[Слово есть а смысла нет? ...или почему аудирование бесполезно]

Простейший элемент языка - слово.

Сфокусируемся на нем, чтобы понять, как работает язык.Слово состоит из смысла и звуков, с помощью которых этот смысл передается.

И, если со звуком все понятно, то на смысле надо остановиться подробнее. В этой статье я рассматриваю смысл как ощущение, переживание, которое возникает, когда ты забыл слово. Например, просишь родственника подать зонт: "Дай мне, эээ, ну как его..." В этот момент слова нет, но ты точно знаешь, "ощущаешь" то, что тебе нужно. Смысл может сопровождаться в ощущениях визуальным образом, а может и не сопровождаться. Например, если смысл сложный или абстрактный.

С точки зрения взаимодействия смысла и звука есть три ситуации.

1. Только звук, а смысла нет.

2. Звук соединяется со смыслом через посредника - перевод.

3. Прямая связь. Ощущая смысл, сразу говоришь слово, и наоборот - слышишь слово и сразу ощущаешь смысл.

Для восприятия речи первые два варианта бесполезны. Первый очевидно бесполезен. Второй же просто очень медленный и трудоемкий. Скорость второго варианта недостаточна даже для очень медленной речи.

Третий вариант это и есть восприятие на слух.

Весь юмор здесь в том, что прослушивание не создает связи смысл-слово. Когда ты воспринимаешь что-либо на слух, ты лишь активируешь УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ связи, а не создаешь новые.

Грубо говоря, аудирование - это операция чтения из базы данных. На вход получаешь звуки и воспринимаешь лишь то, что УЖЕ есть в твоей базе в виде связки смысл-слово.

А чтобы создать больше связей смысл-слово, нужна операция записи.

И эта операция - действие, которое я называю "выражение смысла". Это проговаривание слова, при котором ты выражаешь смысл "напрямую", как бы "называешь, даешь имя" объекту или действию.

Мой десятилетний опыт в преподавании такой техники позволяет сказать, что это сделать непросто. Прежде всего потому, что есть уже очень хорошо накатанные рельсы школьного мышления. Ментальные привычки, которые заставляют действовать по старинке. Из разряда: "сначала запомню, а потом буду заниматься вот этими вашими выкрутасами".

Для этого я разработал специальные практики и упражнения. Но об этом в следующей статье.

Итог. Ты можешь воспринять все, что можешь выразить. Как только ты "выражаешь" дословно и напрямую что-либо, в ту же самую секунду ты научаешься это воспринимать.Поэтому хочешь прокачать восприятие на слух? Прокачивай осознанное беспереводное говорение!

Я вконтакте. Буду рад видеть в друзьях!

[Слово есть а смысла нет? ...или почему аудирование бесполезно]
1 комментарий

Наша команда как раз разрабатывает телеграм бота на грани звуков и смысла. Информацию о Ваших практиках и упражнениях разместим в канале в обмен на звуки. Присоединяйтесь. 

Ответить