

11
2 комментария

всё в нашем мире создано дизайнерами - моё любимое из статьи

Ответить

Хорошо, что плюсов всё таки больше

Ответить