Крупнейшая строительная компания России на грани банкротства

Компания «Самолет» – тот самый гигант на строительном рынке, который разросся по всей России, сталкивается с серьезными проблемами. Виной всему – резкий скачок процентных ставок и отмена льготной ипотеки. Эти изменения не просто затормозили продажи, а поставили под угрозу сам бизнес.

Главный акционер, Михаил Кенин, настолько обеспокоен ситуацией, что всерьёз задумался продать свою долю, чтобы избавиться от убыточного актива. На фоне этих событий волнения распространяются не только вокруг «Самолёта», но и на всю отрасль – ведь эта история затрагивает не только конкретную компанию, но и многих россиян, работающих в строительной сфере и покупающих жильё.

Крупнейшая строительная компания России на грани банкротства

Как всё началось

Ещё несколько лет назад строительный сектор буквально ликовал: программа льготной ипотеки открыла для россиян двери к мечте – своему жилью. Популярность новостроек взлетела до небес, что позволило девелоперам, таким как «Самолет», развернуться на полную катушку. Только представьте: компания владеет землёй площадью в 50 млн квадратных метров и ведёт строительство на 5,5 млн «квадратов». И это всё росло как на дрожжах – спрос был, и инвесторы были довольны.

Но счастье длилось недолго. Центробанк поднял ставку, убрал льготные кредиты – и всё резко поменялось. Теперь, когда ипотека подорожала, люди просто не хотят, а скорее, не могут ее брать. В итоге, продажи «Самолёта» рухнули почти наполовину, а прибыль и вовсе обвалилась, причём буквально за один квартал. Долги растут, прибыль тает, перспективы смутные.

Паралич рынка: в кредитном капкане

Можно сказать, что строительный бизнес изначально был на крючке у банков, ведь большинство проектов – это долгосрочные стройки с крупными вложениями, которые нужно чем-то покрывать. А тут кредиты стали в разы дороже – компании, которые брали займы на строительство, попали в капкан высоких ставок. Кредиты, которые раньше были жизненно необходимыми, превратились в настоящую финансовую удавку.

И вот к чему это привело: облигации «Самолёта» на бирже начали стремительно дешеветь, доходность по ним взлетела до 36% годовых. Это огромный риск, который теперь видят инвесторы. Они больше не уверены, что компания выдержит, и требуют высокую доходность за свои вложения. Говоря проще, рынок теряет веру в «Самолёт».

Продажа акций: решение в духе времени

Ситуация дошла до того, что сам Михаил Кенин рассматривает возможность продать свои 31,6% акций компании. Обычно такие шаги не делают просто так – особенно когда речь о крупной и стабильной компании. Это указывает на то, что ситуация действительно сложная, и даже главные акционеры начинают задумываться о будущем бизнеса.

Крупнейшая строительная компания России на грани банкротства

Почему это важно для многих

Может показаться, что проблемы одного застройщика не должны особо волновать людей. Но всё далеко не так просто. Стабильность таких компаний, как «Самолёт», – это не только квартиры на продажу. Это рабочие места, это доходы множества семей по всей стране. Представьте, что сотни тысяч семей ждут свои квартиры или строят планы на будущее жильё. А теперь вообразите, что этот спрос падает, строительство замедляется, и сроки срываются. Всё это переносит мечты на «неопределённый срок».

К тому же «Самолёт» – это больше 10 тысяч сотрудников по всей России. Если компания начнёт сокращения, то за ней последуют и смежные отрасли: поставщики стройматериалов, компании по аренде техники, да и просто рабочие, которые трудятся на стройках. Это цепная реакция, которая рискует затронуть многие сферы.

Поддержка государства: а она нужна?

Эксперты говорят, что без помощи государства таким гигантам, как «Самолет», не обойтись. Государство может стабилизировать рынок: пересмотреть программы кредитования, вернуть льготы, чтобы спрос на жильё снова начал расти. Ведь если рынок упадёт, это приведёт к убыткам, которые отразятся и на экономике, и на социальной сфере.

Но и здесь возникает вопрос: как долго власти смогут поддерживать бизнес, если и без того ресурсы идут на решение других "важных" вопросов известно где? Ведь есть другие крупные проблемы, от инфляции до санкций, которые тоже требуют бюджетных вливаний. И пока не ясно, смогут ли власти долго поддерживать строительный сектор.

Крупнейшая строительная компания России на грани банкротства

Что ждёт «Самолёт» и рынок недвижимости

Проблемы у «Самолёта» показывают, что кризис накрывает весь строительный сектор. Это не просто беда одного девелопера, это маркер состояния всей отрасли. И если спрос на жильё не восстановится, компании начнут замораживать проекты. А это может привести к дефициту, который вызовет рост цен на жильё, ценник на которое и без того вырос неимоверно.

Скорее всего, у системообразующей компании есть шансы на выживание: реструктуризация долгов, смена стратегии и продажа активов могут дать передышку. Но даже если удастся выкарабкаться, дорога к стабильности будет долгой.

Подписывайтесь на телеграм и канал в Дзен – там больше интересного по теме и не только.

11
3 комментария

Крутое пике? Главная поблемма компании - отсутствие "запаса прочности", как у простого инвестора "финансовой подушки". А все рождается из амбиций - быть самым большим - отсюда кредиты м желание "жить с оборота". А если оборот упал?

Ответить

Алло, есть кто?

Ответить

Нет никого!

Ответить