В Англии отставить свои права легко. Там прозрачная судебная система, и все во благо человека. И люди этим активно пользуются. Прописывайте правила и бизнес-процессы по возможности сразу. Иначе за это можно дорого поплатиться, как это случилось с нами.
Расскажу на примере. Наша страховая компания заплатила £7000 за «повреждения», которые получила уборщица на работе.
За время своей работы с нами Мария (имя изменено) сходила на работу всего дважды. Спустя несколько дней после своей второй работы она прислала нам фото на наш тогда рабочий WhatsApp. На фото она демонстрировала свою ногу с ожогами. Ожоги Мария получила во время чистки духовки у клиента. Мария капнула жидкостью для чистки духовки себе на джинсы и прожгла их так, что получила шрамы «на всю жизнь», как позднее она написала в своем иске к нам. Шрамы были, но реально незначительные. Мы уточнили у Марии хочет ли она, чтобы мы обратились в страховую компанию с ее случаем. Мария ответила: «Нет, не надо. Просто предупредите всех остальных уборщиков».
Нам надо было сразу бежать в страховую за советом. Могли бы дешевле отделаться. Но мы работали всего 3 месяца, процессы все еще не описали. И чего ждать не очень себе представляли. Спустя какое-то время после инцидента девушка от нас ушла, подав параллельно на нас иск о том, что мы не проинструктировали ее должным образом, поэтому она пострадала на работе и получила как физические, так и психологические травмы, ущерб которых она оценивает… в 7000 фунтов! Со стороны Марии достаточно было письменного заявления, в котором она написала, что мы не провели инструктаж (мы его провели, но без видео фиксации), она пострадала, проинформировала нас об этом и теперь требует компенсировать ей убытки. Доказательств того, что она официально нас уведомила о происшествии, нет - кроме сообщения в WhatsApp. Инструкция на бутылке, где четко написано, как надо использовать средство – не доказательство. То, что духовка вообще не входила в заказ, никого не волнует. С нас же затребовали кучу разных бумаг и информации о наших бизнес-процессах. И главное, запись тренинга, которого у нас не было.
Будь у нас юрист, мы обязательно бы подали ответный иск. Но у стартапа, которым мы были, не был заложен бюджет на юриста. Поэтому все, что мы могли сделать – сказать себе спасибо за то, что у нас есть страховка, которая покрыла этот кейс и …. усовершенствовать наши бизнес-процессы. Мы создали видео-инструкции, которые встроили в приложение уборщиков.
Пишите правила.
Как ни странно, но такие статьи заходят только когда уже набив свои собственные шишки интересуешься, ага, чьи грабли толще. В этот раз сохраню впрок, ирландцы зовут ибо. Кстати, есть какая-то информация о стартап-климате в Ирландии?