Правовые основы компенсаций за поврежденную и утраченную недвижимость в ходе СВО

Правовые основы компенсаций за поврежденную и утраченную недвижимость в ходе СВО

В условиях современных реалий, где наша страна оказалась втянута в конфликт с Украиной, возник и продолжает расширяться ряд различных правовых вопросов в той или иной сфере деятельности. В своем блоге я стараюсь более-менее оперативно публиковать разборы некоторых и самых важных из них, дабы хотя бы таким образом помочь тем, кого они коснулись.

Вечером 17 ноября 2024 года новостные ленты осветили решение главы Белого дома о согласовании Украине дальнобойных ударов вглубь России. Полагаю, что такие меры приняты западными игроками с целью некоторого уравновешивания соотношения сил на фронте, так как положение ВСУ в последнее время приходит в упадок. Тем самым планируется вывести ситуацию в более выигрышное положение перед началом детальных обсуждений возможного мирового соглашения.

С учетом дальности поражения новых боевых установок, таких как ATACMS Block I-IIA, Taurus, Storm, результат этого решения способен затронуть обширную территорию прилежащих к границе, а также смежных с ними областей (Воронежская, Белгородская, Орловская, Курская, Липецкая, Брянская, Ростовская, а также Московская и г. Москва).

Однако, в данной статье я решил обратиться к проблеме поврежденного имущества мирных граждан, с которым сталкиваются уже более двух с половиной лет подряд жители приграничных регионов. С учетом сложившейся практики, а также изменившихся условий в связи с расширением территориальной зоны возможного поражения иных регионов, возрастает и актуальность правовой стороны компенсационных выплат.

Для среднестатистического гражданина дорогостоящее имущество, как правило, является единственным активом, на которое нередко приходится копить всю жизнь. В такой ситуации, утрату подобного имущества можно сравнить с обесцениванием всей ранее прожитой жизни, нивелированием карьерных и иных достижений в этот промежуток времени, а для кого-то вообще исход может стать фатальным, с точки зрения, дальнейшей жизни.

Скажу сразу, что на сегодняшний день отсутствуют какие-либо правовые основания для компенсации, понесенного в результате СВО, ущерба гражданам и организациям, находящимся в регионах без специального режима. Проще говоря, все повреждения вплоть до полной утраты имущества граждан, проживающих на территориях, где не объявлен режим ВП (военного положения), ЧС (чрезвычайной ситуации), КТО (контртеррористической операции) – не подлежат по закону компенсации. В редких случаях, местная, региональная или федеральная власть может точечно поддерживать из своих резервов отдельные категории граждан, но это бывает редко. Именно по этой причине подобные специальные режимы вводятся в крайнем случае. Так, в Курской области режим КТО был введен на пятый день (10 августа 2024 года), после прорыва границы и спустя 2,5 года после начала СВО. До этого момента, гибель мирных граждан, а тем более утрата их имущества ничем не регулировалась. То есть, всё и все, кто пострадал от СВО в обозначенный период времени, если и могут рассчитывать на что-то, то лишь в последнюю очередь. Только после закрытия потребностей всех тех, кто пострадал в период действия специального режима и при условии публикации конкретных нормативно-правовых актов, которых пока нет. А до той поры, все подобные ситуации будут по сути приравниваться к обстоятельствам, как если бы вы сами повредили свое имущество неправомерными действиями.

Правовые основы компенсаций за поврежденную и утраченную недвижимость в ходе СВО

Что касается процедуры и размеров выплат тем, кто подпадает под действие режимов - об этом и до меня написано уже много, а в причисленных регионах имеются организованные источники информирования. Возможно, чуть позже подробнее напишу и об этом. Однако, скажу, что все компенсационные выплаты сводятся либо к небольшим единоразовым финансовым выплатам для жизни, обеспечительным льготам для беженцев, формальным выплатам за утрату жилья и лишь в редких случаях, к выдачи сертификатов на приобретение новых объектов недвижимости. В любом случае, как правило, такие поддерживающие меры даже близко не покрывают фактические потери граждан, пострадавших от военных действий.

Так каковы на сегодняшний день пути решения этого вопроса в условиях, где «маленькому человеку» приходится самостоятельно заботиться о своем комфорте и благополучии? Пытаться каким-то образом коллективно влиять на властные органы управления с требованием о введении в своем регионе специального режима – в настоящее время видится мне слабым и малоперспективным способом. Ввиду общего финансового положения и существенного оттока средств лишь в одно направление, заниматься этим просто никто не будет, а пока будут решаться бюрократические проволочки – СВО может постучаться и к вам.

Как вариант, можно рассмотреть для себя вариант страхования имущества в надежных организациях. В условиях нестабильности, когда маленькие организации, не способные себя обеспечивать самостоятельно, объединяются с более крупными - страхование в более-менее адекватных компаниях, позволит с большей уверенностью рассчитывать на компенсацию. При наихудших стечениях обстоятельств, всегда найдется правопреемник, который сможет закрыть ваши имущественные потери.

Статья 964 ГК РФ освобождает страховщиков от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, в случае наступления ряда событий, если они не предусмотрены законом или договором страхования:

воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;

военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;

гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок.

Правовые основы компенсаций за поврежденную и утраченную недвижимость в ходе СВО

Повреждения и утрата имущества на территории России в результате СВО считаются поврежденными и утраченными в результате террористический действий, в связи с чем , спокойно покрываются страховыми выплатами. От указанных событий в настоящее время страхуют такие организации, Как Сбербанк страхование, РЕСО, Росгосстрах, Согаз и др. Стоимость годовой страховки составляет от 22 тысяч рублей в год. При этом, следует обратить внимание, что перед подписанием договора все равно сверяйтесь со списком страховых случаев, дабы не упустить важные детали. Например, рассчитывая на страховую выплату за попадание БПЛА, вы можете попасть в ситуацию, когда там не будут прописаны условия повреждения вашего имущества обломками БПЛА, либо наоборот и т.д.

В остальном, при наступлении негативных обстоятельств, приведших к утрате жилья, либо необходимости покинуть места своего постоянного места жительства, рекомендую коллективно обращаться к местной власти с требованием о предоставлении для проживания пустующих объектов недвижимости, коих в каждом регионе насчитывается огромное количество. К ним относятся здания и помещения не работающих по каким-то причинам государственных, региональных и муниципальных учреждений, а также объекты недвижимости МО РФ (расформированные воинские части и иные учреждения). Скажем, после военных реформ товарища Сердюкова А.Э., в одной только Московской области до сих пор пустует огромное количество учреждений с отоплением, водоснабжением и всем необходимым. В частности, предлагаю обратить внимание на инфраструктуру бывшего Спецстроя России, где для беженцев можно обнаружить прекрасно сохранившиеся целые санатории и профилактории с четырех- и пятизвездочными номерами. По этому поводу можно обратиться напрямую к Главному военно-строительному управлению МО РФ, либо через МО РФ.

По всем интересующим вопросам, связанным с военным правом всегда можете обратиться ко мне в личном сообщении, либо по номеру телефона - 8(900)268-00-91.

Якубович Артём
Юрист в сфере налоговой оптимизации бизнеса, военного и гражданского права.
Правовые основы компенсаций за поврежденную и утраченную недвижимость в ходе СВО
11
Начать дискуссию