Здравствуйте, меня зовут Алексей.
Я студент и давно играю в League of Legends. Знаю, что проводятся различные турниры по этой игре, и я хочу провести свой коммерческий турнир.
Хотелось бы услышать от экспертов в этой области, как можно их проводить и есть ли юридическая составляющая? Законно ли это вообще, как быть с правами на игру?
Заранее спасибо.
Отвечает Алексей Талан, CEO Click Storm
Заработок на киберспортивных турнирах, особенно онлайн-турнирах — практически нереальная затея. Тем не менее, у кого-то это даже получается. Издатели игр, конечно, в любой момент могут выдвинуть любые требования, однако, практика показывает, что этого никогда не случается. Тем более, если речь идёт о небольших суммах.
Естественно, как только вы захотите провести турнир на 10−50 тысяч долларов — стоит попробовать поговорить с издателем игры. Вряд ли они что-то вам запретят, скорее даже помогут продвижением.
В общем, если хочется попробовать — пробуйте. Ничего страшного не произойдёт. Если же удастся выйти на более менее весомые показатели заработка — можно будет договориться с издателями игр.
Удачи.
Пожалуй, даже заскриню для истории на случай внезапной пропажи этого, кхм-кхм, ответа.
Нет, серьёзно? Ладно Вилладж со своими ни в зуб ногой статьями и повторениями одного и того же в течение шести месяцев кряду, но VC, первое апреля ещё не наступило чтобы публиковать вот такие вот конструктивные и прекрасные ответы, где расписаны от и до возможные и невозможные подводные камни про отсутствие/наличие спонсоров, поиск площадки, нахождение инфопартнёров для освещения турнира.
На такой вопрос нужна, как минимум, статья, а не ответ в три недоабзаца.
Я не знаю. Я действительно сгорел от этого ответа на достаточно частый вопрос.
Первоначальная ситуация и достаточно стандартная, которая приходится по душе не очень многим людям, но тем не менее она есть. Как я говорил ранее — площадка для турнира. Это может быть любое место, в прямом смысле, где есть, первое, необходимая техника и, второе, отличное интренет-соединение. В основном, на первых началах кто-то старается провести свой турнир в стенах какого-то известного (или нет) компьютерного клуба, банально установив определённый взнос с команд (из него будет формироваться наш призовой фонд), либо достав определённую сумму из своего кармана, то есть, по сути и в теории, увеличив количество команд-участниц ввиду бесплатного входа, что может сыграть на руку в дальнейшей, скажем, турнирной деятельности.
В этом важны любые мелочи. Выберешь тесное помещение с одним кондиционером — неудобно для игроков. Пойдёшь в компьютерный клуб с хреновыми девайсами (сломанные наушники, липкие клавиатуры, коврики из пластика и вот это вот всё) — неудобно для игроков. Решишься провести турнир в снимаемом помещении — готовься с возможными проблемами с Интернетом/электросетью. Игрокам должно быть комфортно проводить время как и во время их матчей, так и в перерывах между ними. Сетка, увы и ах, порой может идти совсем не ровно.
Грубо говоря, найти отличное место со всем самым-самым и крутым-крутым не в столичных/крупных городах может быть довольно трудно. Да и в вышеупомянутых городах тоже можно и не найти.
Придётся отъездить несколько, возможно, дней только для того, чтобы договориться с (возьмём уже для старта именно компьютерный клуб) КК. У них ведь тоже свои условия могут быть. Бывают дико принципиальные засра... менеджеры, которые ставят условиями в позу, бывают и наоборот.
Первый пункт вкратце всё.
Второй. Инфопартнёрство.
LAN.
Бегая по городу и раскрикивая что-то там про турнир по Лиге Легенд по такому-то адресу такого-то числа... ну, это ведь совсем не то, на этом далеко не уедешь.
Можно мониторить местные СМИ, написать каждому (в целом, вся организация турниров состоит в том, чтобы написать как можно большему количеству брендов/СМИ/КК и выставить себя актуальным и что-то могущем), порой там бывают определённые рубрики с возможностью публикации игровых новостей.
У КК, кстати, тоже зачастую есть свои группы в социальных сетях, куда запросто можно кинуть анонс.
NE-LAN.
Социальные сети куда более шероховатые в этом смысле. Где-то сидит админушка по найму, который думает не головой, а тем, чтобы "за любой рекламный пост 300 рублей", а в группе полтора землекопа сидит. Такие товарищи идут мимо. Здесь сразу искать или, как бы это громко не было сказано для региона СНГ, медийных личностей по Лиге Легенд (у них тоже есть свои паблики) с просьбой дать объявление. Также есть организации, о них можно запросто узнать из #спонсорскийматериалпубликуемкаждыйдень статей. Написать им. Правда, если группа в 20-30 тысяч человек со смешнявочками/няшечками/урурушечками и прочим высокоинтеллектуальным контентом проводит свой турнир, то шанс на инфомощь куда меньше, но лучше на всякий случай написать. Может и прокатит. Этот абзац также можно отнести и к первой части второго пункта.
Студент? Программа Студенческих (да-да, уже не студенческих) Гильдий — прекрасная возможность. Правда, я вот не знаю про поддержку именно коммерческих турниров.
/Для турнирых сеток лучше не использовать отдельные сайты типа chall-что-то-там, ибо в СНГ имеются интернет-ресурсы, которые могут предоставить себя как площадку для турнира + выступая инфопартнёром + у них, скорее всего, будет свой стример. Если нет, то придётся и его искать/
Грубо говоря, важен охват и важно то, как представляется турнир. Много команд? Хорошо. Публичное и популярное место/сайт среди игроков? Ещё лучше. Вас поддерживают разные организации и спонсируют? Отлично!
Третье. Спонсорство.
Ну здесь уже как повезёт. Если раньше можно было чуть-чуть полениться (тем не написать, этих не посмотреть), то здесь писать, писать, писать и писать. MSI, Nvidia, магазинам компьютерной техники, мобильным операторам, магазинам игр и, в конце концов, Riot Games, чтобы те выслали какого-нибудь мелкого мерча вроде стрессболлов и браслетиков (ну и RP, куда без этого).
А может ещё и Триумфального Райза смогут выделить. Среди игроков Лиги Легенд, насколько я знаю, обладание этим образам достаточно серьёзное достижение.
Это если рассматривать только физические и виртуальные призы.
Деньги. Здесь также есть своя юридическая часть. Некоторые компании придерживаются определённых планок, мол, если в этом турнире призовой фонд меньше 10000 долларов, то пусть проводят и мы никаких требований и претензий выставлять не будем + не стоит забывать про налог на призовые выплаты. В РФ это, насколько я помню, что-то вроде 30%?
Четвёртое. Права на игру. Юридические вопросы.
А здесь проще. Пишем приветик-письмо на контактный адрес и получаем полный ответ. Правда, чаще всего такая информация находиться в открытом доступе и найти её не составляет труда. Также открываем необходимые кодексы и законодательства страны и вперёд штудировать.
Всё.
Это сугубо моё мнение, которое основано, пусть не на таком профессиональном опыте как у Алексея из Click Storm (да, я очень горю от этого ответа, просто полыхаю, уж проcтите, попутно заставляя себя поверить в шуточность ответа), но имеет определённый фундамент.
Читатель задаёт вопрос: «Как купить жирную ссылку с ЦП?»
Отвечает гендиректор «Хер-Пойми-Чего» Геннадий Безызвестный:
«В общем, если хочется попробовать — пробуйте. Ничего страшного не произойдёт.»
Какой содержательный ответ
В общем постараюсь и сам дать ответ перед сном, вопрос задан про League of Legends и я постараюсь разобрать на примере этой игры:
Для организации собственного турнира вам необходимо определиться с целями. Либо вы проводите его для заработка, либо проводите его для удовольствия сообщества. В каком формате собираетесь провести — онлайн или оффлайн (в сети или на какой-нибудь площадке/клубе/арене).
Рассмотрим все варианты по порядку. Начнём с первого — развлекательный турнир, без коммерции. Тут всё достаточно просто. Вы ищите партнеров, кто может предоставить вам призы (это также могут быть и Riot Games, но при условии имеющейся у вас проработанной программы мероприятия. К примеру — есть помещение, есть информационные партнеры, есть площадка для стрима и стример и осталось дело только за призами. Тогда они могут выделить какие-нибудь ништяки, никто не говорит ни о чём грандиозном, но они будут приятными для игроков (к примеру те же RP)).
Для проведения такого турнира в онлайне у вас должно быть:
— Стрим + стример
— Информационные партнеры (участники, пиар, чтобы заинтересовать спонсоров для выделения вам призов)
— Проработанный регламент турнира и желательно опыт в этой сфере.
Для проведения турнира в офлайне у вас должно быть:
— Площадка, на базе которой проведете турнир (клуб к примеру).
— Программа мероприятия (конкурсы, розыгрыши, опять же чтобы заинтересовать игроков и спонсоров)
— Информационные партнеры
— Опять же трансляция в прямом эфире.
Описанное выше, на самом деле, позволит вам наработать базу для проведения более крупных турниров. Начав с малого и привязав к себе сообщество/аудиторию вы сможете продвигать новые турниры, уже со взносами к примеру. Перейдем к ним:
Турниры со взносами не так интересны игрокам по той простой причине, что игра слишком популярна и по ней проводится очень много турниров, для участия в которых не обязательно платить. Поэтому проведение турниров в онлайне сомнительно, со взносами. Однако проведение LAN-турниров, с теми же самыми взносами, вполне возможно, при соблюдении ряда условий.
— Это должно быть крайне фаново и зрелищно. К примеру шоуматчи в рамках турнира, приглашенные гости, конкурсы и розыгрыши.
— Площадка для проведения турнира должна позволить игрокам не только поиграть, но и отдохнуть за просмотром матчей. То есть киевская арена, как пример, отлично бы подошла для такого благодаря диванам и огромного экрану + кухне, где в перерывах между матчами игроки просто могут расслабиться и отдохнуть.
Ваша задача выбить также призы от спонсоров, дабы заинтересовать участников. за 70% призового фонда будет участвовать меньше игроков, чем к примеру за 70% призового фонда + девайсы ,сами понимаете. Но для этого у вас должны быть очень хорошие инфо-партнеры, так как людям очень важен охват рекламируемой продукции для выделения вам девайсов. Опять же можно состыковаться с Riot Games, которые (при должном подходе и если вы уже хорошо зарекомендовали себя в сообществе) могут вас чем-нибудь поддержать, а если это средний/крупный турнир, да ещё и в Москве, да ещё и атмосферный (гости, конкурсы, тусовка), то могут и сами посетить эвент, пообщавшись с игроками.
Следующий турнир. Крупный. Ну тут всё прозрачно:
— Огромный медийный охват.
— Превосходная шоу программа
— крупные призовые (без взносов, денежные и девайсы)
— Возможен как оффлайн формат, так и LAN. Просто в зависимости от выбора формата будут меняться и мероприятия в рамках шоу программы.
Как-то так. Писал перед сном, если есть вопросы — пишите в комментариях, завтра с утра дополню в случае чего.
Ух ты, привет Таверне. :D
Юридической составляющей - нет.
Да законно.
Разработчикам игр плевать на мелкие турниры, для них это очередной пиар их продукта.
Но есть ряд моментов:
1.0 League of Legend в СНГ не популярна (по крайней мере так было год назад)
1.1 Неизвестные команды и игроки никому не интересны.
1.2 Коммерческие турниры с нормальными командами начинаются от 10к$ (и это только призовые), рынок уже настолько забит что теперь у более менее нормальной команды есть свой райдер, зависит от от наглости самой команды (организации).
1.3 Если турнир онлайн - то это пол беды. Можно обойтись стримом, который опять же никто смотреть без рекламы не будет. Помимо этого рядового школьника на твой стрим уже не заманить без всяких бонусов (конкурсов / розыгрышей). Рынок забит и тут.
1.4 Если это лан турнир - тебе надо найти площадку на время проведения для мск это был москоу сайбер стадиум (60к в день, привет Нирвана). Все вопросы по трансферу и проживанию команд ложатся на тебя (самолет гостиницы итд)
1.5 Профит? Его тупо нет, если нет контактов у спонсоров, а спонсорам не интересны ноунеймы им нужен пиар и охват.
Так что если у тебя есть минимум 50к$ то я бы советовал их потратить в другое направление.