«Честный знак» или последний шанс: почему малые продавцы одежды могут уйти в тень в 2025 году

«Честный знак» или последний шанс: почему малые продавцы одежды могут уйти в тень в 2025 году

Треть малых продавцов одежды может закрыться из-за обязательной маркировки

В начале 2025 года примерно треть мелких продавцов одежды может закрыться или уйти в теневой сектор, не справившись с финансовым и техническим бременем обязательной маркировки продукции через систему «Честный знак». Такую обеспокоенность выразили представители рынка, которые обратились к властям с просьбой хотя бы смягчить условия маркировки и ввести временный мораторий на проверки до завершения всех технических настроек системы.

На заседании Законодательного собрания Петербурга по этому вопросу депутаты поддержали просьбу предпринимателей и выразили готовность поднять проблему на федеральном уровне.

Обсуждение проблем обязательной маркировки

Вопросы, связанные с внедрением обязательной маркировки, обсуждались 29 октября на заседании рабочей группы по маркировке товаров. Причиной стало ужесточение правил: с 1 ноября все товары, включая те, что были закуплены до введения обязательной маркировки, не могут быть проданы без метки «Честный знак».

Председатель рабочей группы, депутат Наталия Астахова отметила:

«Если крупные компании смогли адаптироваться к новым требованиям, то для малых и микропредприятий процесс маркировки стал серьезной нагрузкой».

Финансовая и техническая сложность для малого бизнеса

Система обязательной маркировки стартовала еще в 2019 году и была направлена на борьбу с нелегальным оборотом товаров. Оператором «Честного знака» стал Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), основанный в партнерстве с компаниями USM, «Ростех» и «Элвис-Плюс групп». Однако для мелких предпринимателей процесс маркировки стал не только финансово обременительным, но и технически сложным.

По оценке председателя организации «Содействие малому бизнесу» Янины Тихоновой-Гришиной, минимальные стартовые вложения составляют 45–50 тысяч рублей. Она подчеркнула:

«Это расходы на покупку специального оборудования и программного обеспечения, а также создание электронной цифровой подписи».

Трудозатраты и технические проблемы

Существенные трудозатраты добавляются и на уровне учета: для маркировки всех остатков товара требуется заведение карточек на каждую единицу продукции, что занимает от 15 до 30 минут. Подобная работа может растянуться на несколько месяцев или даже лет.

Ирина Валерианова, предприниматель из Петербурга, сообщила:

«Для маркировки всех запасов мне нужно будет вручную создавать карточки на каждую позицию, и такие условия уже породили волну мошенничества».

Дополнительные затраты на программное обеспечение

На уровне затрат и технических проблем вопросы маркировки не заканчиваются. Чтобы связать систему с «Честным знаком», необходимо дополнительное программное обеспечение стоимостью от 6 до 100 тысяч рублей в год.

Валерианова добавила:

«Это громадная машина выкачивания денег, но при этом за все ошибки по вине „Честного знака“ административную и уголовную ответственность несет предприниматель».

Обращение к властям

Предприниматели высказываются за то, чтобы власти рассмотрели возможность смягчения требований, а также частичной компенсации понесенных затрат. Наталия Астахова подчеркнула:

«Такие условия увеличат себестоимость продукции, что, в конечном счете, отразится на покупателях».

Результаты пока под вопросом

На фоне отсутствия исследований, доказывающих эффективность маркировки в улучшении качества продукции, обсуждение среди представителей малого бизнеса становится все острее. Замглавы Роспотребнадзора Петербурга отметила, что система «Честный знак» помогает выявлять сигналы риска, однако участники встречи не услышали конкретных примеров, подтверждающих позитивное влияние маркировки на снижение контрафакта.

Депутаты пообещали учесть предложения бизнеса и разработать законопроект, направленный на упрощение системы маркировки.

1010
55
21 комментарий

Очередной доп налог для друзей президента.
Причем ладно бы ещё это был просто налог, понятный какой то процент с продаж, это настоящие палки в колеса любой организации, которая вместо эффективного труда и создания ценности должна тратить время, энергию и людские ресурсы на действия которые не создают никакой ценности и просто не имеют смысла.
Никогда не будет экономического роста, если вместо облегчения процессов возникают только препятствия и новые и новые барьеры

10

Блин, это даже не налог, а мутировавший после ковида акциз НА ВСЕ!

4

Полностью согласен. Давно занимаемся маркировкой, большинство наших клиентов сталкиваются с трудностями описанными в статье. Хорошо бы упросить процесс маркировки для малых игроков и участников рынка. Одно дело автоматизация крупных предприятий производств, другое дело мелкие ИП.
Но к сожалению основная проблема кроется в самом Честном Знаке, процесс заказа марок через него настолько убог и примитивен, что хочется обнять и плакать, ну как, КАК можно было сделать всё так запутано, криво, неочевидно и нелепо?( Пользователи не могут самостоятельно разобраться во всём этом...

8

С маркировкой пока не сталкивалась, тьфу тьфу. Но кто знает как расширят категории.


Но про УКЭП в шоке была, примерно понимаю боль. БОльшинство документов и запросов теперь только в эл. виде делаются, а значит иметь укэп как бы обязательно. Оказывается, флэшка платная (2-3к), крипто про - платный (5к кажется пожизненная). И ещё езжай только в определённую налоговую. В Москве это 46. И тут как тут прям с утра как на вокзале стоят товарищи, готовые тебе втридорога продать эту флешку... Ппц.


Мне это нафиг не сдалось, кому надо - тот и платит, я считаю. Мне должны ещё и доплатить, за то, что я каталась на МЦД, потом автобусом и пешком. Туда идти как на оленях. А по итогу все затраты ложатся на клиентов итоговых. А чтобы дальше КриптоПро этот дурацкий активировать, ой... У меня лично и у мужа высшее оконченное, оба ИТ-шники. Но мы чуть не поссорились, настолько непонятно написано, поддержка нигде не отвечает, включают своих роботов, постоянно вырубалась эта флешка. Потратили на это целый рабочий день, когда должны были клиентам работы отдать и новые КП подготовить. Не понимаю, как условно ИП-шка молодая девушка, или женщина/мужчина, которые не имеют столько терпения и технической подкованности должны это делать?


А когда срок прошёл - конечно ничего покупать не стали. Пошли на Пикабу нашли палёный КриптоПро (сейчас уже вроде бесплатно сделали, не верится). Так что вполне вероятно, что и с ЧЗ также в тень уйдёт, ибо 1 руб за херню - многова-то. Проще зарегистрировать на бомжа или иностранца, которого фиг отыщешь. Да, риск уголовки, если поймают. Но если... А тут как бы с ЧЗ, с новыми НДС, с введением АУСН и прочих нечистей - вероятность не в ту сторону пукнуть 100%

4

60 копеек цены за маркировку это фейк. Производителям надо тоже ещё тратиться на дополнительное оборудование для печати и самое главное выделять, исходя из размеров, как минимум одного человека на зарплате, который будет делать карточки, заказывать коды, клеить их, передавать товары по электронной накладной. На Авито уже появились такие вакансии с зарплатой 90-130тр, эти расходы в итоге с начала оплатит предприниматель, а потом покупатели из-за подорожания товара для них, которым не то что не нужна маркировка, они даже не знают что это такое. Производителей, кстати, маркированных вещей практически нет потому что им это не выгодно. Несмотря на постоянные заявления честного знака о том, что рынок обеляется в таком-то процентном соотношении, они не предоставляют методики и источники расчёта, а рисуют цифры с потолка. Потому что главные источники товара одевающие всю страну это оптовые рынки в Москве, типа Садовода, а оптовики там сидят вообще даже без касс, не говоря уже о какой-то маркировке, и как можно понять сколько у них товара закупается розницей? Зато из конечного продавца в рознице, который хочет и работает честно платя налоги, за счёт маркировки сделали преступника с наказаниями в виде штрафов, конфискации и уголовного срока, за что такое отношение вообще?

3

ЧЗ - убогая и ненужная система, это так.
Но насчёт нескольких лет на заведение карточек и расходы на платный софт - это уже перегиб. Можно использовать бесплатный софт самого ЧЗ, а не посредников, хотя он и г. А новые карточки можно заводить копируя старые

2