Повелители времени: как применять тайм-менеджмент

О техниках тайм-менеджмента и повышения продуктивности в рабочих и личных делах.

Повелители времени: как применять тайм-менеджмент

Дедлайны поджимают, задачи копятся, а времени порой не хватает даже перекусить? Пора внедрить одну из методик тайм-менеджмента!

Материал посвящен методам организации времени, чтобы всё успевать и не переживать о сгоревших дедлайнах.

Содержание статьи:

Тайм-менеджмент: что это и зачем он нужен

Тайм-менеджмент (time management) — это умение грамотно организовывать свое время. Навык необходим для успешного и своевременного выполнения профессиональных и личных обязанностей.

Навык планирования и умение поддерживать баланс между профессиональными обязанностями и личными делами ценны для всех: от рядовых сотрудников до топ-менеджеров.

Применение техник тайм-менеджмента не только способствует росту эффективности. С их помощью можно:

  • фокусироваться только на приоритетных задачах, избегая лишних затрат времени на второстепенные дела;
  • совершенствовать профессиональные компетенции и двигаться по карьерной лестнице;
  • беречь ресурсы компании и поддерживать командный дух, уменьшая стресс и предотвращая выгорание и текучку кадров.

Основы управления временем

Принципы тайм-менеджмента помогают проще внедрить его методики в работу коллектива и повседневную жизнь. Чтобы гармонично совмещать различные сферы жизни и всё успевать, можно применять следующие подходы:

  • Приоритеты. Невозможно выполнять все дела одновременно — важно сначала выбрать самые значимые и сосредоточиться на их выполнении.
Разделение дел по степени важности 
Разделение дел по степени важности 
  • План. Ясная последовательность шагов помогает избежать беспорядка и четко наметить порядок действий. Всю работу можно отобразить наглядно: на бумаге, доске, в таблице или онлайн, например, в сервисе Kaiten.
  • Баланс. Постарайтесь не реагировать на сообщения и звонки по работе в нерабочие часы. Для этого нужно обозначить четкое время, когда вы готовы решать рабочие вопросы, а когда недоступны.
  • Правильные паузы. Социальные сети, беседы с коллегами и перекуры могут как снять стресс, так и отнять рабочее время. Важно научиться отличать от желания побездельничать полезные перерывы, во время которых вы действительно наполняете свой ресурс.
  • Перезагрузка. Переключение на личные интересы и отдых помогает снимать напряжение. Посвятите время близким и хобби, не забывайте брать отпуск для восстановления сил.
  • Запас времени. Даже при тщательном планировании могут возникнуть непредвиденные обстоятельства. Запас времени позволит вам справиться с незапланированными задачами и срочными встречами.
Запас времени в рабочем расписании 
Запас времени в рабочем расписании 
  • Простота. Если вопрос можно решить через телефон или чат, нет смысла организовывать встречу. Также, если для беседы по задаче достаточно одного сотрудника, не нужно приглашать всю команду.
  • Один подход. Существует много методов тайм-менеджмента, но нет нужды сразу пробовать все. Выберите один подход, используйте его некоторое время и оцените его эффективность.

Планируете внедрить в работу команды тайм-менеджмент? Пользуйтесь лучшими сервисами для командной работы.

Тайм-менеджмент: популярные методики и подходы

Существуют методы управления временем, которые предлагают как четкие условия, так и адаптивные подходы, позволяя как планировать ближайшие несколько часов, так и ставить долгосрочные цели. Стратегии тайм-менеджмента выбирают в зависимости от характера стоящих задач, подхода к работе и особенностей личности. Рассмотрим некоторые из них.

Метод помидора

Схема техники Pomodoro
Схема техники Pomodoro

Метод помидора (помидорная техника, метод Pomodoro) — это способ, позволяющий эффективно распределить короткие отрезки времени. Автором метода стал предприниматель и программист Ф. Чирилло, который при первых попытках внедрения метода применял кухонный таймер в виде помидора.

Суть метода: для применения метода потребуется таймер, на котором засекаются 25 минут. В этот период необходимо сконцентрироваться исключительно на одной задаче и не отвлекаться. По завершении времени делается пятиминутный перерыв. Такой 30-минутный блок и зовется «помидором».

Всего выполняется четыре таких блока, каждый с обязательным коротким отдыхом в 5 минут. После завершения всех четырех «помидоров» следует более длительный перерыв — около получаса. Это позволяет освежить мысли и подготовиться к следующему рабочему циклу.

Чем полезен: техника Pomodoro помогает сосредоточиться и справляться с рутинными задачами, для которых необходима высокая степень концентрации. При этом подход дает возможность отдохнуть между подходами.

Преимущества:

  • полная концентрация на текущем деле;
  • быстрый отклик в виде короткого отдыха, что поддерживает мотивацию;
  • легкость в применении;
  • без отвлечений вне пауз между работой;
  • выработка самодисциплины.

Недостатки:

  • таймер может создавать ощущение давления и заставлять торопиться;
  • не подходит для задач, требующих креативности;
  • при частом применении техника может утратить эффективность, поэтому лучше использовать ее с перерывами.

Метод «съесть лягушку»

Повелители времени: как применять тайм-менеджмент

Метод «съесть лягушку», разработанный бизнес-тренером Б. Трейси, помогает быстро справляться с задачами, которые не хочется выполнять.

Суть метода: под лягушкой подразумевается небольшая, но неприятная или трудная задача, с которой стоит начать рабочий день. Утром, когда мозг еще свеж, такие дела выполняются проще и быстрее, чем в конце дня.

Чем полезен: подход особенно эффективен для небольших задач, вызывающих внутреннее сопротивление. Суть метода в том, чтобы не откладывать сложные дела, а взяться за них сразу, освободив остаток дня для других более приятных занятий. Кроме того, после трудной задачи остальные дела кажутся легче, а вечернюю часть дня можно посвятить себе как награду за завершенную работу.

Преимущества:

  • позволяет сосредоточить силы и внимание на трудной задаче, выполняя ее на пике энергии;
  • уменьшает уровень беспокойства, так как сложное дело перестает «давить» своим ожиданием;
  • помогает избегать накопления отложенных задач, что снижает риск задержек и осложнений;
  • придает чувство удовлетворения и создает положительный настрой на оставшийся день.

Недостатки:

  • подходит в основном для относительно небольших и краткосрочных задач;
  • существует возможность ошибиться с выбором действительно важной или трудной задачи;
  • старт с непростой задачи может, наоборот, вызвать утомление, снизив продуктивность.

Канбан

Пример Канбан-доски
Пример Канбан-доски

Канбан — это гибкая методика управления рабочими процессами, которая является частью гибкой методологии Agile. Этот метод удобен для организации командной и личной работы.

Суть метода: основная идея Канбана заключается в визуализации задач на доске, разделенной на несколько колонок: «В очереди», «В работе» и «Готово». Количество колонок и их наименования можно адаптировать под потребности конкретного процесса.

Каждая задача оформляется в виде карточки и начинает движение по доске с колонки «В очереди». По мере выполнения она перемещается из одной колонки в другую: сначала в «В работе», а после выполнения — в колонку «Готово».

Канбан-доску можно вести как в физическом формате, например, на офисной доске, так и в цифровом виде, используя онлайн-сервисы вроде Kaiten. Регистрируйтесь, чтобы бесплатно опробовать систему здесь.

Чем полезен: правильная организация доски позволяет наглядно контролировать прогресс работы и балансировать нагрузку.

Преимущества:

  • вся работа наглядно видна и размещена в одном месте;
  • процесс выполнения дел легко отслеживается, помогая оценить текущую нагрузку и прогресс;
  • одинаково эффективен для больших проектов и мелких задач;
  • четко распределяются обязанности между участниками команды;
  • помогает быстрее двигаться к выполнению работы.

Недостатки:

  • не эффективен, когда сложно точно понять, когда задача выполнена;
  • не лучший выбор для задач, требующих планирования на долгосрочную перспективу;
  • задачи способны замедлять общий рабочий поток, застревая в процессе выполнения в колонках;
  • не применим, если проект требует точной отчетности и имеет строгие дедлайны.

Метод «съесть слона по кусочкам»

Разделение объемного проекта на более мелкие задачи 
Разделение объемного проекта на более мелкие задачи 

Метод «съесть слона по кусочкам» помогает справляться с большими и долгосрочными задачами, которые часто откладываются из-за своей сложности или объема.

Суть метода: Основная идея заключается в том, чтобы разбить крупное задание на более мелкие, управляемые этапы, которые можно выполнять по очереди. Вместо того, чтобы бояться всего «слона», его можно «разделить» на кусочки, которые легко «усвоить».

К примеру, есть задача найти поставщика. Это сложный и многоступенчатый процесс. Чтобы облегчить выполнение, дело разбивается на небольшие этапы: составить список потенциальных партнеров, связаться с ними и запросить прайс, назначить встречи, подготовить договор и пр. Если нужно, каждый из этих этапов также можно разделить на более мелкие шаги, пока задачи не станут достаточно простыми, чтобы их выполнение не пугало.

Чем полезен: подход помогает не бояться больших проектов и обеспечивает постоянный прогресс, позволяя не откладывать работу и уверенно двигаться вперед.

Преимущества:

  • большие задачи разбиваются на этапы, что позволяет легко интегрировать их в повседневную работу;
  • уменьшается тревога, что важная задача остается невыполненной;
  • регулярные промежуточные результаты дают возможность демонстрировать прогресс руководству;
  • работа не откладывается до последнего момента и не превращается в кризисную ситуацию.

Недостатки:

  • эффективен, если до срока выполнения задачи остается достаточно времени и дедлайн не поджимает;
  • есть вероятность неправильно распределить проект на части, что может повлиять на его выполнение.

Метод «90 на 30»

Повелители времени: как применять тайм-менеджмент

Подход, предложенный бизнесменом и журналистом Т. Шварцем, напоминает технику «помидора», но использует другие временные интервалы.

Суть метода: в этом подходе рабочий цикл длится 90 минут, в течение которых нужно сосредоточенно работать без отвлечений. Затем следует перерыв на 30 минут. Этот процесс повторяется снова.

Для оптимальной продуктивности рекомендуется начинать с самых сложных и срочных задач, когда энергии и концентрации еще много. Существует и другой вариант этого метода: 52 минуты работы и 17 минут отдыха. Это идеально подходит для тех, кто не может работать полтора часа подряд, но и 25 минут слишком мало для полноценной концентрации.

Чем полезен: такая техника помогает более четко организовать рабочий процесс, не откладывать задачи на потом и при этом давать себе время на отдых и восстановление сил. Также метод предоставляет достаточно времени для выполнения крупных задач: полтора часа в классическом варианте и почти час — в альтернативном.

Преимущества:

  • помогает улучшить дисциплину и одновременно снижает вероятность переутомления;
  • способствует увеличению эффективности работы;
  • некоторые задачи могут быть выполнены быстрее, так как работник стремится завершить их в пределах установленного времени.

Недостатки:

  • может быть неэффективным, если возникает много срочных задач, требующих немедленного внимания;
  • длительные рабочие интервалы могут привести к усталости и снижению энергии.

Метод «швейцарского сыра»

Дела разного масштаба и сложности в составе проекта согласно методике «швейцарского сыра» 
Дела разного масштаба и сложности в составе проекта согласно методике «швейцарского сыра» 

Метод «швейцарского сыра» способствует преодолению прокрастинации и облегчает выполнение больших и сложных дел.

Суть метода: представьте проект в виде целого куска сыра, а отдельные задачи — как «дырки» в нем. Чтобы взяться за крупный проект, его разбивают на небольшие задачи разного объема и уровня сложности. Эти небольшие дела постепенно выполняются, и проект словно «тает» на глазах. Когда остается лишь несколько пунктов, их завершение объединяет все этапы и работа над проектом успешно завершается.

При этом работа должна быть разнообразной и не быть связана логикой. Дела необходимо брать хаотично, из разных смысловых блоков.

Чем полезен: за счет подхода можно сделать работу увлекательнее, даже выполняя сложные и большие проекты.

Преимущества:

  • разнообразие типов задач помогает избежать усталости и однообразия в работе;
  • большие проекты выполняются шаг за шагом, с постоянным прогрессом и без ощущения перегрузки;
  • есть гибкость в выборе того, чем заняться в конкретный момент;
  • некоторые задачи, казавшиеся сложными, оказываются проще в процессе выполнения.

Недостатки:

  • метод не применим для проектов, в которых каждая задача напрямую зависит от предыдущей;
  • не эффективен, если вся работа однообразна и носит рутинный характер;
  • частые переключения между разными делами могут мешать сосредоточенности и ухудшать качество и результат.

Метод GTD

Повелители времени: как применять тайм-менеджмент

Подход был разработан бизнес-консультантом Д. Алленом. Аббревиатура GTD означает Getting Things Done. Метод используется для управления задачами и структурирования рабочей информации.

Суть метода: для эффективного использования этой методики необходимо пройти несколько шагов:

  • Сбор данных.
  • Обработка информации.
  • Организация задач.
  • Регулярный обзор.
  • Выполнение работы.

Первым шагом становится сбор всей информации по текущим задачам в одном месте — это может быть доска, таблица, бумажный список или онлайн-инструмент.

После этого каждая задача проходит обработку по алгоритму GTD:

Схема алгоритма методологии GTD 
Схема алгоритма методологии GTD 

Задачи, которые необходимо выполнить немедленно, делаются сразу, делегируются другим исполнителям или переносятся на конкретный день. Остальные откладываются на будущее, удаляются или отправляются в архив.

На этапе организации задачи группируются по нескольким критериям: по срочности (срочные, отложенные, без сроков) и по проектам и направлениям, к которым они относятся.

Далее проводится обзор: задачи пересматриваются и анализируются заново. Это помогает выделить менее актуальную работу или, напротив, ставшую приоритетной.

Заключительный этап — собственно выполнение. На этом этапе определяется, как выполнить каждую задачу.

Чем полезен: методика Getting Things Done помогает завершить начатое и навести порядок в делах.

Преимущества:

  • позволяет упорядочить информацию даже по самым масштабным и сложным проектам;
  • помогает сфокусироваться только на приоритетных и нужных делах, а менее значимые — отложить или исключить из процесса;
  • освобождает от необходимости запоминать крупные объемы информации.

Недостатки:

  • не подходит для профессий, требующих творческого подхода;
  • требует высокого уровня самодисциплины и затрат времени на организацию процессов.

Метод хронометража

Метод хронометража позволяет проанализировать и повысить личную эффективность.

Суть метода: вначале необходимо две недели тщательно отслеживать все действия, которые занимают больше пары минут, и записывать их в специальную таблицу. Стоит также помечать время суток, когда они выполнялись.

Пример таблицы для методики хронометража 
Пример таблицы для методики хронометража 

Затем в течение следующих двух недель следует оценить, насколько продуктивно было использовано время: удалось ли завершить задачу, выполнены ли промежуточные цели или время прошло впустую. Каждому делу выставляется оценка в баллах, при негативных результатах полезно фиксировать причины неудачи.

После месяца наблюдений пора приступать к анализу информации для выявления закономерностей: какие дела занимают больше всего времени, в какие часы продуктивность максимальна, а когда появляется явный упадок сил.

После этого можно начать оптимизировать свой рабочий процесс, подстраивая важные дела под время наибольшей активности. Задачи, с которыми стабильно возникают проблемы, можно поручить кому-то другому, устранить причины неудач (например, обучиться необходимым навыкам) или вовсе исключить их из расписания.

Чем полезен: подход помогает эффективно распределять усилия между повседневными задачами, а также он может быть полезен при планировании смены деятельности, так как помогает выявить предпочтения к определенным занятиям.

Преимущества:

  • позволяет определить время, когда продуктивность максимальна;
  • видно, какие задачи действительно завершаются, а какие остаются невыполненными;
  • оптимизирует использование ресурсов, фокусируясь на тех задачах, которые выполняются наиболее эффективно;
  • помогает понять, какие занятия приносят удовольствие, а какие — нет.

Недостатки:

  • процесс реализации требует значительных затрат времени и усилий;
  • при изменении условий или сути задач необходимо проводить новые измерения;
  • на итоги работы могут влиять различные факторы, многие из которых сложно контролировать или устранять.

Матрица Эйзенхауэра

Матрица Эйзенхауэра 
Матрица Эйзенхауэра 

Методика, которая, по слухам, была разработана 34-м президентом США Д. Эйзенхауэром, базируется на принципе «срочное и важное — сделай сейчас, остальное — отложи или забудь» и способствует более осознанным решениям.

Суть метода: разные задачи, такие как заказ печати брошюр, встреча с директором или полив фикуса в офисе, различаются между собой по степени срочности и значительности. Чтобы эффективно организовать работу, дела распределяются в соответствии с матрицей, которая состоит из четырех блоков.

В первую очередь следует сконцентрироваться на задачах блока I — это наиболее критичная и срочная работа. Далее перейти к задачам блока II, где находятся важные, но несрочные дела, которые требуется завершить не немедленно, но в ближайшее время. Затем выполняются задачи блока III — менее значимые, но срочные. Их стоит перепоручить или автоматизировать, чтобы не тратить на них много времени.

Работа из блока IV — неважная и несрочная — выполняется в последнюю очередь или вообще исключается, так как она может отвлекать от более приоритетных дел.

Чем полезен: матрица Эйзенхауэра позволяет правильно расставлять приоритеты и не отвлекаться на второстепенные дела, фокусируясь на наиболее значимой и нужной работе.

Преимущества:

  • простота и скорость внедрения;
  • помогает сэкономить время, которое уходит на ненужные задачи;
  • четко показывает, на какую работу стоит в первую очередь обратить внимание;
  • уменьшает риск просроченных задач.

Недостатки:

  • не применяется для планирования на длительный период;
  • возможно неверное распределение приоритетов;
  • метод не будет эффективен, если отсутствуют рутинные задачи, требующие выполнения.

Автофокус

Метод автофокуса был создан экспертом по тайм-менеджменту М. Форстером для того, чтобы помочь людям делать то, что им хочется в текущий момент времени.

Суть метода: в отличие от других методов, здесь не требуется составлять строгий план перед работой. Все задачи записываются в общий перечень, а затем вы просто просматриваете его до тех пор, пока не ощутите желание заняться какой-либо из них.

Не имеет значения, насколько объемная или сложная работа привлекла ваше внимание — начинайте выполнять ее сразу. Когда дело сделано, вычеркните его из списка. Если оно не было выполнено в этот день, вычеркните его и добавьте в конец, чтобы снова вернуться к нему позже.

Если какое-то задание стабильно пропускается, это сигнализирует о том, что с ним что-то не так: возможно, оно чересчур сложное или требует значительных усилий. Тогда имеет смысл раздробить его на более мелкие части и вновь включить в перечень.

Чем полезен: подход помогает сосредоточиться только на том, что хочется сделать в данный момент, что повышает мотивацию и эффективность.

Преимущества:

  • позволяет получать больше удовлетворения от работы и снижает чувство принуждения;
  • помогает уменьшить стресс, связанный с необходимостью заранее планировать задачи;
  • полезен для креативных людей, которым трудно работать по строгому расписанию, так как дает больше свободы выбора;
  • всегда видно, сколько дел уже сделано и сколько задач осталось сделать;
  • все дела можно держать в одном списке.

Недостатки:

  • подход не подойдет, если задачи имеют жесткие сроки или если появляются срочные дела, которые требуют немедленного выполнения;
  • существует риск, что к сложным, скучным и некомфортным задачам можно подойти уже уставшим, что снизит продуктивность;
  • также есть риск, что трудная задача будет постоянно переноситься из списка в список без выполнения.

Принцип трех дел

Повелители времени: как применять тайм-менеджмент

Принцип трех дел предложен экспертом по продуктивности К. Бейли и помогает сосредоточиться только на наиболее приоритетных задачах.

Суть метода: вместо того чтобы пытаться охватить всё сразу, ежедневно выбираются три главные задачи, которые необходимо завершить.

Существует также модификация этой техники, называемая принципом девяти дел. Она предполагает выполнение одной большой задачи, трех средней важности и пяти небольших. Эта вариация помогает не только работать над объемными проектами, но и успевать закрывать повседневные задачи.

Повелители времени: как применять тайм-менеджмент

Чем полезен: метод идеально подходит для тех, кто испытывает трудности с концентрацией из-за большого количества мелких дел.

Преимущества:

  • способствует увеличению эффективности работы;
  • разделение дня на три части помогает справляться с различными задачами — как текущими, так и долгосрочными;
  • помогает сфокусироваться на приоритетных делах, не отвлекаясь на второстепенные.

Недостатки:

  • не эффективен, если ежедневная нагрузка требует выполнения большого числа задач;
  • не принимает во внимание вероятность появления неотложных дел, которые могут нарушить план.

Диаграмма Ганта

Пример диаграммы Ганта в Kaiten 
Пример диаграммы Ганта в Kaiten 

Диаграмма Ганта — это инструмент для наглядного отображения хронологии и длительности проектов и всех задач внутри них.

Суть метода: диаграмма отображает задачи на вертикальной оси, а время — на горизонтальной. График показывает, какие работы по проекту могут проводиться одновременно, а какие — только последовательно.

Чем полезен: применение диаграммы Ганта помогает более точно контролировать выполнение задач, улучшая планирование и управление длительными проектами.

Преимущества:

  • позволяет точно узнать время завершения проекта с учетом всех его этапов;
  • удобно для координации работы команд и отдельных сотрудников;
  • обеспечивает ясное представление о ходе проекта, его протяженности во времени и связях между задачами;
  • помогает оценить рабочую нагрузку и улучшить процессы.

Недостатки:

  • требует значительных усилий на начальное построение, особенно для объемных проектов, включающих множество задач;
  • необходима регулярная актуализация информации, если нет автоматизированного инструмента вроде Kaiten;
  • внесение новых дел способно нарушить общую структуру и создать в плане хаос.

«Сделайте это завтра»

Повелители времени: как применять тайм-менеджмент

Метод «сделайте это завтра», разработанный экспертом по тайм-менеджменту М. Форстером, предлагает откладывать выполнение некоторых задач на следующий день, чтобы не перегружать себя.

Суть метода: согласно этому методу в начале рабочего дня создается список, куда заносятся все дела на сегодня. Затем этот список закрывается для редактирования — все возникающие в течение дня задачи вносятся в список на завтра.

Методика делает акцент на различии между «занятостью» и «действительной работой». Занятостью считаются задания, не способствующие карьерному росту, не приносящие прибыли, не помогающие в развитии навыков, их может выполнить кто угодно. Несмотря на кажущуюся срочность, если такую работу отложить на завтра, она часто теряет свою актуальность и может быть полностью исключена из списка.

Истинная работа, напротив, способствует личностному и профессиональному росту, может быть трудной и обязательно требует вашего участия.

Также важно различать форс-мажоры и задачи, которые нужно сделать в тот же день. В первом случае у вас нет выбора — вы сразу же принимаетесь за них, как за тушение пожара. Во втором же — можете отложить задачи на завтра, ничего не потеряв. Негативные последствия от отсутствия результата в тот же день должны быть действительно серьезными — только в этом случае стоит отвлечься на такую работу. Однако эти случаи редки и большинство возникающих дел терпят до следующего дня.

Чем полезен: подход позволяет не торопиться, анализировать задачи перед их выполнением, избегать перегрузки и работать без суеты, планомерно продвигаясь вперед.

Преимущества:

  • позволяет сконцентрироваться только на важном;
  • помогает снизить стресс, уменьшить рутину и избежать спешки, что ведет к меньшему количеству ошибок;
  • обеспечивает детальное планирование каждой задачи перед ее выполнением;
  • распорядок дня становится более упорядоченным и предсказуемым;
  • список дел ограничен, его нельзя часто корректировать, что снижает риск перегрузки.

Недостатки:

  • некоторые дела нельзя отложить;
  • трудно использовать, если есть привычка не откладывать работу и стремление сделать ее как можно скорее.

Выявление хронотипа

Повелители времени: как применять тайм-менеджмент

Методика хронотипов от сомнолога и психолога М. Бреуса основывается на учете индивидуальных биоритмов для повышения эффективности работы.

Суть метода: каждый человек имеет свою уникальную суточную активность: одни более продуктивны утром, другие — днем или вечером. Этот подход предполагает, что важно понимать свой хронотип и адаптировать деятельность к своим естественным биологическим циклам.

Хронотип представляет собой комплекс характеристик организма, отражающий, в какое время суток он наиболее работоспособен и когда ему нужно отдыхать. Для определения своего хронотипа можно пройти онлайн-тест.

Согласно методике, всего существует четыре хронотипа:

  • «Львы» просыпаются в период с 5:30 до 10 утра без будильника, достигают максимальной продуктивности с 10 утра до 5 вечера, лучше ложатся спать до 22:30.
  • «Медведи» встают с 7 до 11 утра. Их производительность возрастает с 11 утра до 6 вечера, им рекомендуется ложиться спать не позже 23:00 и спать не менее 8 часов.
  • «Дельфины» спят тревожно, могут проснуться рано, но также легко снова засыпают. Их активность на пике с 10 утра до 6 вечера. Они могут ложиться поздно, но для качественного сна им нужно избегать гаджетов минимум за 2 часа до сна.
  • «Волки» плохо просыпаются рано, их пик работоспособности приходится на вторую половину дня до 8 вечера, и они засыпают около полуночи.

Чем полезен: метод помогает организовать свое время так, чтобы работать в периоды максимальной активности и при этом отдыхать, когда это необходимо для восстановления.

Преимущества:

  • помогает учитывать индивидуальные периоды активности.
  • задачи выполняются с большей легкостью и скоростью в моменты наибольшей производительности.

Недостатки:

  • не всегда легко найти подходящую работу, которая будет соответствовать вашему хронотипу.

Лайфхаки: как еще организовать личное и рабочее время

Для того чтобы техники тайм-менеджмента были наиболее эффективны, полезно добавить несколько дополнительных простых шагов. Они помогут сфокусироваться на работе, которая была определена как важная.

  • Постановка цели. Представим, что ваша основная задача — подготовить и показать руководству презентацию о квартальных итогах работы.
  • Декомпозиция задачи. Разбейте процесс достижения цели на конкретные шаги: например, сбор данных за нужный период, ее анализ, удаление ненужной информации, добавление оставшегося материала на слайды, их оформление. Каждый шаг стоит описать более детально: чтобы собрать материал, нужно встретиться с коллегой А, запросить документ у сотрудника Б или выгрузить данные с онлайн-диска.
  • Планирование. Рассчитайте, сколько времени осталось до срока сдачи отчета, и распланируйте все этапы неделям и дням, если необходимо —по часам.
  • Реализация этапов. Придерживайтесь заранее составленного плана, следите за тем, чтобы не отклоняться от графика, и делегируйте задачи, которые не требуют вашего непосредственного участия. Если какая-то задача требует постоянного обновления, например, ежедневное обновление данных, заведите для нее трекер и отмечайте выполненные шаги.
Примеры трекеров для задач, которые важно выполнять регулярно 
Примеры трекеров для задач, которые важно выполнять регулярно 
  • Поиск вдохновения. Найдите способы, помогающие вам сохранять энергию. Это могут быть вечерние тренировки, чтение новостей перед работой или мысли о предстоящем отдыхе. Черпайте вдохновение из любых источников, которые могут поддержать вас и помочь довести дело до конца.

Как понять, что с контролем времени возникли проблемы

Иногда бывает, что команда настолько поглощена текущими задачами, что даже не замечает, как много дел накопилось и как часто они выполняются в последний момент. Вот несколько явных признаков, которые подскажут, что пора заняться тайм-менеджментом:

  • Регулярные переносы сроков. Если дела постоянно откладываются, вероятно, их нужно перераспределить, разделить на более мелкие подзадачи или пересмотреть их приоритетность.
  • Концентрация на несущественных задачах. Если команда фокусируется на второстепенной работе вместо более срочной и критичной, это сигнализирует о необходимости пересмотра подхода к организации временем.
  • Частые претензии. Если коллеги, руководство или клиенты постоянно высказывают недовольство по поводу работы какого-либо сотрудника, это может свидетельствовать о том, что он неэффективно организовывает свое время. В конце концов такие жалобы могут начать касаться всей команды или компании.
  • Ощущение неудовлетворенности. Если сотрудники не могут правильно распределить задачи во времени, пытаясь выполнить слишком много дел за день, это может привести к недовольству результатами. В конце дня появляется разочарование и чувство беспокойства, поскольку не все задачи были завершены.
  • Частое чувство усталости. Даже если дела кажутся стандартными и время для их выполнения должно быть достаточным, команда может всё равно не укладываться в сроки. Это может свидетельствовать о перераспределении нагрузки или усложнении задач, что требует более детального анализа и планирования.

Выводы

Во избежание нехватки времени и регулярных просрочек можно использовать различные техники тайм-менеджмента. Стоит помнить о главных принципах управления временем.

  • Существует множество подходов, но нет единого универсального, который подошел бы всем. Лучше пробовать различные методики и выбрать ту, которая работает для вас.
  • Навык сокращения отвлекающих факторов — основа для повышения сосредоточенности и продуктивности в работе.
  • Разделение дел на важные и второстепенные — фундамент результативного управления временем.
  • Иногда необходимо строгое соблюдение временных ограничений, но, если ощущение нехватки времени становится постоянным, стоит переосмыслить свой подход к планированию выполнения задач.
  • Не забывайте об отдыхе. Он так же важен, как и работа, поскольку позволяет снижать уровень стресса и восстанавливать силы.
  • Техники организации времени полезны для рабочих задач и повседневных дел.

Что еще полезного почитать про управление временем

Статьи из блога Kaiten про организацию рабочих процессов:

А что вы используете в своей работе и личной жизни, чтобы всё успевать и не выгорать?

88
11
11
9 комментариев

Блин мне очень помогает простое человеческое выспаться, чтобы все успеть в адеквате))

1

Нужна статья о том как высыпаться - это будет сенсация

2

Статья интересная, но я могу сократить время на прочтение для тех, кто уже понял, как важен этот тайм-менеджмент...
Это не просто планирование, а умение сказать ‘нет’ лишним задачам. Личный совет: не перегружайте себя делами, лучше делать меньше, но качественно.

1

Ну я сказал "нет" тайм-менеджменту, так как практика показала, что 70% задач в работе делаются с совершенно неясными целями. Ушёл в свободное плавание и чувствую себя прекрасно ибо расписывать свой день по часам нет необходимости.

1

Совет и правда отличный! Емко описывает все вышесказанное.
А методы, о которых мы рассказали, как раз позволяют это сделать разными способами.

Круто, что столько разных способов привели, потому что каждому свой подходит. У меня есть знакомая, которая вообще не может собраться и что-то делать пока не начнет подгорать дедлайн. Зато когда приближается срок, она чувствует, что пахнет жареным, и на максимум включает все свои ресурсы. Для меня такой способ совершенно не подходит. Но опять же, главное, чтобы работало)

Полезно, но очень много иноформации, не осилила дочитать с первого раза, продолжу завтра