Двойка отличнице

Жила девочка, которая, начиная со школьной скамьи, привыкла все делать на отлично и лучше всех вне зависимости от того, нравилось это занятие / предмет или нет. Других оценок не существовало: четверка означала полный провал, тройка - нонсенс, двойка - фантастика и невозможное. А если не удавалось получить пятерку, то чувство вины и самоедство выедало последние ресурсы и энергию.

Кому нужны были эти пятерки?

Конечно девочке, ведь именно такой способ она выбрала, чтобы закрывать потребности во внимании, в похвале, в том, чтобы не отчитывали и не ругали.

Сначала вспоминая детство, скажет, что вроде никто не наказывал и вслух не требовал пятерки, но потом добавит, что:

- отчим переполнялся гордостью за хорошие оценки / выигранные олимпиады и регулярно показывал это, сравнивая со родным непутевым ребенком;

- за оценки ниже "отлично", мать или бабушка говорили, что способна на большее, что надо было больше прикладывать усилий, что недостойна;

- мама или папа проявляли любовь только в случае отличных оценок или в присутствии девочки ругали брата, когда тот принес очередную двойку.

Девочка выросла, но до сих пор старается во всем преуспеть: даже в том, что не нужно, разонравилось, не интересно, ведь надо все доводить до логического конца: до отличной оценки со стороны окружающих: золотая медаль, красный диплом, рост в карьере быстрее коллег.

Она по-прежнему не может себя понять, не знает и не разрешает выбирать то, что нравится.

Работать или заниматься хобби в удовольствие нельзя, ведь любая активность и действие должны сопровождаться невероятным усердием для последующей похвалы окружающих, конкуренцией и стремлением выделиться на фоне других за счет занимаемой позиции, зарплаты, скорости роста или других оценок в мире взрослых.

Примерно такая может быть история у девушки, которая страдает синдромом отличницы. И в нашей культуре именно девушки в большей степени подвержены этому синдрому, к мальчикам, как правило, в детстве предъявляют другие требования.

Следующее определение этого синдрома достаточно полно описывает то, что происходит с девушками, страдающими от него:

Состояние неразрешимого противоречия, возникающее у людей, имеющих склонность к высокой самокритичности и стремлению к совершенству, при котором высокие ожидания и стандарты, установленные для себя, часто приводят к повышенному уровню тревожности, перфекционизму и чувству неудовлетворенности.

Причины и последствия синдрома отличницы

Причины, по которым девочки становятся «отличницами» - это их желание:

- избежать наказание: ребенок старается быть «удобным» и «идеальным», чтобы избежать критики, психологического, а иногда и физического насилия со стороны родителей или замещающих фигур (в нашем случае, это часто бабушка). Кроме того, не хочется чувствовать негативное отношение со стороны учителей и быть отвергнутым сверстниками.

- получить поощрение: желание получить похвалу, родительскую любовь и внимание, стать обладателем власти и почувствовать превосходство над другими и т.д. Например, получать хорошие оценки или продолжить семейную традицию в выборе профессии, даже если в этом направлении человек не видит призвания. Зато сколько гордости у родственников и внимания с их стороны!

И вроде, что плохого в том, что человек трудолюбив и старается все сделать хорошо? А в том, что одновременно с этими качествами приобретается:

- Чрезмерная важность мнения окружающих о том, что человек делает

- Чрезвычайно высокие требования к себе и к другим: «Если я могу, то и ты должен/сможешь». В первую очередь такой подход проявляется в отношениях в семье и с близкими, потом уже на работе

- Стремление к идеальному результату и страх допустить ошибку, которые не позволяют человеку жить полноценной жизнью и иметь свободу выбора, приводят к избеганию нового опыта

- Дисбаланс в личностном развитии: много навыков, знаний и умений, человек воспринимается окружающими как профессионал своего дела и высококвалифицированный специалист. При этом эмоциональная сторона жизни развита намного меньше

- Неадекватная самооценка, приступы самокопания и чувства вины в случае малейшего проступка или ошибки

- Перфекционизм и постоянное желание контролировать себя и других, в трате времени и ресурсов на доведение процессов до идеального состояния

- Сложности с определением личных потребностей, что приводит к подавленному внутреннему состоянию и неудовлетворенности жизнью

- Чувство конкуренции и превосходства, желание выделиться на фоне других, что приводит скорее к отстранённости и агрессии со стороны окружающих, а не похвале и внимании, которые так желанны для отличника.

Как закономерный результат такого подхода к работе и личной жизни: красивая картинка с одной стороны, пока с другой - выгорание, постоянное чувство несоответствия при наличии реальных достижений, отсутствие удовольствия и неспособность построить качественные длительные взаимоотношения с коллегами и в семейной жизни.

Оценить уровень важности оценок и чужого мнения вы можете в тесте по ссылке.

А изменить свое отношение и подход в работе и взаимоотношениях можно с помощью работы с психологом или псикоучем.

Если считаете, что эта проблема для вас актуальна, приходите на диагностическую сессию, вместе разработаем план работы.

44
8 комментариев

Шикарная статья! Все в точку) к сожалению

2

почему к сожалению? признание проблемы - уже половина ее решения!

про " к сожалению" поддерживаю )

Тут половине сообщества которые страдают что нет дизлайков ваша помощь нужна, только у них денежек нету

1

денежки всегда есть, вопрос приоритетов

а отчим не может проявлять любовь? а то как-то получается, что отчим гордиться, а папа про любовь....

1

по-разному выстраиваются отношения, папа тоже не всегда может дать заботы и любви. Но отчим не равно папа, папа всегда один в жизни каждого человека, а отчимов может быть несколько. Когда он есть, скорее всего это значит, что папа по каким-то причинам "бросил" девочку, значит, надо особенно бороться за внимание отчима, чтобы и он не бросил. А если есть еще общий ребенок у отчима с мамой, то с ним жуткая конкуренция за внимание родителей и замещающих их лиц.