Как мы EV-каршеринг запускаем

Привет! Почти 9 лет являюсь читателем VC и наступила моя очередь рассказать о своем проекте. Меня зовут Всеволод и я с командой работаю над новым каршерингом в Москве на электромобилях — ХОДУ. С какой концепцией хотим запустить шеринг, в чем отличие от действующих игроков и как вообще мы к этому пришли.

Как мы EV-каршеринг запускаем

Ретроспектива

Мы небольшая IT-компания по разработке платформ для шеринга. Участвуем в жизни шеринга с 2019 года и сейчас работаем с клиентами в 6 странах по трем основным направлениям: каршеринг, кикшеринг (СИМ) и быстрая QR-аренда (Web Apps/PWA)

Структура компании
Структура компании

В душе давно хотели стать не только поставщиками ПО, но и реализовать свой B2C продукт.

Помимо нового направления для бизнеса, в этом есть и практический смысл — увидеть взаимодействие с софтом со стороны клиента, найти слабые места и прочувствовать «работу в поле» на себе, а не только в виде обратной связи. А еще получить рабочий кейс в Москве (после консолидации рынка каршеринга в России мы переключись на западные рынки и демонстрационного сервиса не осталось). Да и черт возьми, хочется сделать продукт, клиентом которого я стану в первых рядах.

И в этом году идею стали воплощать в жизнь. Сложилось так, что новая ниша стала отчетливо видна — интерес города в развитии электромобильности, достойные модели электромобилей (и запас хода), а главное есть спрос на китайские машины со стороны клиента.

Под каршерингом мы говорим о модели free-float, когда автомобили стоят на улицах города и доступны для аренды. Делать прямую аналогию с 4-кой действующих операторов будет не совсем корректно — достигнуть такой доступности нет ни бюджета, ни конечной цели . Проект более андеграундный.

Вот так появился проект ХОДУ

Концепция

Целью является дополнить и разнообразить действующий шеринг — познакомить с новыми моделями и сделать ставку на качество, а не количество.

С концепцией между классическим прокатом и действующим каршерингом. И если постараться описать идею тремя словами, то получится Test Drive Moscow, где мы хотим дать возможность пользователю получить новые ощущения от EV/BEV или свой личный опыт вождения перед покупкой автомобиля, как один из сценариев.

А в силу своего малого размера, попробуем обернуть это в свое преимущество. С бизнес-моделью в противоположность действующим игрокам:

Вместо борьбы за сохранение своего положения и увеличения расходов на конкуренцию — оптимизация костов. Вместо увеличения плотности автомобилей — ставка на максимальную частоту поездок и минимальное простаивание. Выжать все соки из эффективности каждого автомобиля. И не перекладывать это на конечную стоимость для клиента, а предоставить конкурентную цену или даже ниже.

Одной из составляющего этой идеи является система с платной регистрацией, выступающей в роли регулятора спроса и предложения. С последующей идеей перехода на модель подписки.

Стадия проекта

Карта проекта
Карта проекта

Идея, даже с запасом оптимизма за спиной, из разряд безумных. И мы пошли еще дальше. Не просто до шага презентации идеи или MVP в репозитории, а запустили сервис в «пилотном» режиме в июле, с рабочей операционкой и настроенными бизнес-процессами.

На собственные средства легло самое неприятное, а именно расходы на обкатку этой идеи и стадию Proof of Concept. Кто-то скажет, что идею стартапа лучше проверять за счет инвестора, но размывать долю на посевной не очень хочется. По этой причине мы довели до этапа, когда проект уже работает и остается дело уже за масштабированием.

Если взять аналогию, что-то вроде SPAC-компании для выхода на биржу, где нулевой километр пройден за вас и вы получаете готовую базу для дальнейшего развития.

Электромобили

На сегодняшний день изучили и интегрировали несколько автомобилей: Evolute i-Jet (Aito/Seres), Ora 03 GT (GMW) и Zeekr X (Geely).

В приоритете интегрировать официальные электрички в России и горячие новинки из Китая. Такие как Exlantix (Chery), Avatr (Changan), eπ (Dongfeng), Xiaomi и отечественный ATOM.

Тут может получиться интересная история с брендами и формирование площадки как маркетинговый инструмент — самостоятельный тест-драйв, увеличение узнаваемости автомобильного бренда, конвертируемость активных пользователей в покупателей с низкой стоимостью привлечения пользователя (Customer Acquisition Cost).

Какие-то модели будут представлены единичными экземплярами, а для масштабирования проекта хотим остановить свой выбор на наиболее эффективной модели в пропорции 50/50 на весь автопарк — не плодить совсем уж большой зоопарк.

Что касается телематики, то каждая новая модель это целый квест в плане подключения. Например в отличии от знакомых «немцев», процесс сводиться не просто к установке нужной конфигурации CAN, а к полноценному R&D и креативному подходу в этом вопросе :).

Приложение

Приложение iOS
Приложение iOS

В приложении решили вернуться к истокам каршеринга по пути упрощения и отсечения всего лишнего, минимализм и понятная ценовая политика, без динамических тарифов, скидок поверх кэшбеков, персональных коэффициентов и стиля вождения.

Знать цену в любую погоду посреди ночи без запуска приложения — бесценно.

Развитие

Пробегая глазами по тексту, приветствие получилось с конкретными целями на площадке про VC. В поисках партнера, кто не только финансово участвует в проекте, но и с переплетением по продуктам (эквайринг, лизинг, IoT, M2M, EV-Charge), по автомобилям (прокат, каршеринг, дилер, автопроизводитель) или по новым тенденциям владения и потребления услуг (подписка, Sharing Economy, развитие экосистемы).

Своими силами получится нишевая история, а вот для создания чего-то заметного для рынка в любом случае потребуются партнер для роста. И речь не только о финансах.

P.S. Без ссылок на телеграм. Давайте лучше здесь оставим поле для комментариев в стиле Q&A, готов ответить на вопросы.

По личным вопросам на почту: seva@onosov.ru

Мб Цукерберг и позвонит.

55
13 комментариев

Как решите проблему с разряжающимися машинами? В топ-4 каршерингов всегда можно поехать на заправку и получить компенсацию бонусами/рублями. В случае с EV же «заправляться» сильно дольше — есть идеи, как развлечь водителя?

Ответить

Заряжаем своими силами и аутсорс-чарджерами между арендами, как правило, в ночное время

При большом желании зарядить самому — можно оставить автомобиль на зарядке после аренды или остаться в машине для изучения Китайского (Zeekr еще не русифицирован), время компенсируется

2
1
Ответить

Прочитал так и не понял. Почему я как клиент должен выбрать этот сервис. Потому что что?

Ответить

Если посмотреть с позиции, что каршеринг в Москве до сих пор не закрывает весь спрос и увеличение автопарка любым из операторов это только плюс – то в каком-то из сценариев, наши автомобили окажутся ближайшим или единственным вариантом.

Если смотреть при равных условиях, то перед нами стоит вариант Kia Rio или Zeekr X за, условные, 12 руб/мин. и даже если я совсем равнодушен к вождению и особых чувств к электромобилям не питаю, то это будет просто автомобиль классом выше.

2
Ответить

Возможно ли на данном этапе развития ХОДУ попасть в команду? Или увеличение штата пока не планируется?

Ведь уже 2 недели некоторые машины стоят недоступными на карте, и вероятнее всего ожидают кого то или что то

Ответить

На текущим этапе, команда сформирована. Нас 6 разработчиков и ИТ-блок закрываем сами, а касательно найма чарджеров в штат — для этого еще не наступил момент и экономической выгоды в этом нет.

В моем представлении модель управления разбивается на порядки: 10, 100, 1000 автомобилей. И для каждого порядка меняются бизнес-процессы, порой, с ног на голову.

1
Ответить

Есть ли сейчас у Вас необходимость в расширении своего электро-авто-парка? Существует ли для Вас определенная цифра, которая бы говорила, что «уже хватит машин, достаточно»? Планируете ли развивать свое дело в других регионах?

Ответить